News

Первый иранский завод по обогащению урана почти готов к запуску

Опубликовано: 08/04/2003

Автор: Чарльз Диггес

Выступая в понедельник, 17 марта, перед советом директоров ядерного надзорного органа ООН, глава МАГАТЭ, доктор Мохамед Эль-Барадеи заявил о том, что Иран практически завершил строительство и оснащение комплекса по обогащению урана около города Нантанз, однако оставил без комментариев обвинения США против Ирана, заключающиеся в том, что урановый завод даст исламской республике необходимый потенциал для производства ядерного оружия.

МАГАТЭ

В тот же день контролируемая иранским правительством газета «Тегеран Таймс» предложила в своей редакционной статье закрыть границы Ирана для последующих делегаций работающего при Организации Объединенных Наций Международного Агентства Ядерной Энергии, или МАГАТЭ, пока США не снимет вновь наложенные ими недавно на Иран экономические торговые санкции. Подобным заявлением Иран впервые официально дал понять, что готов использовать статус своей ядерной программы в качестве разменной монеты во взаимоотношениях с международным сообществом. Министр иностранных дел Ирана Хамид-Реза Ассефи озвучил новую позицию страны, выступив на официальном брифинге, сообщила газета.

Как предполагалось, в докладе, сделанном перед МАГАТЭ 17 марта, Эль-Барадеи должен был раскрыть подробности своего последнего визита в Иран, а именно информацию о центрифугах, работающих на гексафлориде и применяемых в обогащении урана, которые иранские специалисты сооружают на Нантанзском комплексе.

Однако Эль-Барадеи был неожиданно краток и в своем выступлении полностью обошел стороной вопрос о том, считает ли он, что нантанзские центробежные установки будут использованы Ираном в целях реализации программы ядерных вооружений, — в чем США давно подозревают Иран, отрицающий все подобные обвинения.

Россия, при активном участии которой в иранском портовом городе Бушер строится легководный реактор, до недавнего времени защищала иранские ядерные проекты, утверждая, что эта ближневосточная страна не располагает необходимыми возможностями для производства ядерного оружия. Однако после визита в Иран, совершенного Эль-Барадеи в конце февраля, — в ходе которого главе надзорного агентства были показаны 160 уже находящихся в рабочем состоянии центрифуг для обогащения урана, а также материалы и детали для сборки еще примерно 5000 центрифуг, — Москва, в конце концов, отказалась от прежней позиции и признала, что не имеет достаточного представления о полном масштабе ядерных амбиций Тегерана.

Опасения, испытываемые западным миром в отношении иранской ядерной программы, еще более усугубились в середине февраля, когда иранский президент Мохаммед Хатами объявил о том, что Иран начал разработку урановых месторождений и добычу этого металла, а также приступил к развитию технологий по переработке отработанного ядерного топлива, или ОЯТ, в целях получения плутония. Отечественный уран и возможности по переработке ОЯТ, в сочетании с комплексом по обогащению урана в Нантанзе, дают этой исламской республике свой собственный, практически не зависящий от содействия других государств, потенциал для производства не только ядерного топлива, но и ядерного оружия.

Заявления МАГАТЭ о состоянии иранской ядерной программы
Эль-Барадеи, представляя совету директоров МАГАТЭ свой доклад об инспекциях в Иране, сказал: «Мои коллеги и я получили возможность посетить несколько предприятий — включая «пилотный» завод с центробежными установками для обогащения урана посредством использования газа, в Нантанзе, который почти готов к вводу в эксплуатацию, а также еще одно, гораздо большего размера, предприятие по обогащению урана, находящееся на территории того же комплекса пока что на стадии строительства», как сообщило новостное агентство «Рейтерс».

Это второе предприятие большего размера, — о существовании которого стало известно первоначально в декабре прошлого года, из фотографий, сделанных с помощью коммерческого спутника телекомпании Си-Эн-Эн, по информации организации иранских политических эмигрантов «Национальный Совет Сопротивления Ирана», которая затем передала эти снимки в Пентагон, — строится, частично, под землей и окружено стенами не менее двух метров толщиной, по-видимому, для того, чтобы защитить комплекс в случае военного нападения. Полученные со спутника фотографии также запечатлели и еще один ядерный объект, около города Арак, — тяжеловодную установку, применение которой предоставляет альтернативный метод производства атомного оружия, а именно, плутониевых бомб.

