News

Япония подтверждает намерение участвовать в утилизации тихоокеанских АПЛ

Опубликовано: 31/01/2003

Автор: Чарльз Диггес

Как сообщил представитель японского правительства, Токио подтверждает объявленные недавно планы начать работу по утилизации 41 тактической и многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) Тихоокеанского флота, которые вот уже много лет находятся в отстое в ожидании утилизации у портовых причалов, с реакторами, до сих пор загруженными отработанным ядерным топливом.

Заявление о том, что Япония намеревается возобновить свою программу сокращения вооружений на российском Дальнем Востоке, — работа в рамках этой инициативы была приостановлена прошлой весной, — было сделано японской стороной в середине января, в ходе саммита, состоявшегося между японским премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми и российским президентом Владимиром Путиным, во время которого лидеры двух стран обсуждали различные проблемы ядерного разоружения.

В прошлом году японское правительство заморозило 168 миллионов долларов, выделенных Японско-российскому комитету сотрудничества по сокращению ядерных вооружения и предназначавшихся в качестве финансирования для российской стороны, вследствие ожесточившейся политики секретности, предпринятой Москвой на фоне процесса по делу Григория Пасько. Из соображений повышенной секретности, сказали японские официальные лица, Россия отказалась предоставить информацию, необходимую для того, чтобы японская сторона могла достоверно оценить финансовые потребности России и скоординировать свои затраты.

Помимо этого, японская сторона была обеспокоена бюрократической неразберихой, царящим в российской части инициативы. Однако Коидзуми согласился разморозить финансирование проекта после того, как Москва пообещала учредить контрольный правительственный орган под руководством председателя российского правительства Михаила Касьянова для координации российских усилий в проекте утилизации тихоокеанских АПЛ.

Хотя представители японской стороны предупреждают, что финансирования, предлагаемого в рамках этого проекта, не хватит на демонтаж всех списанных подлодок, — а какая-то часть средств будет использована на мероприятия, имеющие отношение к другим проблемам, связанным с радиационной безопасностью, — предложение японцев, тем не менее, представляет собой одну из первых международных инициатив, направленных на цели сокращения растущего количества скапливающихся на российском флоте отстойных нестратегических АПЛ, затраты на утилизацию которых не покрываются финансовой помощью, оказываемой американской программой «Совместное уменьшение угрозы» (CTR).

Разрешение на использование денежных фондов Комитета Сотрудничества даст теперь российскому Министерству по атомной энергии (Минатому), возможность подкрепить делами заявления, которые министерство делало начиная еще с прошлого лета, о своем желании сократить риск ядерного загрязнения, занявшись проблемой утилизации многоцелевых, или нестратегических, подлодок.

Состояние многоцелевых АПЛ на Тихоокеанском флоте
К 2010 году российский флот надеется демонтировать в целом 131 атомную подводную лодку. По оценкам Минатома, обсуждавшего этот проект на конференции по утилизации российских АПЛ, состоявшейся в прошлом сентябре во Владивостоке, реализация этой задачи должна обойтись в 3,9 миллиарда долларов — причем, только начальные затраты должны были потребовать 60 миллионов долларов уже в прошлом году. Но на текущий год Москва выделила только 70 миллионов долларов — на все мероприятия по повышению ядерной безопасности по всей стране, а значит, проект по демонтажу подлодок уже должен был стартовать не слишком успешно.

На Тихоокеанском флоте утилизации сейчас ожидают 77 списанных подлодок. Из этих 77 подлодок 41 АПЛ до сих пор находится на плаву в базах, с отработанным ядерным топливом на борту.

Из этих 41 АПЛ корпуса 39 настолько разрушены коррозией, что буксировка многих из них на пункт утилизации на судоремонтном заводе «Звезда» в городе Большой Камень может стать опасным предприятием, грозящим тем, что эти подлодки затонут еще во время пути.

