News

Маркировка для «пищи Франкенштейна»

Опубликовано: 04/05/2003

Автор: Вера Пономарева

Каких только прозвищ ни получили продукты, изготовленные из генетически модифицированных организмов! Их окрестили и «пищей Франкенштейна» и «едой для зомби».

На Западе многие люди отказываются употреблять продукты, изготовленные из ГМ–организмов. Большинство европейских правительств объявило мораторий на ввоз ГМ-продуктов и обязало производителей маркировать продукты, содержащие эти компоненты.


В России с 1 сентября 2002 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил» (от 14 ноября 2001 г. № 36). В этом документе (СанПиН 2.3.2.1078-01) содержится норма об обязательной маркировке продуктов, содержащих более 5% ГМ–компонентов. Кстати, делать это производителей закон обязывал с 1999 года.


Причем вне зависимости от процентного содержания ГМ–сырья в составе продукции. Однако контролировать выполнение этого постановления до введения в действие нового СанПиНа медики не могли. Возможности проверить каждый продукт у санитарных врачей не будет, ГМ–сырье идет на наш рынок лавиной, а потребители зачастую даже не догадываются о потенциальной опасности трансгенных продуктов.


Наш корреспондент Вера Пономарева взяла интервью у кандидата биологических наук, научного сотрудника Института цитологии РАН Максима Вонского.


— В чем же, на Ваш взгляд, опасность ГМ-продуктов?


— Есть несколько уровней понимания того, в чем состоит реальный и потенциальный вред ГМ-компонентов вообще. Приведу простую аналогию. Есть радиоприемник, есть мальчик-радиолюбитель, который уже знает, что такое транзистор и резистор, и ему очень хочется подключить к этому радиоприемнику лампочку, чтобы осветить темный чулан. Мальчик находит вольтметром, где есть напряжение, и впаивает туда лампочку. Лампочка горит, мальчик счастлив. Но он не думает о том, на какой волне он получит помехи, или какая станция не будет работать. Сегодня ученые не могут сказать, в какое именно место цепочки происходит вставка генетической конструкции, и какие изменения протекают в геноме в процессе трансформации. И самое страшное — не до конца понимая это, человечество выпускает ГМ-организмы в природу. А этот поступок необратим.

Известен, случай, когда гены-модификаторы кукурузы, которые придают ей устойчивость к алюминию (эта культура плохо растет в почве с высоким содержанием алюминия), были обнаружены в Мексике в местах, где росла обычная, немодифицированная кукуруза. То есть эти гены дали ГМ-кукурузе такое селективное преимущество, что она вытесняет «натуральные», немодифицированные сорта.

Уже сейчас европейские фермеры говорят о том, что не могут гарантировать полное отсутствие ГМ-компонентов в их продукции. Причиной этому может стать и случайное попадание ГМ-культур на фермерские поля (например, ветер разносит семена на многие сотни километров), а также смешивание ГМ-растений с «натуральными» при хранении.

—>
— Насколько безопасна пища, содержащая ГМ-продукты?


— Последствия употребления ГМ-продуктов изучены еще очень плохо, и никто не может гарантировать их безопасность для здоровья человека. В результате введения чужеродных генов в ГМ-растениях могут образовываться и накапливаться вредные вещества. Исследования трансгенного картофеля показали, что вырабатываемый в его клетках токсин повлиял на размеры внутренних органов у крыс. Кроме токсинов, при пересадке генов образуются новые белки, которые могут оказаться сильными аллергенами. Так, компания «Pioneer Hi-Bred Int.» сконструировала сою с генами бразильского ореха в надежде на то, что это улучшит качество соевого белка. Исследователи из университета в штате Небраска в ходе эксперимента установили, что употребление в пищу такой ГМ-сои может вызвать у людей, страдающих аллергией на бразильские орехи, сильнейшую аллергическую реакцию.

В большинстве случаев невозможно предсказать, окажется ли тот или иной продукт опасным для аллергиков. У некоторых людей чувствительность к ГМ-продуктам может развиваться постепенно, в то время как у других аллергическая реакция может проявиться сразу после первого употребления такого продукта в пищу.


— Некоторые ученые считают, что в результате эскалации числа ГМ-культур гены, которые отвечают за низкую чувствительность к традиционным для медицины и ветеринарии антибиотикам, могут перейти к человеку. Разделяете ли Вы эти опасения?


— В природе существует «горизонтальный» перенос генов (когда гены переносятся не от матери к ребенку, не от предка к потомку, а между двумя неродственными организмами). Теоретически возможно, что гены, в том числе и гены антибиотикоустойчивости, перейдут из растений к микроорганизму, от микроорганизма к какому-нибудь другому высшему организму или прямо от микроорганизма к человеку. И даже распространение этих генов антибиотикорезистентности в микрофлоре может повлечь за собой неприятные последствия.

—>
— Вы сейчас участвуете в проекте, который Институт цитологии РАН осуществляет совместно с международной организацией «Greenpeace». Какие задачи он призван решить?


— Прежде чем вводить маркировку товаров и продуктов, содержащих ГМ-компоненты, надо определить, что же мы можем назвать «продукцией, свободной от ГМ-компонентов». Стандарт такой «чистой» продукции мы сейчас и разрабатываем. Самое тяжелое здесь — это понять, что мы назовем продуктами, не содержащими ГМ-компоненты, потому что можно определить концентрацию на уровне 0,5% и даже 0,05%.


То есть существует «уровень детекции» методом исследования. И мы можем говорить только о том, что данный продукт не содержит ГМ-компонентов на уровне детекции. Одна миллионная процента может быть, ведь одни и те же мельницы мелят муку из модифицированной и нормальной сои. Естественно, какая-то примесь, загрязнение всегда есть. Важно понять, какая примесь значима.


Такой тест обойдется производителю недорого, и уже сейчас многие крупные магазины, рестораны проявляют к этому интерес. Они заинтересованы в том, чтобы рекламировать свой товар как экологически чистый. Разработка стандарта «чистой» от ГМ-компонентов продукции, в которой мы принимаем участие, — первый шаг к созданию системы ГМ-контроля, которая появится еще очень не скоро.


— Как же ориентироваться в предлагаемых нам товарах, пока не разработан стандарт «ГМ-чистоты», а на упаковке продуктов не появились соответствующие надписи? Многие специалисты советуют избегать продуктов, в состав которых входит соя. Справедливы ли их опасения?


— По разным оценкам, от 30 до 60% всей сои на мировом рынке генетически модифицирована. Покупая продукт, содержащий соевую муку, будь то колбаса или детское питание, мы не можем быть уверены, что производитель закупил немодифицированную муку, потому что в России даже отсутствуют отдельные таможенные коды, отдельная классификация для ГМ-продуктов. Производитель часто и сам не знает, что ему продают генетически модифицированное сырье.