News

В АЭС Минатома в Иране может залететь американская ракета

Опубликовано: 09/04/2003

Автор: Чарльз Диггес

Из всех текущих ближневосточных проблем, костью в горле вставших у американской администрации, от одной, по крайней мере, теоретически, было бы не так уж сложно избавиться, особенно под прикрытием оказавшейся, против всех ожиданий, весьма интенсивной военной кампании в Ираке, проводимой под руководством Соединенных Штатов с целью свержения Саддама Хусейна. Этой конкретной «костью в горле» является 1000-мегаваттовый легководный реактор стоимостью 800 миллионов долларов, который Россия сооружает в иранском портовом городе Бушер, — расположенном всего лишь в 300 километрах от развернувшихся на юге Ирака баталий, на другом берегу Персидского залива.

За последние несколько лет строящийся с помощью России реактор стал постоянным источником раздражения для Соединенных Штатов, критикующих Россию за поставки ядерных технологий в Иран — одно из трех государств, которое, наравне с Ираком и Северной Кореей, было объявлено Президентом США Джорджем Бушем частью так называемой «оси зла». Теперь, согласно некоторым высокопоставленным чиновникам в России и Израиле, Бушерский реактор может стать «неофициальной» мишенью Антииракской коалиции, которая легко может разбомбить иранскую электростанцию в сумятице и хаосе все более обостряющихся боев в Ираке.


Соединенные Штаты и Израиль давно утверждают, что Бушерский реактор представляет собой не что иное, как своеобразную «дымовую завесу», скрывающую тот факт, что Иран на самом деле занимается наращением более опасных ядерных технологий, чем те, что предназначены для использования в мирных целях получения электроэнергии. Сама Россия до последнего времени опровергала предположения о том, что Иран располагает необходимым потенциалом для производства ядерных вооружений.


Однако в ходе недавнего визита в Иран, совершенного инспекторами Международного Агентства по Атомной Энергии, или МАГАТЭ, обнаружилось, что Иран осуществляет строительство гигантского предприятия по переработке урана около города Нантанз, на котором, по завершении строительных и сборочных работ, будут введены в эксплуатацию примерно 5 000 центрифуг, применяемых для обогащения урана. Строительство Нантанзского комплекса проводилось частично под землей, а само предприятие окружено цементными стенами не менее двух метров толщиной — мера, предпринятая явно в оборонных целях, для защиты предприятия на случай потенциальной военной атаки. Недавно иранское правительство также объявило о том, что приступило к добыче своей собственной урановой руды, что теоретически дает Исламской Республике свой собственный, абсолютно не зависящий от содействия других государств, потенциал для производства своего собственного ядерного топлива и ядерного оружия.


Эти новые события заставили Александра Румянцева, главу российского Министерства по атомной энергии, отказаться от своей прежней неуклонной позиции опровержения любых предположений о том, что Иран обладает возможностями для производства ядерных вооружений, и две недели назад министр, наконец, признал, что Москва на самом деле не знает точно, чего следует ожидать от ядерной программы Тегерана. Сложившаяся двусмысленная ситуация, однако, не помешала России предложить Ирану новые контракты в сфере ядерных технологий, в число которых войдет, по всей видимости, строительство второго реакторного блока в Бушере.


Тегеран, тем временем, заявил, что откажет МАГАТЭ во въезде в страну и доступе к своим ядерным объектам для любых последующих делегаций международных инспекторов, если только США не снимет вновь наложенные недавно американской администрацией экономические торговые санкции против Ирана. Принятая иранским правительством позиция обострила обеспокоенность западного мира тем, что Иран, в конце концов, решит последовать по стопам Северной Кореи и выйти, как недавно сделала эта азиатская страна, из «Договора о ядерном нераспространении», под которым Иран в свое время поставил свою подпись.

—>
Израиль может применить «Озиракский вариант»

«Для нас давно было очевидно, что Иран ведет свою ядерную программу во враждебном направлении», — сказал один израильский высокопоставленный чиновник, попросивший не называть его имени или должности. — «Такой момент как сейчас, при столь интенсивном сосредоточении в регионе американских войск, теоретически, был бы идеальной возможностью для того, чтобы полностью избавиться от этой проблемы».


Израиль ранее уже прибегал к военной силе против ядерных объектов в соседних арабских странах. В 1981 году израильские бомбардировщики подвергли атаке и разрушили иракскую атомную электростанцию, строившуюся в городе Озирак. Отметив, что он надеется, что иранскую проблему удастся решить менее агрессивными методами, израильский чиновник все же сказал, что «’Озиракский вариант’ пока что не исключается — и не только в отношении Бушера, но также и Нантанзского комплекса и других объектов».


