News

Сертификация программы «Совместное уменьшение угрозы» истекает 1 октября

Опубликовано: 17/09/2002

Автор: Чарльз Диггес

Президент Соединенных Штатов Джордж Буш подписал в начале августа временный отказ от сертификации программы CTR, позволяющий высвободить миллионы долларов для программ, призванных ослабить угрозу, которую представляет собой полуразрушенная инфраструктура российской ядерной, биологической и химической оружейной промышленности.

Однако поток американских денег, выделяемых на цели нераспространения ядерного оружия, вновь иссякнет 1 октября, если только конгрессмены-сторонники так называемой программы Нанна-Лугара — носящей официальное название «Совместное уменьшение угрозы», или CTR, — не смогут организовать в Конгрессе достаточную поддержку для того, чтобы освободить программу от необходимости проходить пока что ежегодный процесс пересертификации и дать президенту право на окончательный отказ от требования этой процедуры, сказал помощник одного конгрессмена корреспонденту Bellona Web.

Согласно действующему законодательству, Пентагон должен проводить так называемую «сертификацию» России, удостоверяющую, что Россия соблюдает свои обязательства по нераспространению ядерного оружия, иначе примерно треть проектов программы CTR, контролируемой военным руководством США, прекратит свою работу. Процесс сертификации проходит по принципу фискального учета, то есть исходя из финансового, а не календарного года, поэтому отказ от сертификации, подписанный президентом Бушем в среду, 7 августа, — когда из финансового 2002 года прошло уже 11 месяцев — имеет юридическую силу на едва ли больше чем полтора месяца.

Администрация Билла Клинтона подписывала документ об отказе сертификации программы каждый год. Однако прошлой весной Пентагон и администрация Буша заявили России, что она может не рассчитывать на сертификацию на 2002 год, так как Кремль, согласно сведениям Соединенных Штатов, утаивает информацию о состоянии российской промышленности, занятой в области химического и биологического оружия.

Администрация США выразила, кроме того, свои подозрения в том, что Россия, возможно, до сих пор осуществляет разработки в сфере особых видов вооружений, и, таким образом, решила не предоставлять России сертификацию, как комментировали в тот период источники в администрации США. Вместо сертификации правительство Буша запросило у Конгресса разрешения для президента отказаться от права требовать прохождения сертификации российской стороной на том основании, что деятельность программ CTR находится в национальных интересах Соединенных Штатов.

Отказ зарегистрировать сертификацию также привел — поставив, при этом, администрацию Буша в довольно щекотливое положение — к невозможности начать реализацию договоренности о сокращении арсенала ядерных боеголовок, достигнутой между Бушем и Президентом России Владимиром Путиным на саммите, состоявшемся в мае в Москве, несмотря на тот факт, что уже за несколько дней до начала саммита двух президентов в Департамент обороны США начали один за другим приходить приказы приступить к списанию боеголовок, сказал один сотрудник американской администрации.

Подписанный 7 августа Президентом Бушем отказ от сертификации, согласно упомянутому выше помощнику одного конгрессмена, высвобождает приблизительно 450 миллионов долларов в виде средств, контролируемых Департаментом обороны США, и 70 миллионов долларов, выделяемых на программы, проводимые Государственным департаментом США — выплата которых под проекты CTR была приостановлена вследствие отказа от сертификации.

До наступления октября — когда Конгресс начнет дебаты по поводу того, сохранять ли принцип ежегодного проведения процедуры сертификации, или предоставить президенту постоянно действующий отказ от сертификации как часть законопроекта о Финансовых ассигнованиях Департаменту обороны США — как сказал помощник конгрессмена корреспонденту Bellona Web, программа CTR направит освобожденные временным отказом средства на реализацию нескольких новых проектов, осуществление которых было задержано решением администрации США не сертифицировать CTR прошлой весной.

Собеседник Bellona Web сказал, что эти новые проекты включают в себя: повышение уровня безопасности на десяти российских предприятиях, занятых в производстве оружия; курсы повышения квалификации для сотрудников охраны, работающих на хранилищах ядерных материалов и оружия с целью обеспечения их надежности; утилизацию двух стратегических; ликвидацию 30 баллистических ракет класса море-земля; списание неуточненного количества ракет типа СС-24 и СС-25, перевозимых по территории страны на специальных поездах; приезд с инспекцией американских специалистов на химический комбинат «Маяк», на котором близится к завершению строительство спонсируемого программой CTR хранилища оружейного плутония.

Консервативные круги в Конгрессе США сопротивляются тому, чтобы предоставить президенту ту свободу действий, которую принесет окончательный и постоянный отказ от права сертификации, высказывая подозрения в том, что Россия, может быть, до сих пор, занимается разработками в области биологического и химического оружия в контролируемых военными лабораториях, остающихся закрытыми для глаз иностранцев.

