News

Норвегия и Россия не нашли общего языка в проекте по утилизации нестратегических АПЛ

Опубликовано: 24/06/2003

Автор: Игорь Кудрик

На ежегодном заседании по сотрудничеству в области радиационной безопасности между Норвегией и Россией, — состоявшемся 12 июня в северной норвежской провинции Финнмарк, около российской границы, — делегации двух стран так и не подписали контракт по демонтажу двух российских нестратегических подводных лодок.

Загвоздка случилась, когда российская делегация предложила, чтобы Норвегия взяла на себя финансовую ответственность за переработку отработанного ядерного топлива (ОЯТ), выгружаемого с российских атомных подводных лодок — то есть, за процесс, запрещаемый положениями норвежского парламента по содействию иностранным государствам в сфере радиационной безопасности.

Норвежское Министерство иностранных дел, в чьей ответственности находятся программы ядерного содействия России, объявила ближе к началу этого года, что намеревается профинансировать проект утилизации двух российских нестратегических атомных подводных лодок (АПЛ), класса «Виктор III» на двух заводах в Северо-Западном регионе России. Работы по демонтажу планируется провести на судоремонтном заводе «Нерпа», на Кольском полуострове, а также на заводе «Звездочка», в городе Северодвинске Архангельской области.

Шаг, предпринятый норвежской стороной, должен был подать первый конкретный пример осуществления большой программы «Глобальное Партнерство против распространения оружия и материалов массового поражения», учрежденной на саммите в городе Кананаскис (Канада) в июне 2002 года группой восьми наиболее индустриально развитых держав мира, или «большой восьмеркой». Инициатива Глобального Партнерства нацелена на контроль, обезвреживание и ликвидацию российского ядерного наследия, на каковые цели «большая восьмерка» торжественно обязалась выделить в ближайшие десять лет 20 миллиардов долларов. После канадского саммита несколько стран пообещали также оказать России содействие в конкретной задаче утилизации нестратегических АПЛ.

Незадолго до встречи в провинции Финнмарк норвежское Министерство иностранных дел выпустило заявление, объявившее о предстоящем подписании контракта на демонтаж двух российских АПЛ, однако, это заявление оказалось преждевременным.

В самом начале обсуждений контракта заместитель главы российского Министерства по атомной энергии, или Минатома, Сергей Антипов, — возглавивший российскую делегацию, — поднял вопрос об отработанном ядерном топливе, которое нужно будет выгрузить из реакторов двух подводных лодок перед началом работ по разделке. Антипов заявил, что Россия хочет, чтобы Норвегия заплатила за переработку этого ОЯТ на химическом комбинате «Маяк», расположенном в Челябинской области. Ким Траавик, государственный секретарь Норвегии, не слишком восторженно отнесся к идее оплаты этой части счета.

«Это было неожиданно, и очень жаль, что это случилось», — сказал Траавик. — «Для норвежской стороны не может быть и речи о том, чтобы содействовать в переработке отработанного ядерного топлива».

Траавик также сказал, что Норвегия готова оплатить выгрузку ОЯТ с подлодок, сам процесс демонтажа и отправку отработанного топлива в безопасное хранилище, но ответственность за переработку этого ОЯТ придется взять на себя российской стороне.

Переговоры по контракту будут продолжаться, и, согласно Траавику, взаимно приемлемое решение будет найдено в скором времени.

–> Норвежскому МИДу запрещено поддерживать переработку
Однажды, впрочем, Норвегия все же сделала свой вклад в переработку ОЯТ на «Маяке». При поддержке норвежского Министерства иностранных дел был разработан так называемый «Норвежский план действий» — основа для участия Норвегии в инициативах по радиационной безопасности в России. В соответствии с этим планом, Норвегия заплатила за строительство для России специального дополнительного эшелона для транспортировки отработанного ядерного топлива на комбинат «Маяк». До того, в России использовался только один такой спецэшелон.

Однако в 2002 году Комитет по контролю и исполнению Конституции норвежского парламента провел анализ работы по осуществлению «Норвежского плана действий» и принял ряд важных требований, — разработанных «Беллоной», — которые, помимо прочих ограничений, включали в себя запрет на использование норвежских фондов для поддержки переработки на «Маяке».

Завод на комбинате «Маяк», территория вокруг которого считается самой радиоактивно загрязненной на земле, может теоретически перерабатывать до 400 тонн ОЯТ в год, однако, работает с ограниченными возможностями — примерно 150 тонн в год. В декабре 2002 года Госатомнадзор, отозвало лицензию «Маяка» на переработку на основании непрекращающихся выбросов радиоактивных отходов от перерабатывающей деятельности завода в близлежащие водоемы. Каждый год весенний паводок грозит тем, что зараженная радиоактивными отходами вода попадет в открытые речные системы и распространится через реку Обь до самой Арктики, приведя к экологической катастрофе огромного масштаба. Тем не менее, лицензия на переработку на «Маяке» была восстановлена в 2003 году, после обещаний завода разработать очистные технологии, которые позволят прекратить сброс радиоактивных отходов в окружающую среду. «Маяк», впрочем, «кормит» Госатомнадзор такими обещаниями вот уже десять лет.

