News

Россия заявляет о предложении США разрешить импорт своего ОЯТ, если Москва откажется от Бушера

Опубликовано: 15/11/2002

Российское Министерство атомной энергии сообщило о том, что оно обсуждает возможную сделку с Соединенными Штатами, согласно которой Россия, если Кремль прекратит свое ядерное содействие в вызвавшем столько споров и напряженности проекте реактора в иранском городе Бушер, может рассчитывать на импорт в страну отработанного ядерного топлива (ОЯТ) американского производства, — сделку, которой министерство добивалось более года, как рассказал один представитель самого ведомства и влиятельный журнал о ядерной индустрии.

Сообщение о возможной сделке было немедленно опровергнуто представителями Посольства США в Москве, которые сказали, что ничего не слышали о предполагаемой договоренности. Кроме того, представители посольства выразили обеспокоенность и сомнения в отношении российской программы импорта ОЯТ в целом, сказав, что она представляет собой высокий риск ядерного распространения.
Но как следует из статьи, опубликованной 30 сентября в журнале «Ядерное топливо» — и процитированной на вебсайте базирующейся в США и работающей на средства частных фондов организации «Инициатива по Сокращению Ядерной Угрозы», или NTI, — Соединенные Штаты планируют предложить Москве некоторое количество контрактов по импорту контролируемого США отработанного топлива, если российское Министерство атомной энергии, или Минатом, согласится выйти из осуществляемого ею проекта по строительству в иранском городе Бушер 1000-мегаваттового реактора стоимостью в 800 миллионов долларов.
Если это действительно правда, то Соединенные Штаты, — имеющие право распоряжения в отношении приблизительно 90 процентов всего мирового количества ядерного топлива, — похоже, надеются, что Минатом посчитает долгосрочные программы импорта ОЯТ, включающие в себя импорт контролируемого США отработанного топлива, более прибыльными, чем те краткосрочные контрактные работы, которые министерство осуществляет в странах, охарактеризованных Президентом США Джорджем Бушем как страны-члены «оси зла».
При бывшем президенте США, Билле Клинтоне, Соединенные Штаты «не понимали, что покуда Минатому не предложат альтернативный способ зарабатывания денег», министерство не прекратит свой бизнес с Ираном, сказал один источник из российских дипломатических кругов, согласно новостному агентству Глобал Секьюрити Ньюсуайр (Агентство Новостей о Глобальной Безопасности), или GSN, которое публикует свои репортажи на вебсайте NTI.
Пресс-представитель Минатома Юрий Беспалько подтвердил корреспонденту Bellona Web во вторник, 15 октября, что переговоры о сделке, предполагающей импорт контролируемого Соединенными Штатами ОЯТ в обмен на отказ от Бушера, уже проводятся.
«Да, уже проходят обсуждения такой сделки между Минатомом и Соединенными Штатами, но они проводятся между официальными лицами «среднего звена» — пока что переговоры не достигли уровня совещаний с участием самых высокопоставленных лиц с какой-либо из сторон», — сказал Беспалько в телефонном интервью 15 октября.
«В настоящее время, мы все еще продолжаем развивать наше сотрудничество с Ираном», — сказал он.
Однако ушатом холодной воды прозвучали слова представителя Посольства США в Москве, сказавшего по поводу сделки, описанной в журнале «Ядерное топливо», что позиция Соединенных Штатов в отношении иранского реактора остается неизменной.
«Нам неизвестно ничего о какой-либо подобной сделке, и мы повторяем, что программа построения реактора в Бушере должна быть закрыта без каких-либо сделок вообще», — сказал чиновник посольства.
«Мы также рассматриваем [планы по] импорту отработанного ядерного топлива [в Россию] как проблему ядерного распространения, которая до сих пор никак не решается».
Однако, согласно все тому же сообщению новостного агентства GSN, российские дипломаты недавно начали говорить о том, что возможность ввоза в Россию и переработки отработанного ядерного топлива, а также экспорта смешанного оксидного топлива, или топлива МОКС, иностранным партнерам, позволила Москве опять начать переговоры с Вашингтоном после охлаждения в российско-американских отношениях, наступившего из-за споров вокруг иранского реактора.
Но Минатом, — и особенно сам глава министерства, Александр Румянцев, — давно и активно убеждает Вашингтон дать России право на импорт топлива, поставляемого и контролируемого Соединенными Штатами. В отсутствие прав на импорт хотя бы части топлива, регулируемого так называемым «согласительным правом» США, Минатом может рассчитывать на довольно скудные и ненадежные шансы стать крупным конкурентоспособным игроком на рынке хранения и переработки ОЯТ, уже поделенном, по большей части, между Англией и Францией.
