News

Чиновники Департамента энергетики прочли заупокойную программе МОКС-топлива

Опубликовано: 17/09/2002

Автор: Чарльз Диггес

Недавние маневры, предпринятые одним высокопоставленным лицом в российском Министерстве атомной энергии, или Минатоме, для того чтобы добиться назначения химического комбината «Маяк» официальным местом будущего промышленного производства крайне опасного МОКС-топлива, вызвали со стороны занимающегося его продвижением международного консорциума столь сильные сомнения в осуществимости этой российско-американской программы ядерного нераспространения, что от давнего проекта и камня на камне не осталось.

— уже в который раз

Программа производства МОКС-топлива входит в число самых значительных соглашений о нераспространении ядерного оружия между Россией и американским Департаментом энергетики, предполагая постепенную ликвидацию 68 тонн избыточного американского и российского оружейного плутония, который должен уничтожаться в ядерных реакторах в форме сжигания особого топлива, представляющего собой смесь оксидов плутония и урана и называемого МОКС-топливом.


Тем не менее, старый проект — за десять лет существования которого ни одного килограмма топлива пока что так и не было уничтожено — постоянно наталкивался на бесконечные бюрократические препоны, в основном со стороны России, которая, несмотря на достигнутую договоренность, до сих пор втайне противится необходимости уничтожения своей части запасов плутония, то есть 34 тонн оружейного материала. Никакого прогресса в сжигании своих накоплений избыточного плутония не сделали и Соединенные Штаты.


В существующих между Россией и США соглашениях об оптимальном месте развертывания производства МОКС-топлива в промышленных масштабах указан хорошо оборудованный и наиболее технически подходящий целям проекта Железногорский горно-химический комбинат, или ГХК, расположенный недалеко от Красноярска, при котором также работает целый комплекс подземных лабораторий.


Однако, согласно одному документу, оказавшемуся в распоряжении корреспондента Bellona Web, и нескольким интервью с официальным лицами, близко знакомыми с ходом проекта и составившими этот документ, Минатом, по предложению первого заместителя министра атомной энергии Михаила Солонина, принял решение отказаться от использования ГХК в качестве места производства топлива МОКС в пользу расположенного на Урале предприятия «Маяк», чья ненадежность с точки зрения экологической безопасности делает его чрезвычайно непригодным для проекта столь серьезного значения.


Впрочем, предложение о новом выборе места производства будет, скорее всего, встречено категорическим отказом одобрить его со стороны Госатомнадзора, если только на ядерных контролеров не окажут настолько сильного давления, что те вынуждены будут уступить.


Официальное оглашение решения о перемене места производства не запланировано раньше, чем на октябрь, даже более того, Минатом, в период подготовки этой статьи, отказался признать, что выбор места был изменен, или изменится в ближайшем будущем. Кроме того, Солонин сам, как видно из недавних репортажей средств массовой информации, до сих пор упоминает Железногорский ГХК в качестве места дислокации производства МОКС-топлива.


Однако сотрудники администрации Железногорского ГХК сообщили корреспонденту Bellona Web, что до них уже дошли слухи о том, что Минатом может предпочесть комбинату предприятие «Маяк», что станет тяжелым ударом по финансовым планам Железногорска.


К 2006 году, согласно части еще одного соглашения в области нераспространения ядерного оружия, заключенного между Россией и США, запланировано выведение из эксплуатации работающего в этом закрытом ядерном городе плутониевого реактора, в результате чего потеряет работу каждый пятый специалист-атомщик Железногорска, сказал один сотрудник городской администрации, попросивший не указывать в статье его имя.


«Нам нужны были эти рабочие места [на производстве МОКС-топлива]», — сказал этот сотрудник. «Теперь нашей единственной надеждой остается хранение иностранного отработанного ядерного топлива на хранилище РТ-2, которое, к тому же, еще даже не достроено».

Вмешательство Государственного департамента
Еще один удар по программе МОКС-топлива был, согласно источникам, предоставившим информацию о том, что Минатом планирует изменить место производства МОКС, нанесен неожиданным «встреванием» в ход проекта сотрудников Государственного департамента США, которые, в обход специалистов Департамента энергетики, сами заключили соглашение с Солониным, подписавшись под планом использования российского быстронейтронного реактора БН-600 и переоснащенных реакторов ВВЭР-1000 для сжигания топлива.


В так называемом протоколе регламентного комитета, подписанном Солониным и представителем по переговорам в области ядерного нераспространения Государственного департамента США Майклом Гуэном, отсутствуют какие-либо сроки проведения мероприятий по программе, и более того, вообще вычеркнута дата ускоренного начала проведения программы уничтожения плутония, которая была ранее назначена вместо первоначальных сроков исполнения программы, чтобы форсировать проект. Официальные лица в Государственном департаменте, с которыми связался корреспондент Bellona Web, отказались прокомментировать подписание протокола.