Демонтажа ждут более 40 нестратегических АПЛ
Советский Союз построил около 250 атомных подводных лодок. Сегодня только примерно 50 из них остаются в боевом составе на Северном флоте и на Тихоокеанском флоте. Примерно 115 АПЛ на Северном флоте были выведены в отстой, и полный процесс утилизации прошли около 40 из них. Приблизительно 70 АПЛ, включая 45 нестратегических, до сих пор находятся на отстое с отработанным ядерным топливом на борту, на флотских базах или судоремонтных заводах на Кольском полуострове и в Архангельской области.

С начала 1990-х годов Соединенные Штаты, в рамках программы «Совместное сокращение угрозы», или CTR, занимаются финансированием демонтажа российских стратегических подводных лодок, составлявших угрозу национальной безопасности США. Старые советские нестратегические АПЛ первого и второго поколений не входят в область деятельности CTR, так как никогда не представляли непосредственной военной опасности для Соединенных Штатов.

Однако они представляют вполне ощутимую, и серьезную, опасность для экологии. Но проблема в том, что слово «экология» до сих пор — благодаря, во многом, консервативному большинству контролируемого Республиканской партией конгресса США — остается табу в проектах программы CTR.

После обнадежившего экологов заявления «большой восьмерки», — пообещавшей выделить России на цели нераспространения и разоружения 20 миллиардов долларов в течение ближайших десяти лет, — многие активисты мирового экологического лобби, в надежде заручиться поддержкой и вниманием политической верхушки и убедить ее прикладывать как можно больше усилий к делу обезвреживания ядерного наследия России, несколько пересмотрели свои аргументы, не забывая теперь обращать внимание политиков на тот факт, что ядерные материалы, — и особенно отработанное ядерное топливо, — хранящиеся на борту российских нестратегических подводных лодок, также представляют собой и риск ядерного распространения, потому что потенциальные террористы могут легко использовать их для изготовления так называемых «грязных бомб».

–> CTR платит за переработку ОЯТ
Процесс утилизации атомной подводной лодки осуществляется в несколько этапов. На первой стадии с лодки выгружают все оружие и другое важное оборудование, а сама АПЛ отправляется в отстой на одну из военных баз. На ее борту остается сокращенный экипаж. До конкретной операции разрезки из реакторов АПЛ выгружается все отработанное ядерное топливо. Выгруженное ОЯТ помещается в специально оснащенный эшелон и транспортируется на переработку на комбинат «Маяк».

В ходе разрезки из подлодки сначала вырезают реакторный отсек, а затем отправляют на слом и все оставшиеся части. Реакторные отсеки транспортируются в специально обозначенные места хранения. Для реакторных отсеков утилизированных АПЛ Северного флота такое хранилище расположено в губе Сайда, в северо-западной части Кольского полуострова.

В начале 1990-х годов программа CTR начала свою работу в России с проекта оснащения трех российских судоремонтных заводов — двух на Северо-Западе России и еще одного на Дальнем Востоке — необходимым оборудованием для разрезки атомных подводных лодок. Начиная с 1997 года, в целях ускорения сроков разделки стратегических АПЛ и повышения эффективности самого процесса утилизации, руководители CTR помимо обеспечения оборудования для демонтажа стали предоставлять прямые подряды российским заводам и оплачивать проделанную работу.

По настоянию России, CTR также получила от конгресса Соединенных Штатов разрешение на отправку отработанного ядерного топлива с российских АПЛ на переработку на завод «Маяка», — что было прежде строго запрещено и внутренними стандартами программы CTR, и политикой Соединенных Штатов в этой сфере в целом. Соглашение, которое появилось в результате этого разрешения, предписывало переработку отработанного топлива с некоторого — до 15 единиц — числа стратегических подлодок, утилизированных с помощью программы CTR. Кроме того, в рамках этой схемы обращения с ОЯТ, извлеченных из утилизированных АПЛ, CTR профинансировала строительство пункта по выгрузке топлива, который также был оснащен площадкой с контейнерами для временного хранения ОЯТ и транспортировки на судоремонтных заводах «Звездочка» в Северодвинске и «Звезда» на Дальнем Востоке.

Необходимость в безопасном хранилище для ОЯТ АПЛ
Будучи “испорченным” программой CTR, Минатом, который теперь несет ответственность за утилизацию российских АПЛ, замыслил продавать потенциальным странам-спонсорам таких проектов изобретенную им схему, которую можно было бы назвать своеобразным «пакетом утилизации АПЛ», — подразумевающую финансирование не только выгрузки отработанного ядерного топлива с утилизируемой АПЛ и ее разрезки, но и отправки ее ОЯТ на переработку на заводе «Маяка».

Однако Норвегия отказывается поддерживать любые начинания, имеющие отношение к переработке.

