News

Белый Дом просит дополнительных средств на расширение CTR за пределы бывших советских государств

Опубликовано: 28/03/2003

Автор: Чарльз Диггес

По прошествии недели все возраставшего давления на администрацию США со стороны экспертов и аналитиков, настаивавших на коренном пересмотре ключевых стратегий американской программы «Акт о Совместном Сокращении Угрозы», Белый Дом подал в Конгресс США запрос о предоставлении этой программе дополнительного финансирования в 50 миллионов долларов в течение ближайших двух лет, на цели обезвреживания оружия массового уничтожения, хранящегося за пределами стран-бывших членов Советского Союза.

Запрос администрации Соединенных Штатов совпал по времени с публикацией выпущенного в конце марта доклада правительственного аудиторского агентства США, — Генерального Бюро Финансового Отчета, — в котором было указано, что те меры, которые российские власти принимают для сохранения секретности на своих ядерных объектах, серьезно тормозят прогресс 11-летней программы Нанна-Лугара, — официально известной как «Акт о Совместном Сокращении Угрозы», или CTR, — стремящейся обеспечить более надежные и безопасные условия содержания запасов российских ядерных вооружений.

Однако в пользу предлагаемого плана по расширению программы, в поле деятельности которой должны войти также и другие страны, помимо тех, что когда-то входили в состав Советского Союза, уже давно активно высказывались многие высокопоставленные чиновники, работающие в сфере сокращения угрозы, и аналитики и эксперты в области безопасности, которые говорят, что фокусирование на одних только вооружениях, оставшихся в наследство от «холодной войны», ограничивает возможности программы, способной также помочь и другим странам, пытающимся предотвратить попадание запасов оружия и радиоактивных материалов в руки террористов и враждебно настроенных, неблагонадежных с точки зрения безопасности государств.

Одним из государств, не являющихся бывшей советской республикой и запросивших помощь CTR, стала в прошлом году Югославия, однако, ее накопления высокорадиоактивных материалов, оставшиеся в стране после распада Советского Союза и Социалистического блока, были обезврежены и вывезены обратно в Россию при финансовом содействии неправительственной программы «Инициатива по Сокращению Ядерной Угрозы», или NTI (Nuclear Threat Initiative), а не CTR, поскольку в программе Нанна-Лугара действуют ограничения, не позволяющие использовать ее средства ни на какие иные цели, кроме как на демонтаж вооружений, принадлежавших республикам Советского Союза и составлявших прямую угрозу безопасности США.

Новые обязательства Белого Дома
В заявке на дополнительные ассигнования, представленной вниманию Конгресса во вторник, 25 марта, в числе тех 75 миллиардов долларов, которые Президент США Джордж Буш востребовал из национального бюджета, в основном, на нужды военной кампании, проводимой Соединенными Штатами в Ираке, глава Белого Дома запросил также 50 миллионов добавочного финансирования на цели нераспространения. Запрос на новые средства оказывается частично излишним, так как Пентагон уже заявил о предоставлении ему этих финансовых полномочий в своем бюджетном запросе на финансовый 2004 год.

В прошлом году администрация Буша запросила средства на обезвреживание и вывоз оружейных ядерных материалов из более чем двух десятков объектов по всему миру. Однако республиканцы, составляющие большинство нынешней Палаты Представителей США, отклонили запрос Буша.

Наблюдатели отмечают, что прошлогодний запрос Буша указывает на более ответственный подход Белого Дома к делу сокращения угрозы.

«Администрация Буша демонстрирует, что она относится к этой проблеме со всей серьезностью и понимает ее важность. У Соединенных Штатов нет необходимых полномочий на работу с ОМУ [оружием массового уничтожения] за пределами бывшего Советского Союза», — сказал Энди Фишер, пресс-секретарь сенатора Ричарда Лугара, в своих комментариях новостному агентству «Глобал Секьюрити Ньюсуайр» (Агентство Новостей о Глобальной Безопасности), или GSN. Лугар, в соавторстве с бывшим сенатором Сэмом Нанном, написал в 1991 году законодательство, ставшее основой для программы Нанна-Лугара.

