News

Борьба CTR за постоянную отмену сертификации превратилась в борьбу за выживание

Nerpa-verftet på Kola.
Foto: Vincent Basler

Опубликовано: 11/10/2002

Автор: Чарльз Диггес

Программа Нанна-Лугара вступила в битву за самое свое существование, будущее которого теперь зависит от исхода борьбы, развернувшейся на Капитолийском холме между сторонниками программы и их оппозицией, сопротивляющейся предоставлению президенту США постоянных полномочий на отказ от обязанности ежегодно подписывать разрешение на продолжение деятельности этой, уже 11-летней, американско-российской программы по ядерному нераспространению, сказал корреспонденту Беллоны в телефонном интервью в пятницу представитель правительства Соединенных Штатов.

«Мы боремся за спасение «Нанна-Лугара» каждый день. Нам оказывают постоянное сопротивление, в основном, в Палате Представителей», — сказал чиновник из правительства США. — «Нужно что-то такое серьезное, настолько серьезный аргумент, чтобы заставить людей обратить внимание на эту проблему, потому что она и не думает исчезать».


На вопрос, не в том ли загвоздка с принятием отказа от процедуры сертификации, что дебаты превратились уже в обычную межпартийную перебранку, собеседник «Беллоны» ответил с горькой иронией: «Нет, это все республиканцы», которые, по-видимому, никак не могут договориться между собой о какой-то единой позиции».


Этот чиновник, как и различные аналитики, комментирующие развернувшийся в Конгрессе спор о CTR, отмечают, что не столько сама партия республиканцев и ее представители в Конгрессе и администрации США вовлечены в эти обструкционные попытки довести до краха программу Нанна-Лугара, сколько сама республиканская администрация Президента Джорджа Буша оказалась разделенной на два непримиримых лагеря, неспособных достичь согласия в вопросе о будущем совместной российско-американской программы ядерного нераспространения.


С одной стороны, сказал источник из правительства США, есть президент и несколько его советников, добивающихся от Конгресса принятия закона о постоянном отказе от права сертификации, который дал бы Бушу полномочия на предоставление финансирования программе Нанна-Лугара без необходимости ежегодного подтверждения того, что Россия «соблюдает» подписанные ею обязательства в области нераспространения, как того требует действующее федеральное законодательство Соединенных Штатов. С другой стороны, усилиям главы исполнительной власти сопротивляются другие советники администрации США, в основном, высокопоставленные представители Пентагона и Государственного департамента, выступающие против обхода процедуры ежегодного оценивания прогресса, достигнутого Россией в сфере программ демонтажа российских ядерных и биологических вооружений, что является предварительным и непременным условием получения от США денежных средств, которые помогают осуществляться этим программам.


«Некоторым кругам в администрации в принципе все равно, что программы могут оказаться закрытыми, потому что они всегда скептически относились к самой ценности этих программ», — сказал Джон Вульфсталь, бывший сотрудник Департамента энергетики США, а теперь главный эксперт по ядерному нераспространению Центра Карнеги «За международный мир» в Вашингтоне. — «Те же представители администрации, которые добиваются постоянной отмены сертификации, делают это из традиционной привычки к препирательствам с Конгрессом о том, насколько должны быть широки полномочия Белого Дома, в то время как другие действительно серьезно воспринимают всю опасность ситуации».


А опасности во всей этой политической заварушке подверглась программа, которая, начиная с 1991 года — при помощи проектов по ядерному нераспространению Департамента энергетики — поддерживала процесс ликвидации ядерного арсенала бывшего Советского Союза.


Согласно вебсайту Агентства по сокращению угрозы обороне Соединенных Штатов правительства США (http://www.dtra.mil/ctr/ctr_score.html), на 7 июля 2002 года при содействии программы CTR на территории бывшего Советского Союза было дезактивировано 5 970 ядерных боеголовок, а также уничтожено 1 269 ядерных баллистических ракет и крылатых ракет дальнего действия, 829 ракетных установок, 97 стратегических бомбардировщиков и 24 подводные лодки носители баллистических ракет. Кроме того, тысячи бывших советских ученых-специалистов в области вооружений, в результате финансовой помощи от США, смогли найти работу в сфере исследований, не связанных с оружием.


Таким образом, дебаты по поводу отмены процедуры сертификации поставили в довольно острую ситуацию администрацию США, которая сама, в марте этого года, отказалась сертифицировать программы инициативы Нанна-Лугара — также известной под официальным названием «Совместное Сокращение Угрозы», или CTR, и проводимой под руководством Пентагона — из-за подозрений, что Россия до сих пор, возможно, занимается разработками в области особых видов вооружений. Буш, в конце концов, подписал временный отказ от права требования процедуры сертификации в августе, что дало программе CTR три месяца на то, чтобы начинать тратить примерно 450 миллионов долларов, отведенных ей на программы ядерного нераспространения в России, перед концом финансового 2002 года, который наступил 1 октября.