«Беллона» давно убеждает Россию в необходимости построить на Кольском полуострове надежное, соответствующее современным стандартам безопасности, временное хранилище для ОЯТ с атомных подводных лодок. Причина тому — неотложная проблема в ситуации с отработанным ядерным топливом, которое пока что содержится в полуразрушенных береговых хранилищах, на борту готовых в любую минуту пойти ко дну судов технологической поддержки и в реакторах отправленных на отстой подводных лодок. Российская же сторона, представляемая Минатомом, упрямо продолжает настаивать на том, что все отработанное топливо с атомных подлодок должно отсылаться на переработку на «Маяке».

Но «Маяк» не может перерабатывать поврежденное ядерное топливо, а также некоторые типы топлива, хранящиеся на Кольском полуострове. Кроме того, перевозка отработанного топлива на «Маяк» вовсе не решает проблемы, а просто «переносит» ее с Кольского полуострова на Южный Урал. Как уже упоминалось, радиоактивные отходы от производства на «Маяке» могут во время любого весеннего паводка попасть в открытую речную систему, а оттуда и в Северный Ледовитый океан.

Недавно Япония, по различным сообщениям, подписала соглашение на утилизацию одной российской нестратегической подводной лодки класса «Виктор-III» на заводе «Звезда» на Дальнем Востоке. Пока что неясно, намеревается ли Япония также платить и за переработку отработанного ядерного топлива с этой АПЛ.

Что совершенно ясно — это тот факт, что усилия по решению такой важной задачи как утилизация российских нестратегических подводных лодок могут натолкнуться на те же самые или подобные препятствия и в будущем, если Минатом не перестанет упрямо цепляться за свою так называемую политику «закрытого топливного цикла», которая предусматривает опасный процесс переработки, но не оправдывается никакими экономическими или экологическими соображениями.

Таблица: Обзор состояния нестратегических атомных подводных лодок

Проект/класс Количество построенных АПЛ
СФ/ТОФ1
Годы постройки В эксплуатации
СФ/ТОФ
Отстойные АПЛ
СФ/ТОФ
С топливом Без топлива
627/Ноябрь 92/4 1955-1964 0/0 5/2 3/2
658/Отель 6/2 1958-1964 0/0 23/1 4/1
659/Эхо-I 0/5 1961-1963 0/0 0/54 0/0
675/Эхо-II 15/14 1961-1966 0/0 6/10 9/4
671/Виктор-I5 12/3 1963-1974 0/0 11/3 1/0
671РТ/Виктор-II 7/0 1971-1978 0/0 46/0 3/0
671РТМ/Виктор-III7 16/10 1976-1992 8/2 7/8 1/0
670A/Чарли-I 0/11 1970-1980 0/0 0/11 0/0
670M/Чарли-II 6/0 1972-1980 0/0 5/0 1/0
949/Оскар-I 2/0 1978-1981 0/0 2/0 0/0
949A/Оскар-II 68/5 1988-1997 5/5 0/0 0/0
705/Альфа9 7/0 1968-1981 0/0 3/0 4/0
945/Сиерра 4/0 1982-1993 310/0 0/0 1/0
971/Акула 6/7 1986-2002 6/7 0/0 0/0
Всего 96/61   22/14 45/40 27/711
Общее ко-во 15712   36 85 34
[1] Северный флот/Тихоокеанский флот.
[2] АПЛ К-8 класса «Ноябрь» затонула в 1960 году.
[3] АПЛ К-19 класса «Отель» (легендарная «Хиросима») была отбуксирована на судоремонтный завод «Нерпа» для выгрузки топлива и утилизации в апреле 2002 года.
[4] Некоторые АПЛ класса «Эхо-I» Тихоокеанского флота, возможно, были выгружены.
[5] Девять АПЛ класса «Виктор-I» находятся в отстое на базе в Гремихе на Северном флоте. На АПЛ K-314 (Тихоокеанский флот), после аварии в бухте Чажма в 1985 году, повреждены реакторы.
[6] Три АПЛ класса «Виктор-II» находятся на отстое в ожидании утилизации на базе в Гремихе на Северном флоте.
[7] АПЛ класса «Виктор-III» устаревают. Есть основания предполагать, что Тихоокеанский флот вывел из своего состава все АПЛ этого класса, а на Северном флоте на службе осталось только пять АПЛ этого класса.
[8] АПЛ К-141 («Курск») класса «Оскар-II» затонула в 2000 году.
[9] Каждая АПЛ класса «Альфа» оснащена одним реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Реакторный отсек АПЛ К-64 находится в бухте Сайда на Кольском полуострове, — где располагается хранилище для реакторных отсеков АПЛ — но до сих пор содержит внутри отработанное ядерное топливо.
[10] Возможно, еще две АПЛ класса «Сьерра» были выведены из эксплуатации, и только одна осталась в боевом составе.
[11] Количество АПЛ Тихоокеанского флота с выгруженным топливом, возможно, несколько больше, чем указано в таблице.
[12] Общее количество построенных нестратегических АПЛ не включает в себя прототипные лодки: АПЛ класса «Ноябрь» с ядерной энергетической установкой с жидкометаллическим теплоносителем (К-27), АПЛ класса «Папа», АПЛ класса «Майк» («Комсомолец»), а также нескольких переоборудованных стратегических АПЛ.