Впрочем, многие из них уже и сейчас в любую минуту могут пойти ко дну прямо у пирса — именно это уже случилось с двумя АПЛ в 1997 и 1999 годах. Обе АПЛ были быстро подняты на поверхность, и флотское руководство заявило, что никакого ущерба окружающей среде эти инциденты не нанесли. Но оба случая недвусмысленно говорят о том, что проблема утилизации российских АПЛ требует безотлагательного решения.

Едва держащиеся на плаву подлодки Тихоокеанского флота рассеяны по различным базам на громадной территории в несколько тысяч квадратных километров, от Приморского края до Камчатки и от Камчатки до Хабаровской области. Согласно одному из предложенных Минатомом планов по решению проблемы Тихоокеанских АПЛ, который был выдвинут на обсуждение сентябрьской конференции работающим при министерстве Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники имени Н.А. Доллежаля, все эти представляющие огромный риск, готовые в любой момент утонуть или создать аварийную ситуацию, АПЛ можно было бы собрать на одной, специально построенной базе, где они могли бы храниться примерно 300 лет, пока ядерное топливо, содержащееся в их реакторах, не станет достаточно «холодным». В сущности, АПЛ предполагается просто оставить на этой базе в неприкосновенности на сотни лет вперед, а дальше — надеяться на будущее. В этом году Минатом также планирует запустить проект строительства базы хранения реакторов подводных лодок, на которой можно будет поместить на постоянное хранение 19 реакторов с утилизированных АПЛ. Стоимость этого проекта составляет 70 миллионов долларов.

Ожидается ли в этом проекте участие Японии — вопрос на данный момент не решенный.

Утилизация «Виктора-III» и строительство плавмастерской
Пока что, в качестве отправной точки для реализации японской инициативы на Дальнем Востоке, как сообщил корреспонденту Bellona Web один из представителей японского правительства, Токио намеревается провести демонтаж одной подводной лодки класса «Виктор-III», планируя эту операцию как «пилотный» проект, который позволит японской стороне определить необходимые затраты и стоимость нужных материалов прежде, чем приступать к широкомасштабному участию в программе утилизации российских подлодок. Демонтаж именно этой АПЛ — тактический номер Б-412 — был в планах японской стороны как раз в прошлую весну, когда Япония приостановила выделение финансирования на программу разоружения на Тихоокеанском флоте.

Источник из японского правительства сказал, что часть высвобожденного финансирования будет также направлена на строительство двух плавмастерских для выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с реакторов подводных лодок. Россия ранее уже обращалась к правительству Японии с просьбой выделить средства на начало работ по строительству этих судов. Но «вследствие приостановки программы, японское правительство не имело до настоящего момента достаточно информации для того, чтобы оправдать расходование запрашиваемого Россией финансирования», сказал собеседник Bellona Web.

Согласно подсчетам японского правительства, проведшего в 2000 году анализ расходов на утилизацию российских подлодок, стоимость демонтажа одной АПЛ многоцелевого назначения составит от 5 до 10 миллионов долларов, однако, чиновник из японского правительства уклонился от более подробных оценок в интервью корреспонденту Bellona Web.

Как считают представители руководства программы «Совместное уменьшение угрозы» (CTR), стоимость демонтажа одной многоцелевой подлодки колеблется в пределах 6 миллионов долларов — принимая в расчет, что процесс демонтажа должен проводиться на Северо-западе России, где уже существует более или менее достаточная инфраструктура для утилизации подлодок. Для сравнения, расходы на утилизацию подводного крейсера с баллистическими ракетами класса «Тайфун», с использованием инфраструктуры в Северодвинске, Архангельская область, составляют, по оценкам представителей CTR, около 13 миллионов долларов.

Проблемы с инфраструктурой на Тихоокеанском флоте
Но, как подчеркнул источник из японского правительства, по сравнению с Северным флотом, инфраструктура Тихоокеанского флота практически не развита, из-за чего задача демонтажа подводных лодок, а также хранения и транспортировки отработанного ядерного топлива становится чрезвычайно трудной. По этой причине, по словам японского чиновника, затраты на утилизацию подлодок Тихоокеанского флота будут, скорее всего, сильно отличаться от обычных затрат на Северном флоте, так как одной из статей расходов станет строительство необходимой для утилизации инфраструктуры. Японско-российский комитет сотрудничества, сказал собеседник Bellona Web, объявит тендер на контракты по утилизации тихоокеанских АПЛ.

