News

В России осенью «зеленеют» только обещания

Опубликовано: 12/06/2003

Автор: Александр Шкотов

Предстоящая осень обещает быть жаркой для экологов. Публикуем репортаж нашего корреспондента с июньской пресс-конференции и заявление российских организаций в связи с Днем окружающей среды.

5 июня, в День охраны окружающей среды (или эколога, или экологии, или и того и другого вместе) в Москве прошла пресс-конференция. В ней приняли участие лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, его заместитель Сергей Митрохин, а также «профессиональные» экологи – директор Фонда защиты дикой природы Игорь Честин, директор Российского регионального экологического центра Сергей Кураев, координатор «Гринпис» Владимир Чупров и академик, председатель Высшего экологического совета Госдумы, депутат Роберт Нигматуллин. Заявленные как участники, однако не прибывшие на пресс-конференцию руководители Центра экологической политики и Социально-экологического союза академик Алексей Яблоков и Святослав Забелин предложили без них обсудить и подписать заявление общественных экологических организаций.

В заявлении (публикуем его полностью. — Прим.ред.), в частности, сказано, что российские экологические организации требуют: восстановить в структуре исполнительной власти самостоятельный федеральный орган по охране окружающей среды; создать при президенте РФ Совет по экологии и устойчивому развитию; увеличить государственные расходы на охрану природы и здоровье населения; присоединиться к международным соглашениям по охране среды (ратифицировать Киотский протокол и присоединиться к Орхусской конвенции); отказаться от продления сроков эксплуатации атомных электростанций и так далее.


Участники пресс-конференции с заявлением согласились. Правда, академик из Башкортостана Нигматуллин о заявлении напрямую не высказался, отметив, впрочем, что он – «технократ» и «не чувствует себя частью зеленого движения».


Примечательно, что и депутаты, и экологи положительно отозвались о прошедшем накануне заседании Госсовета, на котором президент Путин заявил, что существующая система экологического управления имеет серьезные недостатки.


Не без удовлетворения отмечалось также, что президент фактически признал ошибочным свое решение о ликвидации Госкомэкологии.


Эколог Сергей Кураев, характеризуя заседание Госсовета, назвал его «поворотным событием в экологической политике государства». Это он, конечно, поспешил. Помнится, «поворотными» в свое время назывались и желание Путина стать экологом на пенсии, и показное заявление о том, что пора «прекращать шпиономанию», и многое другое, что дальше заявлений так и не пошло.


Хотя на фоне обещаний сократить аппарат чиновников воссоздание Госкомэкологии вполне может случиться: строить бюрократическую ячейку проще, чем ее разрушать. (В отличие от некоторых экологов я лично не считаю Госкомэкологии панацеей от всех экологических бед. Хотя бы потому, что в подобного рода организации дивным образом не попадают именно те, кто знает толк в охране окружающей среды и по духу своему не является закостенелым и равнодушным бюрократом-аппаратчиком.)

Выступления представителей «Яблока» отличались конкретностью. Явлинский заявил, что фракция его партии в Госдуме к осенней сессии подготовит все необходимые документы для того, чтобы внести изменения в закон, разрешающий ввоз ОЯТ в Россию. «Ввоз радиоактивных отходов, — подчеркнул лидер «Яблока», — это преступление». Также Явлинский пообещал приложить максимум усилий для ратификации Россией Киотского протокола.


Сергей Митрохин добавил, что «Яблоко» также требует приостановки строительства атомных электростанций. Минатом, лоббирующий строительство, не выделяет деньги на природоохранную деятельность.


В конце пресс-конференции был задан интересный вопрос: как контролировать военных, загрязняющих территории в местах своего расположения? Ответы были разными: дескать, у военных есть свое управление по экологической безопасности, а вообще-то неплохо было бы вернуть функции контролирующего военных органа Госатомнадзору. О тотальной засекреченности антиэкологической деятельности военных почему-то никто не обмолвился. А ведь именно она, пресловутая, не обоснованная государственными интересами секретность, мешает заинтересованным организациям иметь четкое представление о реальной обстановке загрязненных военными территорий.


Вот лишь один из примеров. Когда на Северном флоте все данные по радиоактивным отходам были засекречены, соседние скандинавские страны даже не намеревались давать России деньги на утилизацию РАО и атомных подводных лодок. Но стоило «Беллоне» сделать доклад об этом, как сразу же появились планы финансирования. (Правда, военные под «чутким» руководством КГБ липовым «делом Никитина» чуть было не испортили программы помощи.)