Как говорят авторы документа, обнажившего намерения Минатома, в протоколе не приводилось никакой новой конкретной информации относительно реакторов, которые на взгляд Департамента энергетики и Минатома давно были и являются сейчас основными — за отсутствием лучших на данный момент — кандидатурами для сжигания МОКС-топлива, хотя окончательного решения в их пользу Департамент энергетики пока не принимал. Однако что в него не забыли внести — так это отдельную статью, в которой содержится предложение использовать как возможное место для развертывания производства топлива МОКС на промышленном уровне вопиюще неприспособленный для этой цели завод «Маяк», сказали эти источники.


Спустя всего несколько часов после того, как сделка была закреплена подписями, помощники Солонина в Минатоме устроили маленькую вечеринку «для своих» по поводу принятия совместно с Гуэном того, что они назвали «не-решением», отмечая праздничными тостами протокол, благодаря которому осуществление программы уничтожения плутония через сжигание топлива МОКС откладывается, по крайней мере, на два года, а то и вовсе на неопределенное время. Тем временем, согласно упомянутым выше источникам, многие сотрудники Департамента энергетики буквально метали громы и молнии по той же самой причине.


Эд Сискен, глава Отдела ликвидации расщепляющихся материалов Департамента энергетики США, прилетавший в Москву для заседаний с российскими коллегами, занимающимися проектом МОКС-топлива, отказался дать свои комментарии.

«Маяк» против ГХК
Согласно планам, давным-давно принятым совместными усилиями правительств России, Франции, Германии и США — каждое из которых в той или иной степени принимало участие в технической разработке проекта МОКС-топлива — конверсия оружейного плутония должна происходить на территории завода «Маяк». Полученный на «Маяке» оксид плутония — материал, перевозимый в специальных емкостях в виде порошка — должен затем отправляться на Железногорский ГХК, в обширный лабиринт подземных туннелей и лабораторий комбината, где развернется широкомасштабное и связанное с повышенным риском промышленное производство топлива МОКС.


Однако упоминавшиеся выше источники — приезжавшие в Москву в качестве членов совместной делегации представителей Франции, Германии, России и США, сопровождавшей в начале августа визит в российскую столицу Секретаря по вопросам энергетики Соединенных Штатов Спенсера Абрахама — написали в составленном ими и переданном в распоряжение корреспондента Bellona Web документе, что «Минатом отказался от сделанного им ранее выбора места для совместного франко-германо-российского производства топлива МОКС».


Это решение, как отмечается авторами документа — попросившими соблюдать в статье их анонимность — «[привело] к радикальным изменениям в программе и, в конечном счете, угрожает самой возможности ее выполнения».


В документе также говорится, что срок действия трехстороннего соглашения между правительствами Франции, Германии и России закончился еще в июне, и что Германия — которая должна была в соответствии с планами предоставить бóльшую часть технологий, необходимых для производства МОКС-топлива — вообще заявила о своем окончательном выходе из проекта.

Приятельские связи Солонина
«Все […] хотят, чтобы [промышленное производство МОКС-топлива] находилось на ГХК, с технологической точки зрения, с точки зрения окружающей среды, с точки зрения безопасности», — сказал один из авторов описанного выше заявления в интервью корреспонденту Bellona Web.


«А Солонин хочет, чтобы оно было на «Маяке»».


До того, как стать первым заместителем министра атомной энергии, Солонин работал главой московского Всероссийского научно-исследовательского института неорганических материалов им. Бочвара, занимающегося исследованиями в области ядерного развития и поддерживающего близкие дружеские отношения с заводом «Маяк».


Технические и научные исследования, которые предприятие «Маяк» не имеет возможности провести на собственной территории, осуществляются в лабораториях института им. Бочвара, и дислокация масштабного промышленного производства МОКС-топлива на этом уральском заводе, если только Солонин официально даст на нее «добро», сулит институту щедрую прибыль от различных контрактов с «Маяком» по исследованиям и разработкам в сфере нового производства.


«Солонин […] был назначен на свою теперешнюю должность в начале текущего года», — говорится в совместном документе-заявлении, предоставленном корреспонденту Bellona Web американской делегацией по проекту МОКС-топлива летом этого года. «Теперь появляются подозрения в том, что он передает все проекты и исследования [отобранные у ГХК] «Маяку» […] и своему бывшему ведомству, институту им. Бочвара».