Однако громкая кампания, предпринятая Бушем по поводу атаки на Ирак, а также его откровенные призывы к Конгрессу с просьбой предоставить ему полномочия на отказ от процедуры сертификации, сильно усложнили дилемму: с одной стороны, администрация США оправдывает военные действия против Ирака тем, что, как она заявляет, планируемая атака является упреждающим ударом по очевидно накопленным Саддамом Хуссейном запасам химического оружия и развивающемуся в Ираке потенциалу ядерных вооружений. С другой стороны, эксперты придерживаются мнения, что ядерные возможности Ирака незначительны, если только он не получит в свое распоряжение плохо охраняемые расщепляющиеся материалы из какой-нибудь третьей страны, например, из России — как раз те самые материалы, сохранность которых CTR, как и постоянно действующая отмена сертификации ее деятельности, и призвана гарантировать.


В результате получается, что то согласие и та поддержка, которую Буш сам же и выразил, политически, некоторым элементам в своей администрации, отказавшись, по их советам, сертифицировать программу Нанна-Лугара в этом году, может стать для него самым большим препятствием в осуществлении одного из самых эффективных способов обуздания угрозы ядерного терроризма — не только той, что исходит со стороны Ирака, но и той, что существует по всему миру.


Однако к несговорчивой, враждебно настроенной по отношению к программе CTR оппозиции, состоящей, по большей части, из республиканцев, по словам источника из администрации США, практически не подступиться, и центральной фигурой в этом очередном матче «Белый дом против Конгресса» стал, — поскольку он и сам является представителем республиканской партии от штата Индиана, а также и соавтором программы CTR, которую он создал в 1991 году совместно с бывшим сенатором, демократом от штата Джорджия Сэмом Нанном, — сенатор Ричард Лугар.


«[Оппозиция] говорит, что «Нанн-Лугар» — это просто гуманитарная помощь, они говорят, что военное руководство США не должно в это вмешиваться, они думают, что [«Нанн-Лугар» занимается] проблемами окружающей среды, и считают, что это вопросы, с которыми у Пентагона не должно быть ничего общего», — сказал источник из администрации США.


«Сенатор Лугар говорит им, что [почти неохраняемое оружие массового уничтожения, накопленное в России, представляет собой] проблему национальной безопасности — и не только для Соединенных Штатов, но для всего мира, для наших союзников в Европе, для НАТО и других, для наших союзников в Азии».


Борясь за свое выживание, программа CTR также постаралась привлечь — и привлекла — на свою сторону широкую поддержку наиболее влиятельных американских изданий. В начале прошлого месяца газета «Вашингтон Пост» посвятила этой проблеме одну из своих передовых статей, выступив за принятие закона о постоянном отказе от требования сертификации программы. На прошлой неделе в поддержку постоянно действующей отмены сертификации высказалась в своих редакционных статьях и газета «Нью-Йорк Таймс».


«Конгресс должен предоставить Президенту Бушу испрашиваемые им постоянные полномочия на отмену тех условий, которые препятствуют потоку денежных средств, направляемых в Россию для обеспечения безопасности опасных материалов», — написала «Нью-Йорк Таймс».


«Но самой важной — и пока отсутствующей — составляющей [борьбы с ядерным распространением] является внимание, уделяемое непрерывно и на самом высоком уровне, по отношению к опасности, которая, — и это признается практически всеми, — действительно существует. Администрация, которая прикладывает столько усердия к выстраиванию планов по войне с Ираком и укреплению обороны отечества, наверняка может помочь ускорить процесс выполнения и такой, гораздо менее трудоемкой и требующей гораздо меньших затрат, задаче, как обеспечение безопасности материалов, которые могут оказаться чрезвычайно разрушительными, если попадут в распоряжение не тех людей», — заключила газета в своей редакционной статье.


На прошлой неделе газета «ЮЭсЭй Тудэй» опубликовала на первой полосе статью, рассказывающую о практически незащищенных складах химического оружия на хранилище в уральском городке Щучье, каковой репортаж послужил жесткой критикой поведению Конгресса в отношении вопроса о сертификации CTR. Но даже суровая отповедь ведущих газет США, судя по всему, не оказывает большого действия на мнение оппозиции.


Перед лицом угрозы террористических ядерных или химических атак — особенно после того, как события 11 сентября прошлого года доказали, с какой легкостью террористы способны осуществлять такие атаки — подобное сопротивление принятию закона о постоянном отказе от требования сертификации, как и слепое противодействие самой программе Нанна-Лугара со стороны Палаты Представителей, выглядит, по словам сотрудника администрации США, просто невероятным.


«Когда сенатор Лугар садится за стол с [представителями оппозиции] и пытается объяснить им всю важность [отмены сертификации] для безопасности США и всего мира, [рассказать о] распространении оружия массового уничтожения, о том будущем, которое нас ожидает, они вежливо его слушают и кивают головой», — сказал источник из американской администрации.


«А потом, ни с того ни с сего, они говорят — «Нет». Мы говорим, «Но президенту нужно, чтобы [отказ от требования сертификации] был принят», и они, конечно, вполне уважают [президента], но при этом считают, что в этом вопросе он ошибается. Это просто уму непостижимо».