Лугар, также вновь недавно занявший кресло председателя сенатского Комитета по Иностранным Делам, в прошлом году официально заявил о своем решительном стремлении расширить полномочия CTR, с тем, чтобы включить в поле деятельности программы государства, не являющиеся бывшими членами Советского Союза. В последнее время он не раз выступал с заявлениями о том, что администрации США крайне необходимо уделять больше внимания и прилагать больше усилий к обузданию угрозы глобального ядерного распространения.

Доклад Финансового Бюро вызвал оживленные дискуссии
Однако поданный Белым Домом запрос на дополнительные средства для расширения программы CTR стал единственным ярким и обнадеживающим событием недели, охарактеризовавшейся напряженными дебатами по поводу общего прогресса проектов Нанна-Лугара, споры вокруг результатов которых были вызваны докладом Генерального Бюро Финансового Отчета. В числе самых тревожных выводов, сделанных авторами этого доклада, была статистика в отношении 600 тонн российских материалов, пригодных для использования в производстве оружия, из которых, как оказалось, лишь 227 тонн содержатся на хранилищах, где программы CTR успела повысить уровень защиты.

В докладе также указывается, что работа по повышению уровня охраны на объектах, содержащих ядерные материалы, продвигается вперед чрезвычайно медленно в силу того, что российские чиновники продолжают отказывать американским экспертам в доступе ко многим ядерным предприятиям, требующим дополнительных мер защиты, даже невзирая на более гибкие условия нового соглашения, достигнутого между Вашингтоном и Москвой в этой сфере.

«Россия не предоставляет необходимого доступа ко многим объектам… [и] особого повода надеяться на то, что эта ситуация изменится в ближайшем будущем, нет», — говорится в докладе.

И в самом деле, в среду, 26 марта, российский Министр атомной энергии Александр Румянцев в ходе пресс-конференции высказал резкое и однозначное «нет» в ответ на содержащиеся в докладе Бюро Финансового Отчета рекомендации, в которых говорилось, что Россия должна проявить больше открытости, чем она проявляет сейчас, в отношении своих засекреченных ядерных объектов.

«Что касается доступа представителей других государств к тем нашим объектам, на которых находятся ядерные материалы, мы не намерены показывать все объекты», — сказал Румянцев, согласно репортажу новостного агентства «Ассошиэйтед Пресс».

«И там, где расположение этих предприятий является секретным, мы не выставим их на обозрение международной общественности. Этот вопрос имеет прямое отношение к нашему оборонному потенциалу», — сказал он.

Румянцев сказал репортерам, что тот уровень доступности, который Россия предоставляет американским экспертам и официальным лицам, было бы невозможно даже представить себе в советскую эпоху. В качестве примера, он напомнил о визите, совершенном в марте Полномочным Послом Соединенных Штатов Александром Вершбоу в город Снежинск, центр ядерной переработки при Горно-химическом комбинате «Маяк», расположенный в южной части Уральской гряды, где Послу США была продемонстрирована усовершенствованная система охраны и другие меры по безопасности предприятия, предпринятые при содействии программы CTR.

«Так что в тех местах, где у нас идет сотрудничество, мы показываем все, но если это зона, чувствительная для нашей стратегической стабильности и обороны, то ее мы не покажем», — сказал Румянцев. — «Все это находится в строгом соответствии с международным законодательством».

Проблемы на Капитолийском холме
Именно подобная скрытность, постоянно демонстрируемая российской стороной, побудила некоторых членов американской Палаты Представителей потребовать коренных изменений в системе деятельности программы CTR, в числе которых должно быть введение более строгих, а значит, более громоздких, мер в сфере финансовой отчетности и ограничение президентских полномочий на обход процедуры сертификации программы.

Член Палаты Представителей Дункан Хантер, председатель влиятельного Комитета по Вооруженным Службам, сказал на днях, что программа CTR «превратилась в потерявшее ориентиры, дезорганизованное, топчущееся на месте и подчас само себя компрометирующее предприятие».