Среди этих других объектов — предприятие по обогащению урана, которое, по утверждениям Тегерана, является заводом по производству часов. Согласно некоторым сотрудникам американских разведывательных служб, Иран, возможно, уже приступил к производству обогащенного урана на этом комплексе, что, если соответствует действительности, классифицируется как грубейшее нарушение обязательств, принятых Тегераном в соответствии с положениями «Договора о ядерном нераспространении».


Израильский чиновник отказался уточнить, обсуждается ли «Озиракский вариант» в качестве целенаправленного удара с воздуха непосредственно по Бушеру и Нантанзу, или будет произведена замаскированная бомбардировка — так, чтобы атака выглядела как непреднамеренный удар по «постороннему» объекту вследствие ошибки при наведении ракеты или из-за какой-либо другой военной случайности такого рода.


И в самом деле, многие из американских ракет, дислоцированных в составе военных сил США в Ираке, обладают достаточной дальностью полета, необходимой для того, чтобы покрыть расстояние между американскими базами, располагающимися в Южном Ираке и Кувейте, и Бушером и поразить строящуюся электростанцию. За последние две недели, что в Ираке идут бои, несколько таких ракет уже сбивалось с курса во время полета, — две из них упали в Иордане, и еще две, в первые несколько дней после начала войны случайно выстрелили по Кувейту.


«Разумеется, мы задумывались над тем, что Бушер может подвергнуться как бы «случайной» атаке», — сказал чиновник из российского Министерства иностранных дел, настоявший на том, чтобы его имя и должность не использовались в настоящей статье. — «Но если это все же произойдет, то Соединенным Штатам придется отвечать не только перед Тегераном, но и перед Москвой».


Российское Министерство иностранных дел стало основным посредником между Москвой и Тегераном при проработке правовых вопросов в программе ядерного сотрудничества России и Ирана.


Согласно информации чиновника из Министерства иностранных дел, а также сведениям, упоминавшимся в публичных выступлениях министром атомной энергии Румянцевым, на строительной площадке и на технических работах на реакторной установке в Бушере заняты в настоящее время около 2000 российских специалистов, а также примерно такое же число иранских специалистов.

—>
США испытывают терпение Ирана

Некоторые аналитики в Вашингтоне и России рассуждают, что подобная атака на Бушер, случайная или преднамеренная, будет крайне недальновидным шагом для Соединенных Штатов, поскольку непоправимо нарушит сложившийся в регионе баланс, подтолкнув Иран к отказу от заявленной позиции нейтралитета в отношении американско-иракской войны. Однако чиновник из российского Министерства иностранных дел сказал, что Пентагон — и в особенности, Секретарь по вопросам обороны США Дональд Рамсфельд, — уже сделали и продолжают делать многое для того, чтобы спровоцировать Иран на переоценку позиции нейтралитета.


В начале прошедшей недели Рамсфельд внезапно сделал выпад против Сирии и Ирана, обвинив их в поставках для иракской армии приборов ночного видения и других передовых военных технологий, предоставление которых Багдаду запрещено в соответствии с санкциями ООН, введенными в силу после первой войны в Персидском заливе в 1991 году. Из репортажей средств массовой информации также следует, что тысячи иранцев и сирийцев готовы примкнуть к рядам иракской армии. В своих заявлениях Рамсфельд сказал, что обеспечение Ирака военной помощью будет рассматриваться Соединенными Штатами как «акт враждебности», и что Ирану и Сирии «придется держать ответ за свои действия».


«По-видимому, Рамсфельд не исключает планов расширения конфликта в регионе, который может охватить Сирию и Иран», — сказал источник из Министерства иностранных дел. — «В таком контексте, возможный удар по иранской ядерной инфраструктуре представляется более вероятным».


Он добавил, что «высокомерие, с которым администрация Буша взаимодействует в настоящий момент с Россией и всем миром, станет оправданием для их совести после того, как они уничтожат тысячи невинных российских специалистов, работающих на [Бушерской станции]».