Впрочем, на заводе «Звезда», благодаря средствам программы CTR, с 2000 года проводилось несколько мероприятий по замене старого оборудования, а в этом году с помощью американского финансирования планируется закончить строительство стационарного, то есть берегового, предприятия по выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов АПЛ. Однако будущее завода «Звезда» остается туманным.

Начиная с 1995 года, завод оставался на плаву, по большей части, благодаря финансированию американской стороны. «Звезда» получала от программы CTR контракты на выгрузку ОЯТ и утилизацию состоявших на службе на Тихоокеанском флоте подводных лодок-носителей баллистических ракет, которые представляли прямую угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов.

Однако поставки выведенных из состава флота стратегических подводных лодок для разборочных работ на заводе небезграничны, и возможности заключения новых контрактов с CTR, в конце концов, когда-нибудь будут исчерпаны, а значит, завод окажется в глубокой финансовой яме — задолго до того, как России удастся решить одну из своих самых серьезных проблем, представляющих не только угрозу экологической безопасности, но и риск того, что радиоактивные материалы могут попасть в руки террористов.

В этом смысле, финансирование, которое собираются выделить России японцы, должно вдохнуть новую жизнь в «Звезду», так как он станет наиболее вероятным кандидатом на роль предприятия, способного справиться с остальными АПЛ, ожидающими утилизации.

Кроме того, по словам источника из японского правительства, в качестве еще одного проекта, нацеленного на поднятие тихоокеанской инфраструктуры по утилизации списанных подлодок и отработанного ядерного топлива, какая-то часть финансирования будет, возможно, направлена на ремонт железнодорожных путей в Приморском крае, с тем, чтобы повысить их надежность и безопасность перевозок в процессе транспортировки ОЯТ.

В настоящее время ОЯТ, выгруженное из реакторов подводных лодок, отправляется на переработку на предприятие «Маяк» в Челябинской области. Однако, согласно информации Международного центра по безопасности окружающей среды при Минатоме, у ведомства нет 7 миллионов долларов, чтобы починить 27-километровый отрезок железнодорожных путей, связывающий перевалочный пункт для ОЯТ на полуострове Шкотово — куда прибывают отработанные топливные сборки, выгруженные на заводе «Звезда» из реакторов тихоокеанских подводных лодок — с основной железнодорожной веткой, по которой эти сборки направляются в специальных эшелонах на предприятие «Маяк».

Пока что от хранилища до железнодорожной станции радиоактивные отходы перевозятся по разбитой, усеянной рытвинами дороге в грузовиках. Во время подобных перевозок происходят инциденты. Как подтверждают представители Тихоокеанского флота, дорогу приходится закрывать «несколько раз в год», с тем, чтобы специалисты могли устранить последствия периодических утечек радиации, случающихся на пути топлива к станции.

Но недавно под вопросом оказался уже и сам процесс транспортировки этого отработанного топлива: с 1-го января 2003 года Госатомнадзор отозвал лицензию у «Маяка», позволявшую этому предприятию заниматься переработкой ОЯТ.

Отзыв лицензии может обернуться — по крайней мере, временно — увеличенной нагрузкой и на хранилище ОЯТ на полуострове Шкотово, и на еще одно хранилище топлива Тихоокеанского флота, на полуострове Камчатка, оба из которых одинаково страдают от хронических инцидентов и нехватки места для хранения отходов. Приемлемым выходом из ситуации могло бы стать сооружение на Дальнем Востоке надежного модульного объекта для временного хранения отработанного ядерного топлива, где ОЯТ Тихоокеанского флота могли бы накапливаться и содержаться в безопасности до момента их транспортировки на перерабатывающее предприятие или до отправки на постоянное захоронение.