Эль-Барадеи в своем выступлении перед директорами МАГАТЭ ни разу не упомянул о каких-либо находках или обнаруженных инспекторами сведениях, касающихся комплекса в Араке, хотя, как говорят сами сотрудники ядерного агентства, члены делегации Эль-Барадеи посетили этот комплекс во время февральской инспекции, после того как глава агентства покинул страну. Вместо этого Эль-Барадеи еще раз озвучил свое заявление в адрес Ирана, призывающее Тегеран помочь рассеять подозрения и опасения международной общественности, связанные с его ядерными амбициями, подписав так называемый «Дополнительный Протокол» МАГАТЭ, который позволил бы инспекторам получать, в том числе, свободный доступ к иранским ядерным объектам без необходимости предварительно уведомлять иранскую сторону об инспекции задолго до планируемого визита.

Американские разведывательные службы и организация иранских диссидентов заявили в середине марта, что Иран уже, возможно, приступил к обогащению урана в целях разработки ядерного оружия, на еще одном предприятии, которое по утверждениям Тегерана является заводом по производству часов. Если эта информация соответствует действительности, то подобный шаг является прямым нарушением «Договора о Ядерном Нераспространении» 1973 года, который был в свое время подписан Ираном. В своем выступлении 17 марта Эль-Барадеи обошел молчанием и эти заявления, и также отказались прокомментировать эту информацию сотрудники пресс-службы МАГАТЭ в Вене.

Буш возобновляет экономические санкции против Ирана
В середине марта, 13 числа, в период подготовки к массивной военной атаке на соседнее с Ираном государство Ирак, Президент США Джордж Буш принял решение о возобновлении экономических санкций против Ирана, наложенных Соединенными Штатами на эту ближневосточную страну в 1995 году и запрещающих американским нефтяным компаниям осуществлять свой бизнес в Иране.

Согласно новостной статье в газете «Тегеран Таймс», — которая была опубликована в том же номере, что и редакционная статья, предложившая закрыть все двери перед инспекторами МАГАТЭ, пока санкции США против Ирана не будут сняты, — иранский министр иностранных дел Ассефи заявил, что «Иран готов обсудить вопрос о том, чтобы поставить иранскую ядерную программу под более жесткий надзор в обмен на техническое содействие международной общественности».

«Мы готовы к обсуждениям и переговорам, но мы должны знать, какие преимущества получит Исламская Республика от [других государств]», — сказал он.

Издание «Тегеран Таймс» добавляет в редакционной статье, что если Иран откроет свои границы для дальнейших визитов международных инспекторов, он должен быть уверен в том, что международная общественность окажет давление на Соединенные Штаты и добьется снятия экономических санкций президента Буша. Редакция газеты утверждает, что с Ираном обходятся «нечестно» и «несправедливо», несмотря на его сотрудничество с МАГАТЭ.

Иран понимает значение ядерной программы для целей дипломатии
Иран пока что не делал никаких публичных шагов в сторону отказа от участия в «Договоре о Ядерном Нераспространении», — в отличие от Северной Кореи, которая, наравне с Ираком и Ираном, была включена администрацией Буша в так называемую «ось зла», а недавно объявила о выходе из договора, приступив к переработке отработанных урановых топливных стержней в целях получения плутония.

Однако предпринятая Ираном новая политическая тактика предполагает, что Тегеран вполне отдает себе отчет в том, что завеса тайны, скрывающая истинную сущность его ядерных амбиций, — а также угрозы уплотнить эту завесу, постепенно уменьшая степень откровенности по поводу проводимой ядерной программы, — представляют собой мощный инструмент в международной дипломатии.

По причине активной подготовки администрации Буша к военным действиям в Ираке, позиция Государственного Департамента Соединенных Штатов относительно заявлений иранского правительства осталась на момент написания статьи невыясненной.

По полном завершении строительных работ, на Нантанзском комплексе, как ожидается, должно находиться в эксплуатации около 5000 центрифуг для обогащению урана — достаточно для производства, по крайней мере, одной единицы ядерного оружия в год.