Помимо репортажа в журнале «Ядерное топливо», мечты Минатома об импорте ОЯТ получили недавно небольшую поддержку со стороны Расселла Дайера, представителя Департамента Энергетики США, который сказал в интервью вебсайту Nuclear.ru во время прошедшей в прошлом месяце в Москве конференции по облученному топливу, что вскоре, возможно, состоятся небольшие поставки в Россию контролируемого Соединенными Штатами ОЯТ.
Однако финансовые и количественные условия предполагаемой сделки «ОЯТ в обмен на отказ от Бушера», как их описывает на вебсайте GSN сообщение из издания «Ядерное топливо», остаются туманными.
Непонятно, например, будет ли позволено Минатому самому начать поиск партнеров и заключение контрактов среди стран, располагающих контролируемым Соединенными Штатами ОЯТ, или сами Соединенные Штаты будут решать, какие из этих стран могут экспортировать ОЯТ в Россию.
Кроме того, если отработанное топливо будет ввозиться в Россию с целью производства топлива МОКС, которое затем будет направляться на продажу иностранным партнерам, остается неясным — Bellona Web писал об этом в августе этого года — начнется ли масштабное промышленное производство МОКС-топлива, если это вообще случится, в Железногорске, как на это рассчитывали раньше эксперты Департамента Энергетики США, разрабатывая планы по ликвидации избытков плутония, или на уральском перерабатывающем заводе «Маяк», объекте столь экологически опасном и загрязненном радиацией, что последствия производства на нем топлива МОКС на промышленном уровне могут оказаться более чем разрушительными.
Скромный дебют России на рынке ОЯТ стал возможен в прошлом году, когда бывший в то время главой Минатома Евгений Адамов пропихнул в Государственной Думе сомнительный законодательный пакет по импорту радиоактивных отходов, пообещав, что Россия сможет заработать 20 миллиардов долларов в течение следующих двадцати лет на доходах от хранения и переработки ОЯТ зарубежного производства.
Законодательный пакет, одобренный, в итоге, в форме трех законов, был встречен чрезвычайным осуждением со стороны российских граждан; чтобы предотвратить его принятие, экологи и активисты по всей стране собрали два с половиной миллиона подписей — на полмиллиона больше, чем необходимо по закону, из 60 регионов Российской Федерации, — с тем, чтобы решить вопрос об импорте ОЯТ на уровне всенародного референдума. Однако попытка референдума была задавлена на корню Центральной Избирательной Комиссией, которая на основании мелких формальностей как, например, неправильные сокращения названий улиц, указанные гражданами в подписных листах, дисквалифицировала приблизительно 800 тыс. подписей.
В любом случае, основным фактором, ставящим серьезные препятствия стремлениям России стать мировым магнатом в области хранения и переработки ОЯТ, является не сопротивление почти девяноста процентов российского населения — именно столько граждан, согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенному по инициативе не кого иного, как самого Минатома, выразили протест против импорта ОЯТ, — а почти непреодолимый контроль, осуществляемый над мировым рынком ОЯТ Соединенными Штатами, которые практически свели все партнерские возможности России к кучке бывших клиентов-импортеров советского топлива, таких как Болгария и Украина, представляющих собой не больше чем каплю в море по сравнению с возможностями таких гигантов переработки радиоактивных отходов, как Франция и Великобритания.
Если только Минатом сможет перебороть встревоженность, выражаемую Соединенными Штатами по поводу российской ядерной безопасности и иранского проекта, и сопротивление планам по импорту ОЯТ, исходящее со стороны российских экологических движений, то новыми партнерами России на рынке ОЯТ, согласно информации журнала «Ядерное топливо», процитированной на вебсайте новостного агентства GSN, могут, в том числе, стать и западноевропейские страны, а также Япония, Южная Корея и Тайвань, которые покупают свежее ядерное топливо у Соединенных Штатов, но не располагают достаточными ресурсами для построения своих собственных геологических могильников для захоронения отработанного ядерного топлива.
На настоящий момент, однако, российская перерабатывающая инфраструктура практически лежит в руинах, и любое отработанное ядерное топливо, ввезенное в Россию, должно будет отправляться на временное хранение сроком до 30 лет. Страны-поставщики отработанного топлива будут платить за хранение ввезенных ими в Россию ядерных отходов, а прибыль от их хранения пойдет на поднятие и переоснащение находящейся на последнем издыхании российской инфраструктуры переработки ОЯТ.