News

Иранская оппозиция утверждает, что обнаружила в Иране еще два комплекса по обогащению урана

Опубликовано: 28/05/2003

Автор: Чарльз Диггес

Хорошо осведомленная организация иранской оппозиции сказала, что у нее есть доказательства существования в Иране двух прежде не выявленных объектов по обогащению урана, расположенных к западу от Тегерана. Если эта информация окажется верной, у администрации США появится больше оснований для их постоянных утверждений о том, что Исламская Республика занимается наращением ядерного оружия, — и еще один повод для объявления очередной военной кампании под предводительством США в ближневосточном регионе.

Новые обвинения Ирану в связи с его ядерной деятельностью были предъявлены Национальным Советом Сопротивления Ирана &#151 группой, координирующей деятельность организаций иранской оппозиции, по информации которой в прошлом декабре, с помощью коммерческого спутника, были сделаны несколько фотографий, выявивших существование в Иране двух секретных ядерных объектов: завода по обогащению урана и тяжеловодной установки, применение которой необходимо для производства плутония. Оба комплекса были осмотрены в феврале делегацией инспекторов из Международного Агентства Атомной Энергии, или МАГАТЭ, которая нашла их, &#151 по словам одного высокопоставленного сотрудника из ООН, хорошо знакомого с иранской проблемой, &#151 «удивительными по уровню высокотехнологичности».


Тот же самый эксперт сказал в интервью Беллоне Веб, что он склонен верить информации о двух новых ядерных предприятиях в Иране, сведения о которых поступили через Национальный Совет Сопротивления от организации, известной под названием «Народные Моджахеды». Если эта информация верна, то факт обладания всеми четырьмя предприятиями может иметь весьма сокрушительные последствия для статуса Ирана как участника учрежденного в 1968 году «Договора о Ядерном Нераспространении», который был им подписан.


«Эта [оппозиционная] организация пока что давала исключительно точные прогнозы», &#151 сказал этот высокопоставленный чиновник ООН. &#151 «Их группа, по-видимому, имеет возможность получать очень надежную информацию, от каких-то своих источников [в иранских правительственных структурах]».


Впрочем, отношение международного сообщества к «Народным Моджахедам» неоднозначно, а сама организация занесена в «черные» списки террористических групп в нескольких странах Европейского Союза, а также и в других государствах. В качестве доброжелательного жеста в сторону Ирана, администрация американского президента Джорджа Буша также объявила «Народных Моджахедов» террористической организацией. Однако военное руководство США также подписало и перемирие с представителями этой организации, действующими в Ираке.


Что обнаружила, по ее словам, иранская оппозиция

Национальный Совет Сопротивления Ирана заявил, что новые обнаруженные им ядерные предприятия являются двумя маленькими лабораториями, оперирующими как филиалы большого ядерного комплекса в городе Натанз, в центральном Иране. Представители совета сказали, что эти предприятия были обнаружены «Народными Моджахедами» &#151 так же, как и ранее Натанзское предприятие.


Иран, как и прежде, настаивает на том, что цели строительства Натанзского комплекса, представляющего собой систему газовых центрифуг, работающих на гексафториде и применяющихся для обогащения урана, так же, как и цели сооружения тяжеловодной установки около города Арак &#151 производство топлива для гражданской программы получения атомной электроэнергии. Однако американские власти и независимые специалисты предупреждают, что при сегодняшнем темпе развития иранская ядерная программа может привести к «разрыву» Ираном обязательств по «Договору о нераспространении ядерного оружия», когда Исламская Республика окажется полностью готовой к производству собственных ядерных вооружений, &#151 примерно так, как это сделала Северная Корея, приступив к переработке своего отработавшего ядерного топлива в целях получения плутония.


«Иран посылает нам сигнал о том, что он почти достиг необходимого потенциала для производства ядерного оружия, отрицая, в то же время, что у него вообще есть подобные намерения», &#151 написал недавно в своей исследовательской статье Дэвид Олбрайт, глава Института Науки и Международной Безопасности.


И в самом деле, иранский президент Мохаммад Хатами объявил не так давно, что Иран приступил к разработке собственных урановых месторождений и добыче этого металла. Натанзский комплекс по обогащению урана оснащен, согласно главе МАГАТЭ Мохамеду Эль-Барадеи, примерно 100 готовыми к эксплуатации центрифугами, а также деталями и оборудованием для сооружения еще, по меньшей мере, 5000 новых центрифуг. Когда планы по выработке собственного урана и завершению строительства Натанзского завода будут реализованы, Иран станет обладателем потенциала для производства, по крайней мере, двух урановых бомб в год. Иными словами, такая развитая урановая инфраструктура может дать Ирану совершенно независимые от содействия каких-либо других государств возможности для получения своего собственного ядерного топлива и своего собственного атомного оружия.