Не так давно, в комментариях газете «Вашингтон Пост», Хантер сказал, что примерно 230 миллионов из средств, получаемых программой CTR, было потрачено впустую на проекты по ликвидации российских двигателей и топлива для ракет. Он также написал комментарий для газеты «Юс-Эс-Эй Тудэй», в которой указал, что работа программы CTR идет вперед с таким трудом и с такими запинками потому, что ей приходится постоянно преодолевать проблемы с доступом к ядерным объектам и предприятиям и мириться с весьма спорадическим сотрудничеством с Россией, а также потому, что в погоне за многочисленными, мало согласованными между собой проектами, за выполнение которых берется CTR, программа потеряла из виду ту цель, ради которой она собственно и была создана.

Хотя Хантер является сторонником программы, в своем комментарии он написал, что CTR требуется больший контроль со стороны правительства, перед которым она должна держать более строгий ответ. Однако республиканское большинство в Конгрессе, большая часть которого настроена враждебно по отношению к программе Нанна-Лугара, может вполне воспринять комментарии Хантера как оправдание для сокращения бюджета программы, а то и вовсе отмены всех ее проектов. До трагических событий 11 сентября 2001 года таково как раз и было намерение контролируемого Республиканской партией Белого Дома — радикально урезать финансирование для проектов CTR.

Отказ Буша сертифицировать программу CTR в прошлом году и последовавшие за ним ожесточенные дебаты в Конгрессе, не желавшем предоставлять Президенту постоянно действующие полномочия на обход самого требования проводить процедуру сертификации, привели к закрытию почти трети проектов Нанна-Лугара в России, намеченных на реализацию в 2002 году. Только к январю текущего года в Конгрессе был достигнут компромисс, и Буш получил на подпись закон, дающий ему полномочия на периодический обход процедуры сертификации, — которую президент теперь должен проводить только каждые три года.

Каковы альтернативы?
В начале марта группа исследователей из Гарвардского Университета выпустила доклад, в котором процитировала уже известную статистику по ядерным материалам в бывшем Советском Союзе, сказав, что только в отношении 37 процентов из всех запасов находящихся под потенциальным риском кражи и посягательств со стороны террористических организаций материалов приняты более или менее адекватные меры защиты. Сведения, приведенные в докладе Генерального Бюро Финансового Отчета США, содержали примерно такие же цифры.

Выступая на пресс-конференции, организованной по случаю публикации исследования Гарвардского Университета, Лугар поднял вопрос о недовольстве прогрессом программы CTR со стороны республиканского большинства в Палате Представителей, сказав: «Россия должна стать партнером».

Затем Лугар привел длинный список примеров, демонстрирующих упорное нежелание российской стороны быть более гибкими в предоставлении американским экспертам доступа к российским ядерным объектам. «Я не раз сталкивался с этим лично», — сказал Лугар, добавив, что было бы «абсурдом» вообще забросить программу только из-за этих проблем.

«Какие у нас альтернативы?» — спросил Лугар.

Обеспокоенность Лугара разделили и специалисты из влиятельного Российско-Американского Консультационного Совета по Ядерной Безопасности (RANSAC), — группы экспертов, занимающихся консультированием правительств России и США по вопросам нераспространения, — которые выпустили в конце марта многостраничное заявление о перспективах программы CTR.

CTR уже оправдывает свои затраты
Отметив, что комментарии Хантера оставляют «вводящее в заблуждение впечатление, будто бы вложение денежных средств в дело сокращения угрозы не приносит никакой пользы целям защиты отечества и глобальной безопасности», эксперты из RANSAC обратились в своем заявлении напрямую к тем членам правительства, чьи попытки добиться введения громоздких процедур аудита и сокращения бюджета CTR неминуемо обернутся непомерной ношей для всей программы, а значит и ее резким торможением. Специалисты RANSAC подчеркнули, что примерно 1 миллиард долларов, выделяемый ежегодно на цели работающей под руководством Пентагона программы CTR, составляет менее 0,3 процента всего военного бюджета Соединенных Штатов на 2003 год.

Довольствуясь такими скромными средствами, продолжают авторы заявления, CTR за последние 12 лет работы на территории бывшего Советского Союза сняла со стратегических позиций около 6000 ядерных боеголовок; уничтожила более 400 пусковых ракетных установок; демонтировала 1500 ядерных баллистических крылатых ракет и крылатых ракет дальнего действия, стратегических дальнобойных бомбардировщиков и подводных лодок-носителей баллистических ракет; ликвидировала 150 кубических тонн оружейного урана и большой завод по производству химических вооружений.

