News

Конференция призывает инвестировать в утилизацию субмарин

Опубликовано: 08/10/2002

Автор: Чарльз Диггес

Как гласило заявление, сделанное на международной конференции по ядерной безопасности главой Управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов Министерства по атомной энергии России в настоящее время от коррозии могут потерять плавучесть 39 атомных подводных лодок, стоящих у причалов, на борту которых находится отработанное ядерное топливо (ОЯТ).

Как сказал начальник управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов, Виктор Ахунов, отработанное ядерное топливо с подводных лодок должно отправляться на предприятия по хранению ОЯТ, расположенные на военных базах в различных частях страны. В настоящее время на этих базах находится на хранении ОЯТ со 170 атомных подводных лодок (АПЛ). На Дальнем Востоке имеются четыре военные базы с хранилищами для ОЯТ, сказал чиновник. Однако «полуразвалившиеся» хранилища не соответствуют существующим требованиям безопасности, а также демонстрируют чрезвычайно ненадежный уровень охраны. По этой причине ОЯТ остается в реакторах подводных лодок, а также на борту судов технологического обслуживания.


Ахунов отказался уточнить количество и местонахождение этих АПЛ, равно как и сколько топлива хранится на плаву, но сказал, что коррозия, разъедающая корпуса кораблей, представляет «самую большую опасность» для экологии Дальнего Востока. Впрочем, по утверждениям многих международных наблюдателей, посетивших владивостокскую конференцию, АПЛ с ОЯТ разбросаны по всему Приморскому краю, от окрестностей Владивостока до полуострова Камчатка, где некоторые из них вытащены на берег.


Минатомовский чиновник также сказал, что из 190 российских субмарин, выведенных из эксплуатации на всей территории России с конца 1980-х годов, более или менее приемлемый уровень безопасности был обеспечен только в отношении 35 тихоокеанских АПЛ, то есть, ядерное топливо из реакторов этих подлодок было выгружено, а некоторые из — демонтированы. Остальные же субмарины остаются у причалов по всему российскому побережью Тихого океана и вдоль берегов Северного Ледовитого океана, и по сегодняшний день ожидая утилизации.


Только в пределах одного Тихоокеанского флота, 42 подлодки, уже вышедшие из эксплуатации, но до сих пор хранящие на борту свое отработанное ядерное топливо, остаются на плаву, подвергая огромному экологическому риску окружающую территорию.


Первую тревогу по поводу АПЛ отстоя с ОЯТ на борту — только в России можно увидеть этот «особый» метод хранения ОЯТ субмарин — забили в 1995 году такие экологические организации и отдельные эксперты по защите окружающей среды как Алексей Яблоков и «Беллона». Результатом тех попыток открыть правду о состоянии российских атомных подлодок стали обвинения в государственной измене, выдвинутые против исследователя «Беллоны» Александра Никитина, который, в конце концов, добился в суде оправдания и снятия всех обвинений в декабре 1999 года. Верховный суд России оставил в силе оправдательный приговор Санкт-Петербургского суда в сентябре следующего года.


Однако в последние месяцы уже и сам Минатом заявлял, что проблема неутилизованных подводных лодок остается одной из самых приоритетных для министерства.


Согласно Ахунову, текущий бюджет Российской Федерации предусматривает выплату 70 миллионов долларов, в рублевом эквиваленте, на задачу повышения уровня ядерной безопасности страны — это самая большая сумма, которую государство выделяло когда-либо на любой из экологических проектов начиная со времени распада Советского Союза. Однако, по словам и Ахунова, и других экспертов, участвовавших в конференции, этого финансирования все равно недостаточно для того, чтобы покрыть даже основные расходы программы утилизации подлодок. Как сказал минатомовский чиновник, Россия к 2010 году планирует утилизировать 131 подводную лодку, каковые усилия обернутся затратами в 3,9 миллиардов долларов, при том, что один только запуск программы потребует 60 миллионов долларов уже в этом году.


Откуда появятся все эти деньги, говорит Эдуард Авдонин, директор Международного центра по безопасности окружающей среды Министерства атомной энергии, — никто пока не знает.



Атомные реакторы двух из ожидающих утилизации подводных лодок находятся в аварийном состоянии, и процесс их утилизации может оказаться опасным, сказал один из выступавших на владивостокской конференции, Владимир Шишкин, конструктор транспортных ядерных энергетических установок Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Н.А. Доллежаля.


Правительство планирует построить для этих подводных лодок специальное хранилище, где они будут находиться примерно 300 лет, пока ядерное топливо, содержащееся в их реакторах, станет более менее безопасным, сказал Шишкин.


По словам Ахунова, несколько уже запущенных проектов по улучшению условий хранения и переработки отработанного ядерного топлива постоянно сталкиваются с различными препятствиями из-за нехватки финансирования. Как сказал чиновник, его министерство пытается сейчас раздобыть из иностранных источников семь миллионов долларов, чтобы починить железнодорожную ветку, связывающую большое хранилище отработанного топлива на полуострове Шкотово — куда прибывают отработанные ядерные сборки, извлеченные из реакторов тихоокеанских субмарин на хранилище ОЯТ «Звезда» в городе Большой Камень — с главной железнодорожной линией, по которой эти сборки направляются в специальных вагонах на перерабатывающее предприятие «Маяк» на Южном Урале.


Авдонин сказал, что Северный флот борется с теми же бедами уже много лет. Разница только в том, сказал он, что на Северном флоте уже работает более или менее надежная инфраструктура обращения с РАО и ОЯТ, не говоря уже о системе финансового и технического содействия международных спонсоров, которые помогают решать эти проблемы.


Авдонин также сказал, что протяженность тех самых железнодорожных путей, которые, по словам Ахунова, требуют ремонта, составляет всего лишь 27 километров.


На конференции Ахунов также рассказал, что финансирования не хватает и для нового строительного проекта — базы для хранения отработанного ядерного топлива в бухте Разбойник около Владивостока. На этой базе будет храниться отработанное топливо с девятнадцати субмарин, находящихся на отстое в бухте, которые в настоящее время держатся на плаву при помощи понтонов.


Проект базы-хранилища радиоактивных отходов в бухте Разбойник приобрел особую важность после того, как у северо-восточных берегов полуострова Камчатка в 1997 и 1999 годах затонули две отстойные АПЛ, сказал принимавший участие во владивостокской конференции представитель Министерства обороны России, вице-адмирал Николай Юрасов, занимающийся надзором за ядерной безопасностью в ВМФ. Впрочем, обе подлодки были быстро подняты на поверхность и не успели принести никакого ущерба экологической ситуации в регионе, сказал он.