Иран пытается обхитрить международных контролеров?

Согласно одному дипломату, присутствовавшему на недавнем закрытом заседании МАГАТЭ, во время которого перед представителями агентства выступал глава иранского ядерного ведомства Голам Реза Агазаде, министр сказал в своей речи, что Иран не намерен уступить более строгому надзору со стороны инспекторов, в необходимости которого Исламскую Республику пытается убедить МАГАТЭ.


Али Савафи, представитель Национального Совета Сопротивления Ирана, сказал, что «иранский режим работает и над другими способами обхода международного надзора и международного мониторинга». На вопрос Беллоны Веб о новых обнаруженных в Иране, по сведениям его организации, ядерных комплексах, он ответил, что один из этих объектов уже оснащен несколькими центрифугами для обогащения урана. Он отказался предоставить более подробные комментарии по поводу оборудования и потенциального производства на этих комплексах.


По предположениям, высказанным Вашингтоном и организацией Савафи, Иран, возможно, уже приступил к секретным испытаниям центробежных технологий на одном из своих комплексов &#151 может быть, на одном из двух, находящихся сейчас под вопросом, &#151 и «пилотному» проекту по обогащению небольших количеств урана. Если это предположение окажется правдой, то будет означать прямое нарушение Ираном подписанного им «Договора о нераспространении ядерного оружия», говорят международные инспекторы в области оружия.


По словам Савафи, его организация, которая уже предоставила подробности о новых предполагаемых иранских комплексах специалистам МАГАТЭ, планирует в течение нескольких ближайших дней распространить найденные ими данные в средствах массовой информации. МАГАТЭ же 16 и 17 июня должна провести в штаб-квартире агентства в Вене (Австрия) заседание членов совета директоров с целью проанализировать ситуацию с Ираном и с выполнением им своих обязательств в рамках «Договора о нераспространении».


Сотрудница пресс-службы МАГАТЭ Мелисса Флеминг отказалась комментировать новую информацию об иранской ядерной инфраструктуре. «Мы вообще не комментируем положение с Ираном на сегодняшний момент, поскольку находимся в процессе инспекции, а это очень щепетильная ситуация», &#151 сказала Флеминг американской газете «Нью-Йорк Таймс». &#151 «Мы ездим туда. Мы берем пробы и делаем анализ».


Государственный департамент США также не предоставил никаких комментариев.


Тегеран-Вашингтон: напряжение растет

Обвинение в построении двух новых ядерных объектов было выдвинуто против Ирана как раз в тот момент, когда отношения между Ираном и Соединенными Штатами становятся особенно натянутыми, что дает некоторым международным специалистам и дипломатам повод опасаться новой агрессивной шовинистической кампании США на Ближнем Востоке &#151 недаром американские войска до сих пор расположены в очень удобном для США соседстве с Ираном, в побежденном Ираке.


Буквально недавно группа американских законодателей, включившая в себя представителей обеих республиканской и демократической партий, призвала к «смене режима» в Иране &#151 использовав ту самую чрезвычайно политически «заряженную» формулировку, которая неоднократно повторялась в вашингтонских кругах, когда речь заходила о вторжении войск США в Ирак. Кроме того, как и сейчас в ситуации с Ираном, Соединенные Штаты оправдывали свою интервенцию в Ирак тем, что Багдад якобы предоставлял убежище членам террористической организации Аль-Каида, &#151 и что он обладал ядерным оружием.


От аргументов администрации американского президента Джорджа Буша по поводу Ирана &#151 его утверждений, что Иран имеет оружие массового уничтожения, обвинений в связях с Аль-Каидой и пресловутой риторики о «смене режима» &#151 у многих возникает полное ощущение дежавю, усиляющееся от непрерывного, как на заезженной пластинке, повторения ключевых фраз, использовавшихся президентом для мобилизации американской общественности в призывах вступить под знамена операции «Свобода Ираку!».


Хотя информация, лежащая в основании предположений о том, что Иран может в скором времени развить свой собственный потенциал для производства ядерного оружия, настолько солидна, что спорить против нее трудно, Исламская Республика продолжает отрицать выдвигаемые против нее обвинения в том, что ее ядерные предприятия предназначены для чего угодно, но не для мирных целей.


«Мы надеемся, что в аргументации Соединенных Штатов будут преобладать рассудительность и логика, и они воздержатся от того, чтобы каким-либо образом вмешиваться в наши дела», &#151 сказал пресс-секретарь иранского ведомства по иностранным делам Хамид Реза Асефи, согласно новостному агентству «Рейтерс».