И в самом деле, перспективы CTR по достижению еще более успешных, еще более значительных результатов в деле нераспространения ядерного оружия, никогда еще не казались столь обнадеживающими, как в этом году. В июле, в ходе саммита в Канаде, на поддержку программ, осуществляемых при содействии CTR, страны-члены «большой восьмерки» пообещали выделить десять миллиардов долларов в течение следующих десяти лет. Еще десять миллиардов обязались выплатить Соединенные Штаты.


Как сообщило новостное агентство «Глобал Секьюрити Ньюсуайр», или GSN, сенатор Лугар уже составил «список десяти первоочередных задач», на решение которых, на территории бывшего Советского Союза, должны будут направляться эти деньги в течение следующего десятилетия.


Предложенные Лугаром программы, к выполнению которых следует приступить в следующие десять лет, включают в себя: ликвидацию двух миллионов — по текущим оценкам — накопленных Россией зарядов химического оружия; обеспечение сохранности российского биологического патогенного оружия; уничтожение и обеспечение надежного уровня хранения тактического ядерного оружия; создание дополнительных рабочих мест в сфере мирных научных исследований для бывших советских ученых-специалистов в области вооружений; обеспечение более надежных систем охраны и курсов повышения квалификации для служб безопасности на тех 60 процентах российских ядерных предприятий, которым CTR пока еще не успела помочь; обеспечение безопасности в отношении заброшенных источников радиации, таких как радиоактивные генераторы электроэнергии, разбросанные по всей территории бывшего Советского Союза.


Однако, согласно экспертам в области ядерного нераспространения, CTR, скорее всего, не получит постоянно действующего отказа от процедуры сертификации в виде части законопроекта «О финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США» на 2003 год, и вновь встанет перед необходимостью в очередной раз просить о пересертификации своих программ, что опять задержит их реализацию — если только процедура сертификации не пройдет более или менее быстро — на восемь, а то и десять, месяцев следующего финансового года, как это уже произошло в этом году. При отсутствии же документа о пересертификации, примерно треть всех проектов CTR, контролируемых Департаментом обороны США, окажутся закрытыми.


При этом общее мнение аналитиков таково, что развернувшиеся в Конгрессе дебаты выходят далеко за рамки проблемы предоставления президенту права отказаться от сертификации CTR, и сам спор уже вылился в вопрос о том, насколько вообще оправдано само существование программы Нанна-Лугара.


«Я думаю, что отказ от требования сертификации будет предоставлен, в том или ином виде, но он не будет постоянным», — сказал Кеннет Луонго, исполнительный директор Российско-Американского Консультационного Совета по Ядерной Безопасности, или RANSAC, в электронном письме корреспонденту Беллоны. RANSAC является неправительственной организацией, консультирующей правительства Соединенных Штатов и России.


«Я думаю, вряд ли CTR сейчас находится в такой уж смертельной опасности, но действующая администрация действительно, что ли, «разбудила лихо», [спровоцировав сначала своим отказом сертифицировать CTR, а затем просьбой об отмене процедуры сертификации, Конгресс на обсуждение самой программы], и теперь эта тема эксплуатируется всеми, кому не лень, на [Капитолийском] холме», — сказал Луонго.


Луонго отметил, что заседания между Палатой представителей и Сенатом по поводу законопроекта «О финансовых ассигнованиях Департаменту Обороны США» проходили при закрытых дверях, но информация, просочившаяся от участников заседаний после их окончания, говорит о том, что программе CTR не стоит ожидать получения постоянно действующей отмены сертификации, а, скорее, такой, в которой будут предусмотрены условия получения периодической пересертификации через определенные промежутки времени.


Он добавил, что, возможно, Конгресс временно снимет ограничения, наложенные им на порядок затрачивания средств, выделяемых на цели ликвидации химического оружия, что должно облегчить распределение этих денег. «Это немного, но достаточно, чтобы дать программе возможность потихоньку продвигаться вперед и избежать закрытия», — сказал Луонго.


Информация Луонго о заседаниях, прошедших между Палатой Представителей и Сенатом, была подтверждена источником из правительства США.


Однако Вульфсталь из Центра Карнеги «За международный мир» говорит, что неудача в получении постоянно действующего отказа от сертификации может окончательно выбить почву из-под программы CTR, особенно в отношении тех ее программ, которые осуществляются в области уничтожения химического оружия.


«Если CTR не добьется сейчас отказа от требования сертификации, это будет тяжелейший удар по программе ликвидации химического оружия», — сказал Вульфсталь. — «Придется увольнять людей, отпускать подрядчиков, а потом будет очень трудно вернуться к тому темпу работ, которого сейчас придерживаются на полигоне уничтожения химического оружия [в Щучье]».


«А если это будет временный отказ — от одного до трех лет — то тогда тяжело будет убедить Россию инвестировать в проект те ресурсы, которые ей необходимо обеспечивать в течение долгого времени с тем, чтобы проект реализовывался успешно». На вопрос, не считает ли он, что программа CTR в целом встала перед опасностью полной остановки из-за развернувшейся в Конгрессе борьбы вокруг отмены ее сертификации, Вульфсталь ответил: «Да, несомненно».


«Если программа окажется закрытой, возможно, ее больше не удастся возобновить», — сказал он.