News

ВС РФ отклонил жалобу по секретным приказам

Опубликовано: 09/09/2002

Верховный суд РФ отклонил жалобу по секретному военному приказу No. 055, который лег в основу нескольких дело по государственной измене, включая дела Александра Никитина и Григория Пасько.

Решение Верховного cуда опиралось на тот факт, что секретный приказ уже был, по-видимому, отменен издавшим его Министерством обороны и, таким образом, больше не имеет юридической силы.



Однако и Никитин, подавший — совместно со своим адвокатом Юрием Шмидтом — жалобу против этого приказа, и представитель Министерства обороны России предупреждают, что на замену аннулированному Приказу № 055 был уже составлен другой секретный документ, с появлением которого рушатся надежды многих, кто стал мишенью уголовного преследования или отбывает тюремный срок благодаря отмененному приказу.


Борьба продолжается

На секретном приказе № 055, по большей части, и основывался обвинительный приговор по делу о государственной измене в отношении Григория Пасько, публиковавшего материалы о проблемах обеспечения радиационной безопасности на Тихоокеанском флоте. На него же опирались обвинения в шпионаже против Никитина, с которыми тому пришлось бороться пять лет — из них 10 месяцев в тюрьме — прежде чем он добился своего оправдания в суде в сентябре 2000 года. Этот же секретный приказ дал возможность вынести обвинительный вердикт против бизнесмена Виктора Калядина, признанного судом виновным в передаче Соединенным Штатам информации военного значения.


«Мы будем продолжать эту борьбу», — сказал адвокат Юрий Шмидт. «Это борьба против произвола правительственных служб».


Никитин поддержал слова своего защитника, однако, добавил, что «мы все-таки получили то, чего добивались — [Приказ № 055] не имеет силы закона».


«Однако мы не знаем, о чем говорит новый приказ, и самая важная проблема сейчас — рассекретить новый приказ, а также многие другие», — сказал он, объяснив, что теперь он намерен проводить судебные разбирательства в отношении тех секретных постановлений Министерства обороны, которые касаются секретной информации в области атомной энергетики, образования и других сфер.


Нарушения Конституции

Никитин, Пасько, Калядин и их адвокаты пытаются добиться окончательного аннулирования изданного в 1996 году приказа уже больше года. Упраздненный — но теперь замененный новым вариантом — приказ содержит определения информации, составляющей государственную тайну. Защитники свободы слова считают, что этот приказ нарушил Российскую Конституцию и федеральный Закон «О государственной тайне».


В прошлом году Верховный суд, в ходе рассмотрения жалобы, поданной Никитиным и Шмидтом, аннулировал десять пунктов секретного приказа. После того, как Пасько и Калядин также обжаловали приказ в своих исках, в феврале, Верховный суд аннулировал весь приказ.


Однако позже решения Верховного суда были отменены самим судом после вмешательства Министерства обороны, подавшего против них протест. Приказ № 055 был временно восстановлен в действии.

3e2efdf2cb8a341f7b4e8ba4f96b87ba.gif

Новая жалоба

Шмидт и Никитин подали свою жалобу заново, однако в мае этого года Верховный cуд отказался пересматривать иск на том основании, что Министерство обороны уже отменило секретный приказ и выпустило новый список определений государственной тайны, сказал Шмидт. По его словам, министерство обязано в любом случае проводить пересмотр всех подобных приказов каждые пять лет.


И сейчас, пятого сентября, Кассационная коллегия Верховного cуда оставила в силе решение, вынесенное в мае.


Но пока Приказ № 055 не признан однозначно и окончательно незаконным, он может быть использован как основание для обвинений в государственной измене, если предполагаемый факт измены имел место на тот период, когда приказ еще имел юридическую силу, сказал Шмидт.


Кроме того, новый приказ министерства — тоже секретный — может также оказаться незаконным, сказал он.


Секретный приказ № 055 запрещает военнослужащим раскрывать информацию, подпадающую под определение секретной, однако «он распространяется на всех, кто использует эту информацию», включая гражданских лиц. Таким образом, его содержание должно быть сделано доступным общественности, сказал Никитин.