Однако оба создателя программы CTR, основавшие этот проект 11 лет назад — и бывший сенатор Сэм Нанн, демократ из штата Джорджия, и сенатор Ричард Лугар, республиканец из штата Индиана — в начале августа выступили каждый со своим заявлением, выразившим одобрение подписанию президентом Бушем временного отказа от сертификации. Однако они также предупредили в своих выступлениях, что программа будет постоянно находиться под угрозой срыва, если Конгресс не даст президенту полномочий на постоянно действующий отказ.

«Получение постоянно действующего отказа от сертификации имеет критическое значение. Иначе мы увязнем в трясине бесконечной пересертификации, которая каждый год задерживает выполнение программы на шесть, восемь, десять месяцев», — сказал помощник конгрессмена корреспонденту Bellona Web.

«По моим прогнозам, мы все-таки получим постоянный отказ, но Конгрессу придется немало для этого потрудиться», — сказал он.

О подписании временного отказа от сертификации было объявлено как раз в тот момент, когда русские ученые, участвовавшие в конференции по исследованиям оспы во французском городе Лионе, раскрыли новую информацию, касающуюся подозрительной вспышки этой болезни в 1971 году, которая, по мнению некоторых экспертов, была вызвана испытаниями нового биологического оружия, проводившимися советскими специалистами на острове в Аральском море, в теперь уже независимом государстве Казахстан, сообщила газета «Нью-Йорк Таймс».

По словам помощника конгрессмена, однако, «нет абсолютно никакой связи» между заявлениями, сделанными во Франции русскими учеными-биологами, и подписанием Президентом Бушем временного отказа от права сертификации программ CTR.

Тем не менее, первоначальные мотивы отказа администрации Буша в предоставлении сертификации программе CTR основывались на сомнениях в откровенности России относительно ее потенциала в области биологического и химического оружия, а специалисты, участвовавшие в Лионской конференции, сказали, что готовность России обсуждать инцидент в Аральском море демонстрирует некий прогресс в этой сфере, сообщила «Нью-Йорк Таймс».

В ходе конференции российские ученые заявили, что ими были уничтожены те образцы тканей и биологические материалы, которые, как надеялись Соединенные Штаты, могли бы пролить свет на причины и характер эпидемии, которая, прежде чем ее удалось остановить, привела к гибели двух детей и молодой женщины, сообщила газета.

Российская делегация рассказала во время неформальных обсуждений на конференции, что по их мнению, вспышка оспы в Аральске, городе, расположенном на Аральском море, произошла не вследствие проводившихся в районе испытаний, а по естественным причинам, что противоречит докладу об инциденте, опубликованному в прошлом июне Институтом Международных Исследований в Монтерее, США.

Согласно репортажу газеты «Нью-Йорк Таймс», в докладе Монтерейского Института говорится, что эпидемия началась после того, как некое судно, занимавшееся в Аральском море экологическими исследованиями, подошло слишком близко к острову Возрождение, где в то время проходили военные испытания вируса оспы; выброс смертельных бактерий долетел до корабля и заразил одного из членов экипажа, который и перенес вирус в город по возвращении на сушу.

Хотя власти и специалисты в Казахстане проводили расследования, пытаясь выяснить истоки эпидемии, Москва ни разу не признала, что инцидент вообще имел место или что вирус оспы когда-либо использовался в испытаниях на открытом воздухе, сообщила газета.

Однако исследователи при Монтерейском Институте утверждают в своем докладе, что тот штамм оспы, который проявился во время эпидемии в Аральске, обнаружил необычайно опасный и стойкий характер, что вызывает вопросы о том, сможет ли вакцина против оспы, разработанная в Америке, остановить болезнь, в случае если в Соединенных Штатах разразится эпидемия именно этого конкретного штамма.

Согласно специалистам, осведомленным о ходе дискуссий, состоявшихся в Лионе, русские ученые сказали, что хотя в период вспышки болезни у жертв эпидемии в Аральске и были взяты клинические образцы тканей, но полученный материал был уничтожен, когда российские власти втайне перевезли имевшиеся штаммы оспы из лаборатории в Москве в Научно-исследовательский центр Институт «Вектор», находящийся в Сибири, где сейчас хранится большая коллекция накопленных страной штаммов оспы, сообщила «Нью-Йорк Таймс».

Русские ученые также сообщили в ходе Лионской конференции, что при изучении образцов тканей, взятых в Аральске, не было отмечено никаких признаков, которые отличали бы их от тканей, пораженных обычным штаммом, однако, это заявление было встречено другими участниками конференции с большим скептицизмом, написала газета «Нью-Йорк Таймс».