News

Нужно ли поднимать К-159?

Опубликовано: 02/09/2003

Автор: Нильс Бёмер

После трагической гибели российской атомной подводной лодки К-159 возникает естественный вопрос: нужно ли поднимать утонувшую лодку или следует оставить ее на дне моря? Руководство военно-морского флота уже пообещало поднять К-159. Какими же могут быть последствия для экологии, если подлодку все же оставить там, где она затонула? И не связана ли операция по поднятию К-159 с еще большим риском для окружающей среды?

Позиция объединения «Беллона»

Пока атомная подводная лодка (АПЛ) К-159, оборудованная двумя ядерными реакторами, покоится на дне Баренцева моря, она будет представлять собой риск радиоактивного загрязнения для окружающей территории. Рано или поздно, но радиоактивность, содержащаяся в активных зонах реакторов, все же найдет выход, и начнется утечка радиации в морскую воду. Результатом станет высокий уровень радиоактивного загрязнения. Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением «Комсомольца» в 1987 году, можно утверждать, что сначала радиоактивное загрязнение произойдет на локальном уровне.

Если рассматривать более долгосрочные прогнозы, то далее радиоактивное загрязнение начнет распространяться все шире по акватории Баренцева моря. Этой «миграции» будут в особенности подвержены так называемые «горячие частицы», являющиеся результатом любого электрохимического процесса, происходящего в ядерном реакторе. Эти горячие частицы представляют собой микроскопические частицы металла, сильно зараженные альфа-излучением. Примером таких частиц может служить плутоний.

Тот факт, что реакторы затонувшей АПЛ были заглушены с 1989 года, означает, что в активных зонах этих реакторов остался очень низкий уровень энерговыделения. Недостаток энерговыделения означает, что в корпусе реактора больше нет повышенного внутреннего давления, которое могло быть препятствием для проникновения морской воды внутрь, что приведет к коррозии и вымыванию радиации. Дополнительным фактором риска утечки радиации является давление воды на глубине 238 метров, где лежит утонувшая К-159. Давление воды на такой глубине еще более увеличивает опасность того, что толща воды прорвет стенки корпуса реактора и хлынет внутрь.

Необходимо также учитывать и психологический фактор в ситуации, когда наполненная отработанным ядерным топливом атомная подводная лодка покоится на дне богатого рыбой Баренцева моря. На перспективы рынка продажи рыбы из Баренцева моря, как в случае рыболовной промышленности и экспорта рыбы из России, так и в случае рыбной отрасли ее соседа Норвегии, слухи о радиоактивном заражении морепродукта могут произвести сокрушительный эффект. Объединение «Беллона» начало проект по оценке уровня радиоактивности рыбы и морепродукта, вылавливаемых в бассейне Баренцева моря.

Для того, чтобы избежать опасностей, описанных выше, лучшим решением было бы поднять утонувшую К-159 на поверхность — но делать это нужно лишь в том случае, если есть возможность осуществить такую операцию безопасным способом. Против операции по поднятию атомной подводной лодки со дна Баренцева моря есть некоторые довольно серьезные контраргументы, которым также необходимо уделить пристальное внимание до вынесения окончательного решения по этому вопросу.

Во-первых, пока что у нас моло информации о том, в каком техническом состоянии находятся оба реактора, и в какой степени реакторы и корпус самой подлодки были повреждены при затоплении и при ударе подлодки о дно Баренцева моря. Если корпус К-159 и ее реакторы получили хоть какие-то серрьезные повреждения, поднять К-159 на поверхность безопасным путем окажется очень непросто.

Также следует принять во внимание тот факт, что реакторы К-159 относятся к первому поколению российских морских ядерных энергетических установок. Эти реакторы не снабжены эффективной и надежной системой безопасности, которая могла бы предотвратить возникновение в них цепной реакции деления. Российский военно-морской флот заявил, что реакторы атомной лодки были заглушены в 1989 году, и что еще до неудавшейся попытки отбуксировки судна из базы в Гремихе на судоремонтный завод «Шквал» в г. Полярном были приняты специальные меры по обеспечению их безопасности. Эти меры должны быть подвержены детальному анализу с тем, чтобы по возможности точно оценить уровень целостности реакторов на сегодняшний день.

И в заключение: объединение «Беллона» считает, что российское правительство должно очень внимательно изучить все различные технические варианты подъема К-159 с морского дна, для того, чтобы обеспечить ее безопасную утилизацию. Если изучение всех аспектов нынешнего состояния реакторов и корпуса затонувшей АПЛ покажет, что подъем К-159 на поверхность окажется слишком сложной и небезопасной операцией, то все усилия должны быть направлены на обеспечение безопасности отработанного ядерного топлива, находящегося в реакторах на дне Баренцева моря. Одной из возможностей для этого является строительство саркофага вокруг реакторов, для того, чтобы минимизировать риск радиоактивного загрязнения.