«Иран всегда защищал свои интересы, используя все имеющиеся возможности, и будет продолжать это делать. Иран не будет колебаться даже долю секунды, чтобы защитить себя», &#151 сказал Асефи, не уточняя, какими именно методами Иран может воспользоваться для своей защиты.

Москва не меняет позиции в отношении своего иранского проекта &#151 но начинает выражать обеспокоенность

Несмотря на растущие опасения вокруг иранской ядерной программы, а также нагнетающееся напряжение по поводу Ирана в Вашингтоне, российское Министерство атомной энергии, или Минатом, опять заявило о том, что не откажется от своих планов по завершению строительства 1000-мегаваттового ректора стоимостью в 800 миллионов долларов, который оно сооружает в иранском портовом городе Бушер.


«На сегодняшний момент, Россия не видит никаких причин для пересмотра своей позиции и своей роли относительно строительства [иранского] первого ядерного реактора», &#151 сказал, согласно российскому новостному агентству «Прайм-ТАСС», глава Минатома Александр Румянцев после переговоров с высокопоставленными представителями иранского ядерного ведомства, посетившими Москву с визитом в понедельник, 26 мая.


По утверждениям России, все, что она поставляет в Иран &#151 это ядерное оборудование, предназначаемое для применения в гражданских целях, и, кроме того, Россия будет, в рамках совершенно неординарной сделки, заключенной между Тегераном и Москвой, выкупать отработанное на Бушерской атомной электростанции ядерное топливо, или ОЯТ, с тем, чтобы Иран не воспользовался им для переработки и получения плутония, то есть, дополнительного материала для потенциального производства ядерных вооружений.


«Мы будем продолжать выполнять наши обязательства, несмотря на тот факт, что наша позиция по этому вопросу отличается от официального мнения Вашингтона», &#151 сказал, согласно репортажу агентства «Прайм-ТАСС», Румянцев.


Однако, в ходе переговоров с иранскими ядерными властями в Министерстве иностранных дел, или МИДе, заместитель главы МИДА Георгий Мамедов призвал Иран предоставить России гарантии, что Исламская Республика не использует свою программу ядерной энергетики как прикрытие для разработки ядерных вооружений, сообщило новостное агентство «Ассошиэйтед Пресс».


Мамедов «выразил озабоченность существованием серьезных, нерешенных вопросов в связи с иранскими ядерными исследованиями» во время встречи во вторник, 27 мая, с иранским послом в России Голамом Реза Шафеи, сообщил российский МИД.


Судя по этим заявлениям, информация о Натанзском и Аракском комплексах заставили в последние недели Россию призадуматься о существе иранской ядерной программы, и, &#151 как знак того, что Москва, возможно, начала прислушиваться к претензиям, высказываемым Вашингтоном, &#151 российские официальные лица потребовали большей прозрачности от Ирана в области его ядерных проектов. Россия также полностью пересмотрела свою прежнюю линию постоянного отрицания, что Иран может в ближайшем будущем обладать каким-либо потенциалом к производству ядерных вооружений.


Тем временем, правительственные лица из администрации Буша говорят, что пытаются теперь мобилизовать международную поддержку процессу получения инспекторами МАГАТЭ окончательного, официального ответа о том, имеет или не имеет Иран готовую к действию программу ядерного оружия.


Агрессивная позиция

Воинственные речи Вашингтона вызывают тревогу у религиозных лидеров Ирана, как говорят официальные лица в Тегеране. В прошлом году президент Буш поставил Иран наравне с Ираком и Северной Кореей, объединив все три государства в так называемую «ось зла».


В воскресенье, 25 мая, влиятельная американская газета «Вашингтон Пост» сообщила, что администрация Буша прекратила все дипломатические связи с Ираном и «по-видимому, готова к принятию агрессивной политики попыток дестабилизации иранского правительства».


Согласно «Вашингтон Пост», Белый Дом должен был во вторник, 3 июня, рассмотреть поддерживаемое Пентагоном предложение подорвать государственную власть в Иране, осуществляемую религиозными лидерами, с помощью серии хорошо оркестрованных народных восстаний. Было неизвестно, какие именно действия предлагает Пентагон, хотя один американский чиновник предположил, что Вашингтон может предоставить активную поддержку живущим в эмиграции иранским диссидентам и организациям, находящимся в оппозиции к иранскому правительству, таким как «Народные Моджахеды» и Реза Пахлави, старший сын покойного шаха Ирана, свергнутого в 1979 году в ходе Исламской Революции. Белый Дом отказался комментировать эту информацию, когда Беллона Веб обратилась к нему с вопросами во вторник, 27 мая.


«Иран слышит от Вашингтона вполне определенное предупреждение: «Мы всегда у вас за спиной»», &#151 сказал один иранский специалист по ирано-американским отношениям, пожелавший остаться неназванным, в интервью Беллоне Веб.