В документе упомянутых источников также указывается, что решение Солонина заново открыть уже улаженный вопрос о месте выработки МОКС-топлива «может привести, по крайней мере, к двухлетней задержке заключения подряда на [производство топлива], из-за того, что уже был сделан значительный прогресс» в разработках проекта оборудования по производству топлива на основе технологических характеристик, имеющихся у Железногорского ГХК.


В качестве примера поведения российской стороны, всячески пытающейся ставить палки в колеса проекту, в заявлении делегации говорится о том, что Минатом до сих пор не может подписать документ о так называемом «Обосновании инвестиций» в отношении ГХК, а также о том, что «составление такого же документа в отношении нового места производства может потребовать дополнительные два года — все только для того, чтобы вернуть программу на тот уровень, которого она сумела пока что достичь».


«Институт Бочвара — это научно-мафиозная организация», — сказал один из авторов документа в интервью корреспонденту Bellona Web.


«Он хочет, чтобы все деньги шли через него. То есть, если «Маяк» [получит проект масштабного производства МОКС-топлива], тогда Бочвар начнет снимать все сливки — то есть миллионы долларов в виде никому не нужных, бесполезных исследований и разработок. Если же контракты достанутся ГХК, институт Бочвара не получит никаких денег — все очень просто».


Несмотря на неоднократные попытки связаться с первым заместителем атомной энергии, в том числе через сообщения, которые корреспондент Bellona Web оставлял у его помощников, добиться комментариев от Солонина не удалось.


Николай Шингарев, возглавляющий в Минатоме управление по взаимодействию с органами государственной власти и информационной политике, посоветовал в интервью корреспонденту Bellona Web не принимать серьезно очевидную перемену в планах по определению места производства топлива МОКС, сказав: «Пройдет еще довольно много времени, прежде чем мы дойдем до той стадии, когда мы будем готовы производить топливо МОКС на промышленном уровне».


«Будет ли это происходить на ГХК или на «Маяке» — не это сейчас главный вопрос. До этого нам еще нужно провести много, очень много экспериментов».


Представитель института им. Бочвара сказал, что его ведомство «просто стремится обеспечить наилучший возможный процесс и наилучшее возможное место производства МОКС-топлива», но отказался уточнить, является ли, по его мнению, этим наилучшим местом завод «Маяк» или ГХК. «Этот вопрос будет решаться потом», — сказал он, но также отказался подтвердить, имел ли он в виду запланированное на октябрь заявление Минатома, в котором, по сведениям упомянутых источников, должно быть объявлено, что Железногорский ГХК проиграл гонку за место промышленного производства МОКС-топлива.

Планы Минатома
Согласно одному из источников-авторов попавшего в распоряжение корреспондента Bellona Web документа, за той подножкой, которую поставил проекту МОКС-топлива Солонин, тайком передвинув место промышленного производства топлива на завод «Маяк», могут таиться и совершенно другие мотивы.


«Загвоздка в том, что русские никогда не хотели программы МОКС-топлива», — сказал этот источник.


«Русским куда больше хотелось бы накапливать свой плутоний и в будущем использовать его в реакторе БН-800», — сказал он, имея в виду реактор, существующий пока что лишь на бумаге, но теоретически обладающий способностью сжигать как топливо МОКС, так и чистый плутоний. Источник также добавил, что для России процесс ликвидации плутония сейчас помешает планам осуществления закрытого плутониевого топливного цикла в будущем.


«Они хотят перерабатывать свой ядерный арсенал, а вовсе не уничтожать его», — сказал собеседник Bellona Web. Таким образом, намекнул он, планы по переноске производства МОКС-топлива на «Маяк» могут быть для России не больше, чем некой тактикой, призванной затормозить выполнение программы — давая возможность, при этом, набить сундуки института Бочвара деньгами, полученными от контрактов на исследования по проекту.


«Глупее выбора, чем «Маяк» и придумать невозможно, потому что органы надзора за атомной промышленностью никогда не одобрят [эти планы] по экологическим причинам, если только на них очень сильно не нажмут».


Пресс-секретарь Юрия Вишневского, возглавляющего Госатомнадзор, сказал корреспонденту Bellona Web без обиняков, что ««Маяк» является наихудшим возможным местом [для развертывания промышленного производства МОКС-топлива], и я уверен, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы не дать этому случиться».


Но, может быть, как раз на это и рассчитаны все планы. Отказ Госатомнадзора утвердить кандидатуру завода «Маяк» отправит весь проект обратно в жернова бюрократической мельницы и задержит его выполнение еще на несколько лет, а Минатом, таким образом, выиграет достаточно времени на поиск и осуществление других возможностей, чтобы не допустить уничтожения своих 34 тонн плутония.