News

Атомный архипелаг ЗАТО

Опубликовано: 09/01/2003

Автор: Надежда Кутепова

Для тех из вас, кто рожден до известного приказа, предоставляющего вашему городу право на человеческое название, ваша Родина существует исключительно в вашем воображении. При самом огромном желании вы не сможете сейчас доказать документально, что Родина у вас действительно есть.

Как правило, на территории каждого ЗАТО расположено ядерное предприятие, которое и по сей день, а особенно в первые годы своей деятельности осуществляло выбросы радиоактивных веществ в атмосферу. Государству сегодня чрезвычайно выгодно, чтобы людей, выношенных, родившихся и проживающих на территориях, которые подверглись наиболее существенным выбросам, было как можно меньше. Это достигается в том числе и тем, что государство игнорирует проблему установления в законном порядке истинного места рождения в соответствующих документах.


Совсем недавно исследователями Южноуральского института биофизики были получены предварительные данные о том, что люди, родившиеся на территории Озерска в 50-60 годы, значительно чаще страдают заболеваниями щитовидной железы. Это опровергает мифы, распространяемые дирекцией ядерного предприятия, о том, что выбросы радиоактивных веществ на Озерск за все годы функционирования «Маяка» не проводились. Это доказывает, что выбросы были, и неоднократные.


Общественное мнение пока почти не в курсе данных этого исследования. Не осознает оно, общественное мнение, в гущу каких событий толкают нас эти результаты.


А связь здесь очень простая. Люди, рожденные на данной территории, вправе потребовать компенсацию за нанесенный здоровью вред. Но для начала они должны доказать, что родились именно в этом населенном пункте.


Уже сейчас почти невозможно найти официальные бумаги, устанавливавшие в разные годы правила вписывания в правоустанавливающие документы различных мест рождения вместо номера почтового ящика. Значит, уже невозможно официально подтвердить, в какие годы какие населенные пункты вписывались в документы людей, родившихся на территории Озерска, и кем эти документы издавались и подписывались. Менялись люди, менялись ведомства — неизменным оставался Великий Секрет.


Как только основной массе горожан станут доступны результаты исследований, доказывающие связь между наличием ряда заболеваний и фактом рождения в определенном месте, начнутся массовые обращения за выплатой компенсаций. Именно тогда жители и столкнутся с невозможностью получить документы, подтверждающие истинное место рождения. И государство сделает все возможное, чтобы люди так никогда и не получили эти документы.


Ни местные власти, ни депутат Госдумы, представляющий Кыштымский избирательный округ, не обращали внимания на эту проблему. Никто из них не выступил с законодательной инициативой об издании постановления на уровне Правительства РФ о внесении изменений в правоустанавливающие документы граждан, родившихся в закрытых городах, которые расположены на подвластных им территориях.


А что же вы, жители закрытого города, готовы ли бороться за свои права? Готовы ли вы сказать «нет» власти, которая хочет сэкономить на вас деньги из государственного кармана?


Конечно, почти никому не хочется расставаться с деньгами, даже с чужими, особенно государству. К сожалению, в этот раз наше право на Родину может стоить государству очень дорого. А значит, для того, чтобы не дать нам с вами его реализовать, будут придуманы механизмы изощреннее прежних.


Один из них уже отработан и действует почти безотказно: вам, жители закрытых городов, еще раз напомнят красивейшую сказку — легенду про то, как за выдающиеся заслуги перед Родиной вас могут назвать почетными гражданами резервации, в которой вы живете. Правда, при этом права на место рождения, если вы в ней родились, вам все равно не дадут. Нет такого закона. Да и на что оно вам, скажет вам государство, вы ведь «белая кость» перед всей остальной чернью. И вы, скоре всего согласитесь, не устояв перед этой лестью, которой вас кормят уже пятьдесят лет.


Но тогда помните, что за все надо платить. А за право называться «белой костью», на которой покоится ядерный щит страны, — вдвойне. Если сегодня в обмен на эти сладкие речи вы откажетесь от права на место рождения, вы откажетесь не от Родины (она уж как-нибудь это переживет), а от множества других прав, которые автоматически дает вам место рождения. И будьте готовы заплатить двойную цену — вашего здоровья и невозможности достойно жить, потеряв его.


На территории России до сих пор располагается 42 закрытых города, в которых проживает более двух млн. человек. Автор этой статьи, к сожалению, не владеет информацией по всем этим городам, но подозревает, что подобная ситуация наблюдается и там.

Закрытые города: «кощеева игла» на шее России
—>
Два миллиона человек из 42 городов современной России до сих пор остаются за рамками всевозможных демократических преобразований, процесса построения гражданского общества, сохранения и развития прав человека. Они просто не знают не только о таких процессах, им до сих пор неведомы даже понятия. Парадокс заключается в том, что большинство этих людей не считают эти нарушения нарушениями. Существующее положение вещей кажется им нормальным, потому что им неизвестна иная норма соблюдения прав человека.


Это люди, живущие в ЗАТО — закрытых административно-территориальных образованиях России. Демократические институты и западный мир в упор не замечают существования ЗАТО. Одни не знают о существовании подобных резерваций в наше время, другие считают, что там царит благоденствие, третьим просто выгодно, чтобы ЗАТО продолжали существовать, четвертые… Впрочем, их не в чем упрекнуть, ибо миф о закрытых городах как об оазисах благополучия и беспроблемного существования до сих пор витает в пространстве. А много ли вы встречали лидеров правозащитного движения из ЗАТО? Они просто по определению системы не рождаются там.