Такая же ситуация сейчас повторяется на Дальнем Востоке. Японцы готовы предложить финансовую помощь, но хотят знать, куда и на что она пойдет и не будет ли разворована, как уже было не раз. Военные же вместе со сдвинувшимися на секретности чекистами хотят и рыбку съесть, то есть деньги получить, и с никому не нужными секретами не расстаться. Вот уж воистину – «тайна – мудрость идиотов».


Однако вернемся к экологам. Предстоящая осень обещает быть жаркой для них. В сентябре свою конференцию планирует провести Социально-экологический союз – организация сильная и влиятельная. (Достаточно отметить, что ее руководитель Святослав Забелин является также членом Комитета по правам человека при президенте РФ.) В октябре должна состояться Всероссийская конференция «Зеленое движение и гражданское общество» (Организаторы – Центр экологической политики и Социально-экологический союз.)


В ноябре – 5-й Всероссийский съезд по охране природы. (Организатор – Министерство по охране природных ресурсов.)


К этому следует добавить, что на осень планируются и думские «экологические» баталии. В повестке – расширенное заседание по вопросу «Об экологической безопасности в Российской Федерации». Наверняка, и Киотский протокол будет ратифицирован именно осенью. (Хотя с протоколом не все просто: Минэкономразвития не считает его экономически выгодным для России.)


И еще. К осени наверняка «позеленеют» и предвыборные программы некоторых партий. Глядишь, и желающих стать экологами прибавится. Пусть даже на пенсии, пусть даже до последнего вброшенного бюллетеня в урну. Но все же, все же…


Так что – с прошедшим Днем эколога. И не открывайте так широко окна: мало ли какая дрянь в них может залететь.

Заявление российских общественных организаций в связи с Днем окружающей среды 5 июня 2003 года
День окружающей среды 2003 года мы встречаем с чувством непреходящей обеспокоенности за судьбы родной природы, тревоги за будущее России. Никто не должен быть безразличным к тому, что:

— развитие экономики организуется и происходит без должного учета экологических последствий (растут выбросы загрязняющих веществ на единицу продукции; увеличивается число экологически грязных и опасных производств; Россия используется в качестве мировой свалки радиоактивных и других опасных отходов и в качестве полигона для апробации экологически опасных технологий);

— от использования общенациональных природных ресурсов сверхприбыли получает небольшая группа лиц и корпораций, а у государства не хватает средств на охрану среды и здоровья населения;

— продолжается рост экологически обусловленных и экологически зависимых заболеваний и доли преждевременной смертности, связанной с экологическими причинами;

— слабеет внимание к экологическому образованию и воспитанию;

— нарушаются конституционные экологические права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на информацию о состоянии среды, на компенсацию ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, на участие в принятии решений, затрагивающих состояние среды, права малочисленных народов на традиционное природопользование).

Без здоровой среды не может быть здорового общества и здоровых граждан. Без внимания к решению экологических проблем Россия никогда не станет сильной и процветающей страной.

Российские экологические организации, присоединившиеся к этому заявлению, считают необходимым:

— восстановить в структуре исполнительной власти самостоятельный федеральный орган по охране окружающей среды;

— усилить государственный экологический контроль, мониторинг и экспертизу;

— создать при президенте России Совет по экологии и устойчивому развитию;

— восстановить среди обязательных курс экологии в средней школе;

— увеличить государственные расходы на охрану среды и здоровье населения, в том числе за счет природной ренты при использовании общенациональных природных ресурсов;

— присоединиться к международным соглашениям по охране среды (в том числе ратифицировать Киотский протокол и присоединиться к Орхусской конвенции);

— отказаться от продления сроков эксплуатации атомных электростанций, выработавших свой проектный ресурс, и от строительства новых атомных станций;

— пересмотреть законы, разрешающие ввоз иностранного отработавшего ядерного топлива в Россию на захоронение;

— законодательно обеспечить расширение благотворительной деятельности;

— расширить права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

А.В. Яблоков, Центр экологической политики России (Москва)

А.Ф. Гарапов, Антиядерное общество Татарстана (Казань)

Т.И. Добрецова, движение «Во имя жизни» (Кострома)

А.М. Виноградова, Балаковское отделение ОО «ВООП»

и другие