Сотрудник пресс-службы Государственного департамента Соединенных Штатов, с которым связался корреспондент Bellona Web, отказался дать комментарии по поводу предположения о том, что иранская ядерная инфраструктура может оказаться на линии огня в ходе любого потенциально разросшегося конфликта, в который может оказаться затянутым Иран, и добавил, что «хирургическая точность», с которой американские военные наносят удары с воздуха, гарантирует, что вызвавший столько напряженности во взаимоотношениях США, России и Ирана Бушерский реактор не пострадает в результате случайного попадания. Он также ответил отрицательно на вопрос, есть ли у американских военных на текущий момент какие-либо планы по проведению целенаправленной атаки на электростанцию.


Чиновники из иранского Министерства иностранных дел и в Иранском Посольстве в Вашингтоне, округ Колумбия, комментируя ситуацию для корреспондента Bellona Web, ограничились очередным заверением в том, что ядерные амбиции Тегерана сконцентрированы исключительно в области энергетики, и иранская ядерная программа рассчитана только лишь на то, чтобы обеспечить электроэнергией растущее население страны. Это утверждение, однако, было неоднократно осмеяно многими в вашингтонской политической и административной элите, представители которой напоминают, что Иран располагает более чем достаточными запасами природного газа для удовлетворения своих энергетических нужд.

—>
Аналитики: Случайность — вряд ли, но прямой удар более чем вероятен

Аналитики в военной и ядерной сфере единогласно говорят о том, что потенциальное «случайное попадание» по Бушеру представляется маловероятным, а даже если и произойдет, то будет в любом случае воспринято как целенаправленный удар по реактору.


«Если Соединенные Штаты заинтересованы в [том, чтобы устроить какого-либо рода «несчастный случай» на Бушере], им придется сделать так, чтобы этот инцидент нельзя было бы отнести за чей-либо счет», — сказал Джон Вульфсталь, заместитель директора Проекта по нераспространению ядерного оружия, работающего под эгидой Центра Карнеги «За международный мир» в Вашингтоне. — «Что-нибудь вроде пожара на объекте, но никак не удар американской ракеты, которая якобы направлялась на Багдад, а оказалась в Бушере».


Вульфсталь добавил, что вполне вероятно, что американские власти уже задумывались о том, как бы уничтожить Бушерский реактор, но сказал, что они могут выбрать для этого любой момент. «Им нужно решить, хотят ли они действительно сделать это в контексте военных действий», — сказал собеседник Bellona Web.


Другой вопрос, по словам Вульфсталя, — что именно, в целом, выиграют США от разрушения Бушера, учитывая, что любое будущее производство по переработке отработанного ядерного топлива в Иране и получение от этого производства оружейного плутония будет осуществляться не на Бушерском реакторе, а на других объектах, расположенных на недосягаемом расстоянии от ракет американских войск, дислоцированных в Ираке и Кувейте.


Другой американский эксперт по ядерной сфере, попросивший не упоминать его имени в статье, сказал, что любая атака на Бушер послужит «открытой провокацией — невзирая на то, будет ли этот удар обставлен как случайность или нет. Никто не поверит, что это была просто ошибка».


Павел Фельгенгауэр, независимый московский аналитик военной сферы и автор регулярной военной рубрики в ежедневной англоязычной газете «Москоу Таймс», предположил, что любой удар по Бушеру будет именно прямой и открытой атакой, а не небрежно замаскированным «случайным» попаданием. Как следует из сделанного Фельгенгауэром анализа ситуации, Соединенные Штаты, все еще имея силовое преимущество в виде базирующихся в регионе войск, поставят перед Ираном ультиматум, потребовав прекратить строительство атомной станции, и сделают это когда-нибудь будущей осенью, как раз перед тем, как реактор должен, согласно расписанию, начать свою работу.


«Здесь важен именно этот момент, осенью, поскольку им нужно взорвать [реактор] как раз перед его запуском в эксплуатацию, [когда он уже будет нагружен ядерным топливом]», — сказал Фельгенгауэр.


Представитель пресс-службы иранской группы оппозиции, организации «Демократический Народ Ирана» (Democratic Nation of Iran), в состав которой входят как эмигрировавшие иранские диссиденты, координирующие работу организации в Вашингтоне, так и активисты, живущие в Иране, сказал, что надеется на то, что американские военные чины откажутся от идеи силовой атаки на Бушер, поскольку такой удар разрушит последние остатки цивилизованных связей между двумя государствами.


«Напасть на Иран подобным образом будет огромной ошибкой», — сказал сотрудник пресс-службы организации по имени Хамид, который предпочел не называть корреспонденту Bellona Web свою фамилию, — «нам нужна поддержка Соединенных Штатов в становлении демократии в Иране».