News

Конгресс США может потребовать проводить процедуру сертификации программ CTR каждые три года

Опубликовано: 31/10/2002

Автор: Чарльз Диггес

Начиная с 1 октября текущего года — именно в этот день истек срок временных полномочий, предоставленных Президенту Соединенных Штатов Джорджу Бушу на обход процедуры сертификации программ Нанна-Лугара — из-за ограничений в действующем законодательстве США не было заключено ни одного контракта по демонтажу ядерного и химического оружия в России, в результате чего на списание, — если таковое вообще имело место, — отправилось ничтожное количество боеголовок, о массовой ликвидации которых Россия и Америка договорились еще во время майского саммита по нераспространению ядерного оружия, сказали во вторник, 29 октября, сотрудники аппарата американского сенатора Ричарда Лугара.

Если то безвыходное положение, в которое оказались загнанными программы Нанна-Лугара, — чье существование напрямую зависит от закона «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США», — не разрешится в ближайшее время, то вполне вероятно, как предупреждает пресс-представитель сенатора Лугара Энди Фишер, что до декабря этого года, в лучшем случае, а в худшем — не раньше, чем в следующем году, не состоится ни одного контракта по демонтажу российского ядерного и химического оружия, процесс уничтожения которого подпадает под деятельность Нанна-Лугара.


Одним из самых парадоксальных и бестолковых последствий этого тупика стало то обстоятельство, сказал Фишер в телефонном интервью с корреспондентом Беллоны, что Конгресс США уже согласился выделить финансирование на осуществление одной из программ Нанна-Лугара — проекта по ликвидации накопившихся в России еще с советских времен запасов химического оружия на хранилище в Щучье, вопрос о которых, собственно, и стал камнем преткновения во всей истории с сертификацией CTR и привел к теперешнему кризису. Однако, как объяснил Фишер, Конгресс отказывается разрешить программе Нанна-Лугара приступить к реализации этих средств.


«На текущий момент деятельность программы Нанна-Лугара застыла на месте», — сказал Фишер. — «Невозможно приступить ни к каким новым проектам, ни к какой новой работе, так что даже притом, что на проект в Щучье в программу уже пошли деньги, начать тратить их [на определенную деятельность] в настоящее время нельзя из-за остановки всей программы Нанна-Лугара в целом».


Программа Нанна-Лугара, официально известная под названием «Акт о Совместном Сокращении Угрозы», или CTR, пришла фактически к полной остановке всей своей деятельности в результате октябрьского истечения срока временного отказа от процедуры ее очередной сертификации, подписанного президентом Бушем в августе. Согласно действующему законодательству Соединенных Штатов, администрация США должна проводить так называемую «сертификацию» программ Нанна-Лугара, дабы удостовериться, что Россия выполняет свои обязательства, прописанные в существующих между нею и США договоренностях о нераспространении оружия массового уничтожения.


В 2002 финансовом году Буш стал первым президентом за всю 11-летнюю историю этой российско-американской программы нераспространения ядерных, химических и биологических вооружений, который отказался сертифицировать CTR на основании выражаемой Соединенными Штатами обеспокоенности по поводу того, что Россия, возможно, не предоставляет полной и откровенной информации о накопленных ею запасах советского химического оружия. Отказ сертифицировать программу привел к немедленному закрытию почти трети осуществляемых под руководством Пентагона проектов Нанна-Лугара в России и усилил угрозу мировой безопасности.


Но следующим шагом администрации Буша был запрос в Конгресс о предоставлении президенту постоянных полномочий на отказ от самой процедуры сертификации, два — абсолютно противоположных друг другу — варианта которого обсуждаются сейчас конгрессменами в рамках дебатов по поводу закона «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США».


Первый вариант обхода процедуры сертификации, который должен быть законодательно зафиксирован конгрессменами в законе об ассигнованиях Департамента обороны, поддерживается, по словам Фишера, членами Сената и предполагает отменить существующее в настоящем законодательстве требование, согласно которому президент Соединенных Штатов должен ежегодно подписывать сертификацию программы Нанна-Лугара, на постоянное основе. Второй вариант, за который ратуют члены Палаты Представителей, оставит, если он будет принят, процесс сертификации неизменным — то есть, ежегодным.


Самым вероятным исходом дебатов, как сказал Фишер, а также и другие сотрудники аппаратов американских конгрессменов, будет компромиссный вариант — постоянное право президента на отказ от процедуры сертификации, но с ограничением в виде обязательной пересертификации Нанна-Лугара каждые три года.


Однако в дебатах Конгресса по поводу закона «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США» возникла пауза, и главным фактором, вызвавшим эту задержку, явился не вопрос о том, следует или не следует предоставить президенту право на отказ от процедуры сертификации. Скорее, причиной задержки стало отсутствие на своих местах в Конгрессе многих членов Палаты Представителей и сенаторов, которые, в преддверии выборов, назначенных на 5 ноября, отправились — впервые после событий 11 сентября прошлого года и их последствий — проводить мероприятия в рамках своих избирательных кампаний. Многие из кандидатов, как надеются сотрудники аппарата сенатора Лугара, будут вынуждены затронуть проблему безопасности в области ядерных и химических вооружений в ходе своей предвыборной агитации.


После выборов, как объяснил Фишер, Конгресс вновь соберется для краткого заседания, чтобы попытаться решить все старые дела прежде, чем будут объявлены рождественские каникулы, — эти старые дела, к тому времени, должны будут включать в себя и закон «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США». Конгресс, возможно, также примет резолюцию о переносе времени обсуждения вопросов старой повестки дня на новый год. Но если программа Нанна-Лугара не окажется включенной в список пунктов этой резолюции, как сказал Фишер, «это еще хуже, чем могло бы быть, в смысле разрешения на деятельность, для таких программ как Нанн-Лугар».


Другими словами, обсуждение отмены процедуры сертификации Нанна-Лугара может быть отложено до начала следующего заседания Конгресса в новом году, так что задержка в программах CTR по демонтажу вооружений массового уничтожения может вырасти до трех месяцев, начиная с ноября и по январь будущего года. Что это означает, можно увидеть на недавнем примере: из-за того, что Буш только в августе, наконец, сумел получить временное право сертификации CTR на финансовый 2002 год — притом, что финансовый год длится с 1 октября до 30 сентября следующего календарного года — в распоряжении программы Нанна-Лугара оказалось все лишь три месяца для того, чтобы вновь собрать всех подрядчиков, договориться с руководством судостроительных верфей, экспертами по вооружениям и учеными, и хотя бы приступить к работе по контрактам, намеченным на этот год.


Подобные же задержки грозят программе и в 2003 году, судя по тому, что конгрессмены уже были вынуждены сделать перерыв в работе, чтобы провести свои избирательные кампании, а вскоре отправятся на рождественские каникулы. А на карту, тем временем, поставлены примерно 450 миллионов долларов, составляющие бюджет для программ CTR в следующем году, ведь российские субподрядчики, — как, впрочем, и само российское правительство, — уже начинают сомневаться, так ли уж добросовестно соблюдает Америка свои обязательства по нераспространению оружия массового уничтожения.