News

Президент США получает полномочия на обход сертификации Нанна-Лугара

Tidligere Senator Sam Nunn (venstre) og Senator Richard Lugar.
Foto: Thomas Nilsen

Опубликовано: 22/11/2002

Автор: Чарльз Диггес

Расчистив, наконец, дорогу многострадальному Акту Нанна-Лугара, столкнувшемуся в течение восьми последних месяцев с самым значительным кризисом в истории программы, практически остановившим всю ее деятельность, Сенат Соединенных Штатов в прошлую среду единогласно принял законопроект «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США», который предоставил американскому президенту трехлетние полномочия на обход процедуры обязательной сертификации программы и дал ей возможность приступить к накопившейся за столь долгий срок невыполненной работе по ликвидации российских ядерных, биологических и химических вооружений.

Десятилетняя программа ядерного нераспространения, которая осуществляется под руководством Пентагона и тратит 400 миллионов долларов в год на демонтаж российского оружия ядерного нераспространения, дважды в текущем году оказывалась практически «на мели», пока американские конгрессмены обсуждали детали предоставления президенту Джорджу Бушу полномочий на отказ от обязательной ежегодной процедуры ее пересертификации — как и другие вопросы, касающиеся 393 миллиардов долларов, составляющих бюджет оборонных расходов США.

«Программа Нанна-Лугара необходима для того, чтобы помочь непрерывно осуществляться процессу демонтажа ядерных, биологических и химических вооружений, которые представляют собой серьезный риск распространения оружия массового уничтожения и являются самой большой угрозой национальной безопасности нашей страны», — так звучало заявление, опубликованное на днях Ричардом Лугаром, сенатором из республиканской партии от штата Индиана, основавшим программу Нанна-Лугара — официально известную под названием «Совместное уменьшение угрозы», или CTR, — в 1991 году совместно с теперь уже бывшим сенатором Сэмом Нанном, демократом от штата Джорджия.

Согласно требованию, содержащемуся в соответствующем американском законодательстве, которое теперь будет заменено вновь принятыми положениями закона «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США», президент Соединенных Штатов обязан проводить ежегодную повторную процедуру так называемой «сертификации» программы Нанна-Лугара, подтверждающую выполнение Россией своих обязательств в отношении деятельности программы по нераспространению оружия массового уничтожения. Весной этого года Джордж Буш стал первым американским президентом за всю историю Нанна-Лугара, отказавшим программе в ее сертификации на основании подозрений США по поводу того, что Россия не предоставляет полной и откровенной информации относительно своих запасов накопленных еще в советскую эпоху химических вооружений.

Отказ Буша сертифицировать программу привел к шестимесячному бездействию почти трети осуществляемых ею в России проектов, и свел к нулю все перспективы подписания с российской стороной любых новых контрактов об уничтожении российских вооружений. Затем, в августе, Буш подписал временный отказ от самой процедуры сертификации программы, позволивший ей возобновить свою деятельность до начала следующего финансового года, то есть, до 1 октября. С октября программа Нанна-Лугара оказалась вновь закрытой, таким образом, в течение почти восьми месяцев текущего календарного года в ее рамках не было подписано ни одного нового контракта по ликвидации российского оружия.

После того, как Буш отказал программе Нанна-Лугара в сертификации в этом году, он — самым парадоксальным образом — начал лоббировать Конгресс, требуя предоставить ему постоянно действующие полномочия на отмену самого требования о проведении процедуры сертификации. Последовавшие за запросом о постоянном обходе сертификации дебаты превратились, согласно наблюдениям различных экспертов и официальных лиц из Вашингтона, а также комментариям источников из Конгресса США, в напряженную перебранку, разделившую на два лагеря и саму президентскую администрацию, внутри которой высокопоставленные чиновники со стороны Пентагона сопротивлялись принятию положения об обходе сертификации в любом возможном виде, в то время как советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс обзванивала членов Конгресса, уговаривая их одобрить президентские полномочия на отмену сертификации на постоянной основе.

Компромисс был достигнут с помощью членов Палаты Представителей, — также одобрившей новый законопроект «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США» в среду, 13 ноября, — которые внесли предложение о том, чтобы по новому законодательному положению президент был обязан подписывать сертификацию Нанна-Лугара только раз в три года.

Следующим шагом будет представление законопроекта Бушу, которому отводится десять дней на то, чтобы подписать законопроект и позволить ему вступить в законную силу, либо наложить на него право вето, сказал корреспонденту Bellona Web Ник Вебер, заместитель пресс-секретаря сенатора Лугара.

«Нам, правда, не сказали, подпишет Буш законопроект или нет, но сам факт, что положения о полномочиях на обход сертификации все-таки попали в этот законопроект — это уже большая победа», — сказал Вебер в интервью по телефону из Вашингтона.

И в самом деле, как отметили некоторые сотрудники аппаратов американских конгрессменов, в законопроекте отразились как раз те положения, о которых Буш запрашивал Конгресс, и, по их мнению, нет никаких причин для того, чтобы программа Нанна-Лугара не оправилась бы от недавнего кризиса и не возобновила свою обычную деятельность в течение ближайших десяти дней. Как только будет подписан законопроект «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США», Нанну-Лугару не придется проходить процедуру пересертификации еще три года — только тогда перед Бушем опять встанет необходимость сертифицировать программу, если только кто-нибудь другой не одержит над ним победу в президентских выборах 2004 года.

Сенатор Лугар в своем заявлении дал понять, что львиная доля усилий Нанна-Лугара в этом году будет направлена на ликвидацию почти двух миллионов современных артиллерийских зарядов химического оружия и ракетных боеголовок «СКАД» на хранилище химических вооружений в уральском городе Щучье. Боеприпасы, содержащиеся на этом хранилище, сказал Лугар, «находятся в превосходном рабочем состоянии, к тому же многие из них небольшого размера, и их легко перевозить. Они могут стать разрушительной силой в руках террористов, религиозных сект или военнизированных отрядов».

Во время визита, который сенатор нанес в Щучье в минувшем мае, российские специалисты рассказали Лугару о том, что химическое оружие, хранящееся на складах этого объекта, больше похожих на простые сараи, способно уничтожить все человечество двадцать раз подряд.

«Количество и опасность содержащихся в Щучье боеприпасов представляют собой явную и прямую угрозу распространения оружия массового уничтожения для американского народа», — сказал Лугар.

Согласно вебсайту Агентства по Сокращению Угрозы Обороне Соединенных Штатов, по сведениям на 7 июля 2002 года, при содействии программы CTR на территории России и бывшего Советского Союза было дезактивировано 5 970 ядерных боеголовок, а также уничтожено 1 269 ядерных баллистических крылатых ракет и крылатых ракет дальнего действия, 829 ракетных установок, 97 стратегических дальнобойных бомбардировщиков и 24 подводных лодки-носителя баллистических ракет. Кроме того, тысячи бывших советских ученых-специалистов в области вооружений, в результате финансовой помощи от США, смогли найти работу в сфере исследований, не связанных с оружием.