News

Нефтяное загрязнение в Балтийском море

Опубликовано: 18/07/2003

Автор: Александр Алексеев

В результате выбросов мазута в Балтийском море загрязненными оказались практически все пляжи курортов Балтийска, Светлогорска и национального парка Куршская коса. По мнению экологов, «официальная версия происходящего полностью не соответствует действительности».

По официальным данным, всего загрязнено около 50 км побережья Балтийского моря. По оценкам калининградских экологов из организации «Экозащита!», загрязнено 200 км берега, количество выброшенных нефтепродуктов — 40 тонн. Загрязнение распределено достаточно равномерно, концентрация почти везде сохраняется в пределах 200 грамм на 1 кв. метр.

Происхождение нефтепродуктов
Загрязнение было обнаружено в минувшие выходные. О происхождении мазута существовало несколько версий. По одной из версий, мазут вытекает из затонувшего возле острова Борнхольм китайского танкера «Фу Шанхай». По другой — это результат сброса отходов нефтепродуктов или загрязненной воды с неизвестных кораблей.

Существует и версия, озвученная калининградскими экологами, о том, что это вовсе и не мазут, а нефть с принадлежащей компании «Лукойл» платформы Д-6 в Балтийском море, находящейся в 22 км от уникального заповедника Куршская коса, занесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Начало работ «Лукойла» на Д-6 подозрительно совпадает по времени с началом массовых выбросов нефтепродуктов на побережье. Компания не допускает международных экспертов на Д-6 даже после того, как комитет ЮНЕСКО обратился к России с требованием не добывать нефть [на этом участке], пока не будет проведена межправительственная экспертиза. Поведение компании более чем странно — непонятно, что можно скрывать на обыкновенной нефтяной платформе», — говорится в пресс-релизе калининградских экологов из «Экозащиты!».

В интервью по телефону из Москвы сегодня утром сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк рассказал Bellona Web о том, что калининградские экологи намерены достоверно выяснить, есть ли связь между работами «Лукойла» и загрязнением берега. Для этого экологи взяли 15 июля пробы на морском побережье.

«Однако пока нам не удалось найти независимую лабораторию для анализа этих проб», — признается Владимир Сливяк.

«Платформа Д-6 сейчас только строится, ни о какой добыче речи нет. Ориентировочно добыча должна начаться в декабре», — сообщили корреспонденту Bellona Web в пресс-службе компании «Лукойл». По словам пресс-службы, компания доверяет официальным экспертизам, которые показали, что «нефтепродукты — не из месторождений Балтийского моря».

Сегодня, согласно официальным сообщениям, загрязненные пляжи практически очищены. Вывезено более 4 тонн смеси песка и мазута.

Однако экологи «Экозащиты!» эту информацию опровергают.

«Власти обеспокоены массовым оттоком туристов из Калининградской области. На самом же деле, очищен только Балтийск, а территория порядка 150 километров практически остается загрязненной: выбросы нефтепродуктов только слегка ушли в песок», — сообщает Владимир Сливяк.

«Официальных данных сейчас нет вообще: морская инспекция не посещала пляжи, а лишь констатировала, что даже незначительный выброс представляет угрозу для экологии Балтийского моря. Официальные инстанции не собираются выяснять истинные мастштабы загрязнения,»— отмечает Владимир Сливяк в интервью Bellona Web.

Морская инспекция заявляет, что в области не хватает технических средств для ликвидации загрязнения, а местное отделение МЧС (управление ГО и ЧС) продолжает бездействовать.

Экологические бедствия в Калининградской области, связанные с выбросом нефтепродуктов, стали в последние годы регулярным явлением, и это не может не вызывать беспокойства.

Как сообщил корреспонденту Bellona Web общественный эколог, руководитель проекта «Мониторинг БТС» Александр Сутягин, «поведение властей везде одинаково»: «В случае выброса нефтепродуктов масштабы бедствия стараются преуменьшить. Реальный источник загрязнения часто стараются скрыть».

В результате, ликвидация последствий аварии часто сводится к косметическим процедурам — приведению побережья в надлежащий вид: «Мазут собирают, вывозят, а то и вовсе закапывают поблизости».

В получении достоверной картины происходящего заинтересованы только общественные экологи. Любой скандал вокруг Куршской косы чреват серьезными последствиями: слишком уж высок статус заповедника. Поэтому Калининградская область еще долго останется плацдармом жесткой борьбы власти, экологов и нефтяных компаний.

Танкер на мели
Схожая авария чуть было не произошла в середине июля и в Ладожском озере под Санкт-Петербургом. 13 июля при подходе к Шлиссельбургу сел на мель танкер «Охта». Судно с 4600 тоннами мазута на борту следовало из населенного пункта Бугровский Буй в акватории Ладожского озера. В результате аварии танкер получил пробоину в балластном баке. Утечки нефтепродуктов в Неву на этот раз не произошло, однако даже двойное дно, которым по счастью обладает танкер «Охта», не гарантирует защиты от разливов нефти в случае серьезной аварии.

Между тем, ситуация с транспортировкой нефтепродуктов на Ладоге сложилась критическая. Уровень воды упал, поэтому танкеры протаскивают сегодня фактически по дну. При этом в ближайшее время перевалка нефтепродуктов по Неве — единственному источнику питьевой воды для Петербурга — будет только расти.

По информации, предоставленной Bellona Web Александром Сутягиным, ни один из проектов перевалки по Неве и по Ладоге не проходил требуемых законом согласований. Соответствующую экспертизу проходят, как правило, только терминалы. Между тем, введение каждого нового терминала естественно увеличивает интенсивность танкерных перевозок, безопасность которых оставляет желать лучшего.

В условиях, когда не соблюдаются предусмотренные законом процедуры, контроль со стороны экологических организаций — практически единственное средство предотвратить будущие нефтяные загрязнения.

Россия – единственная страна, выступившая против запрета однокорпусных танкеров в Балтийском море. Позиция эта ничем не мотивирована, учитывая то, что европейская программа не предполагает одномоментного и немедленного отказа от использования устаревших танкеров. Заняв такую непримиримую позицию, Россия может очень быстро добиться того, что датские проливы для нее просто будут закрыты. Так желание сэкономить в очередной раз обернется большими убытками.