CTR также добилась повышения уровня безопасности при транспортировке и хранении ядерных материалов и предоставила финансовую поддержку примерно 50 000 ученых-специалистов в области ядерных, химических и биологических вооружений, позволившую им начать переквалификацию и поиск трудоустройства в сфере мирных исследований.

Хотя количество тех оружейных материалов, для которых программе уже удалось создать более или менее надежные условия хранения или которые были ею обезврежены, остается минимальным по сравнению с теми, с которыми еще предстоит работать, в заявлении совета RANSAC говорится, что «проблемы сокращения угрозы можно решить, только если Конгресс США и администрация президента Буша начнут как можно скорее действовать с целью усовершенствования и поддержки программы, а не ее постоянного ущемления».

«Конгресс препятствует выполнению ключевых проектов программы из-за ограничений, налагаемых на финансирование, и излишне суровых процедур отчетности. Нам необходимо руководство, которое концентрировалось бы на устранении препон и ускорении прогресса программы, а не на обременении ее чрезмерным количеством управленцев на самых мелких уровнях и не на увеличении количества ошибок и промахов».

Далее авторы заявления добавляют, что «мы работали над этой проблемой в течение 11 лет, и при том темпе, в котором программа функционирует сейчас, остается еще работы на не меньше чем десяток лет. Десять лет — это слишком большой срок при сегодняшней непредсказуемой ситуации с угрозой безопасности. В задачу скорейшего завершения работы по сокращению угрозы должно вкладываться гораздо больше политического капитала».

Как найти выход из тупика?
Для достижения более эффективных результатов в деле сокращения угрозы эксперты из совета RANSAC вывели в своем заявлении несколько рекомендаций — инициатив, которые поддерживаются и другими специалистами в области разоружения и нераспространения во многих докладах о прогрессе программы CTR, выпущенных с января текущего года, и которые власти должны выполнить в этом году.

Среди этих инициатив — создание должности старшего координатора для наблюдения за всей многосторонней деятельностью программы. Занимающий эту должность, согласно авторам отчета RANSAC, «должен обладать большими полномочиями, чем те рабочие группы, которые осуществляют координацию между различными проектами и агентствами-партнерами CTR в настоящее время, и также должен иметь абсолютно свободный доступ к президенту и его старшим советникам».

Специалисты из RANSAC также настаивают на важности «интеграции совместных усилий по сокращению угрозы в концепцию «Обороны отечества» и борьбы с терроризмом. Эти программы находятся на самой передовой линии фронта защиты от угрозы, исходящей со стороны оружия массового поражения и направленной против Соединенных Штатов и их союзников, и должны рассматриваться как самая важная деятельность в интересах национальной безопасности, а не как благотворительная внешняя помощь».

Совет RANSAC также считает, что Конгресс США должен добиваться обеспечения президенту постоянных полномочий на обход процедуры сертификации программы CTR, взамен закона о трехгодичных полномочиях, который конгрессмены приняли в начале этого года. Также в своем заявлении специалисты из консультационного совета подчеркнули, насколько важно сохранить финансирование ключевых программ CTR хотя бы на сегодняшнем уровне. В предложенном на рассмотрение Конгресса бюджете программ нераспространения на 2004 финансовый год финансирование многих первоочередных проектов, нацеленных на повышение уровня безопасности на хранилищах ядерных материалов и оружия и ядерных предприятиях, подверглось урезанию с тем, чтобы CTR имела возможность заплатить за выполнение новых инициатив.

«Если террористы или государства с враждебным режимом получат доступ к самым огромным в мире накоплениям оружия массового уничтожения только из-за того, что наши власти реагируют слишком вяло, заняты чем-то еще или просто не хотят действовать решительно», — заключают авторы заявления, — «от этого, даже несмотря на любые другие победы, которые мы можем одержать в борьбе с терроризмом, пострадает наша безопасность, и история нам этого не простит».