Между тем, сегодняшние ЗАТО — это «кощеева игла» на шее России, это тоталитарные антидемократические сообщества, подавляющие отработанными за пятьдесят лет существования карательными общественными механизмами любые формы проявления гражданской активности, более того, несущие потенциальный риск непредсказуемого развития ситуации. Это не громкие слова, демократия в ЗАТО — это основа безопасного существования не только региона, но и всей России и мира в целом.


Основных причин тому несколько:

  • Закрытые города — это, в первую очередь, крупнейшие ядерные предприятия России, долгое время в обстановке жесточайшей секретности осуществлявшие антиэкологические действия в отношении окружающей среды и населения. Некоторые виды такой деятельности осуществляются до сих пор.

  • Закрытые города Минатома и Минобороны создавались в обстановке строжайшей государственной тайны под руководством ведомства Лаврентия Берии. До сих пор, несмотря на то что внешняя секретность практически снята, а города нанесены на карты, люди, проживающие в ЗАТО, опасаются преследований со стороны ФСБ, органов внутренних дел и прокуратуры за любые проявления общественной активности и инакомыслие. Эти структуры до сих пор имеют там особый статус. Созданные в советские времена механизмы запугивания людей продолжают и сегодня жить в сознании уроженцев ЗАТО. Это превращает закрытые от внешнего мира ЗАТО в легко управляемые при помощи страха сообщества.

  • Закрытые города недоступны для федеральных и локальных средств массовой информации. Местные СМИ, как правило, не развиты, малочисленны и зависимы либо от ведомства, которому принадлежат, либо от коммерческой цены информации. Практически вся информация, как просачивающаяся из ЗАТО во внешний мир, так и приходящая в ЗАТО извне, подвергается проверке на предмет безвредности для существования системы ЗАТО и цензурируется.

  • Закрытые города породили особый менталитет людей, в них работающих и живущих. Это феноменальное сочетание страха и чувства превосходства над всем остальным миром, менталитет запуганного сообщества, разрабатывающего или производящего оружие массового уничтожения. «Нам никто не может угрожать, наоборот, все должны трепетать перед нами, потому что у нас в руках то, чего все боятся. Весь мир от нас зависит,» — вот основной идеологический постулат жителей, в первую очередь, атомных ЗАТО.

  • Закрытые города — это сложившаяся система «круговой поруки», позволяющая скрывать любые преступления в том случае, если разглашение тайны каким-либо образом может нарушить стабильность существования ЗАТО как системы. Речь в первую очередь идет об экологических преступлениях ядерных предприятий и нарушениях основных прав и свобод человека. Город опутан сложной системой родственных и межличностных отношений. В случае возникновения внештатной ситуации или нарушения закона человек действует не по должностной инструкции, а по правилам, диктуемым местным сообществом. В противном случае он либо подвергается преследованию различными способами, либо покидает города, либо становится изгоем.

  • Закрытые города — это невозможность свободной миграции. В ЗАТО не могут проникнуть люди, имеющие точку зрения, отличную от официальной.


    Сегодня каждое ЗАТО — это Советский Союз в миниатюре.


    Таким образом, мы делаем вывод: люди, живущие в ЗАТО, — это внешне вполне благополучное, сложно управляемое манипуляторами подавления гражданской активности сообщество, проживающее в антидемократических условиях, несущее потенциальную опасность миру и не имеющее возможности, без воздействия и поддержки извне, самостоятельно изменить ситуацию к лучшему. В том случае, если в ближайшее время ситуация с развитием гражданской активности в ЗАТО не изменится, можно ожидать непредсказуемых последствий. К сожалению, одностороннее и единомоментное решение проблемы невозможно. Односторонние действия — будь то вмешательство снаружи или одинокая инициатива изнутри — не смогут эффективно решить проблему, не взаимодействуя.


    Нужны огромные одновременные усилия как изнутри, так и извне, чтобы предоставить жителям закрытого города возможность впервые задуматься над проблемой антидемократических условий, в которых они живут. Необходимо создать первоначальные условия для того, чтобы позволить людям проявить общественную и гражданскую активность по защите демократических ценностей и собственных прав. С другой стороны, такие действия извне должны быть выполнены очень аккуратно и виртуозно, вполне понятными разным секторам сообщества ЗАТО методами, для того, чтобы не напугать, а заинтересовать людей возможностями, которые появятся с приходом демократии в их жизнь.


    И последнее.


    Основной аргумент сторонников сохранения системы ЗАТО в России сегодня — это, якобы, «безопасность» расположенных в них военных или ядерных заводов, ради которых они создавались и существуют до сих пор.


    Но тогда как же объяснить тот факт, что эта самая дорогостоящая «безопасность» слишком дешево ценится российскими законами?


    С 1 июля 2002 года на территории России (а значит, и в любом ЗАТО) вступили в силу сразу несколько эпохальных документов, в том числе, «Кодекс РФ об административных правонарушениях». На одну совершенно новую норму мы обращаем ваше особое внимание. Это статья 20.17 «Кодекса РФ об административных правонарушениях». Статья эта имеет непосредственное отношение к статусу ЗАТО. В ней говорится о «нарушении пропускного режима охраняемого объекта».


    С 1 июля 2002 года любой гражданин РФ, нарушивший пропускной режим, иными словами, пересекший без особого разрешения границу ЗАТО, будет подвергаться наказанию в виде административного штрафа в размере от 3 до 5 минимальных заработных плат. Рассматривать такие дела станет местное УВД. Естественно, в случае обнаружения.


    Но это, можно сказать, прогресс… До этой даты посторонние граждане могли проникать на территорию любого ЗАТО безнаказанно. Цена безопасности ЗАТО на конец 2002 года — от 30 до 50 у.е.


    А зачем же тогда государству ЗАТО, спросите вы. Мы бы тоже хотели это знать.