News

Инцидент во время утилизации АПЛ в плавучем доке

Опубликовано: 12/08/2002

Автор: Игорь Кудрик

АПЛ первого поколения пр. 675 (класса «Эхо-II») накренилась на левый борт во время утилизации в плавучем доке судоремонтного завода №10 на Кольском полуострове.

29 июня около 5.00 по мск в городе Полярный на Кольском полуострове субмарина К-104 пр. 675 (класса «Эхо-II»), находящаяся в плавучем доке ПД-63 судоремонтного завода №10 («Шквал»), накренилась на левый борт. Инцидент произошел в считанные секунды, но никто не пострадал. По официальным сводкам, превышения допустимого уровня радиации не отмечено.

Об инциденте сообщили только 6 августа в электронной версии газеты «Правда» — Pravda.RU. Это первый крупный инцидент с российской субмариной со времени аварии на «Курске» два года назад. Но военная система продолжает хранить свои «секреты», несмотря на то, что подобные инциденты могут угрожать здоровью и окружающей среде.

Весной 2002 года из двух реакторов субмарины было выгружено отработанное ядерное топливо (ОЯТ) и срезано ограждение рубки. Именно это в некоторой степени обеспечило то, что субмарина серьезно не повредила плавучий док, и он остался на плаву.

К-104 вошла в боевой состав в 1963 и пробыла на вооружении до 1990. С 1974 по 1981 она проходила ремонт и модернизацию на заводе в Полярном. АПЛ класса «Эхо-II» имеют 115,4 метров в длину, их подводное водоизмещение составляет 5 760 тонн.

Комиссия по расследованию, назначенная управлением завода, полагает, что рабочие, задействованные в утилизации субмарины, не приняли во внимание тот факт, что вес подводной лодки увеличился во время ее модернизации в 1976-1981 г.г. и выбрали неверный размер кильблоков.

Руководители судоремонтного завода утверждают, что плавучести дока ничего не угрожает. На сегодня заделаны поврежденные корпусные конструкции и установлены новые кильблоки. Официальные лица судоремонтного завода заявляют, что попыток затопить док с целью выравнивания АПЛ предприниматься не будет. Рабочие СРЗ продолжат работы по утилизации согласно намеченным срокам на завалившейся на бок субмарине. Операция будет нестандартной и потребует дополнительных усилий. В октябре работы могут быть усложнены ухудшением погоды.

Неблагоприятное досье завода в Полярном
Судоремонтный завод в Полярном давно предпринимал попытки принять активное участие в работах по утилизации АПЛ, но они не увенчались большими успехами. Реакторные отсеки из Полярного и других судоремонтных заводов на Кольском полуострове, а также из предприятий Северодвинска (Архангельская область) буксируются в Сайда губу, расположенную недалеко от г. Полярного. Командир дивизиона в Сайда губе сказал как-то в интервью Bellona Web, что отсеки, а также частично утилизированные АПЛ, прибывающие из Полярного, обычно находятся в неудовлетворительном состоянии, а иногда даже фонят.

В этом году Юрий Вишневский, глава Госатомнадзора, обратился в правительство с тревожным письмом, в котором описал близкую к чрезвычайной ситуацию с доставкой топлива из АПЛ, выгруженной в Полярном. Вишневский указал на то, что спецэшелон с ОЯТ, прибывший на перерабатывающий завод «Маяк» (Челябинская область) в мае 2001 г., содержал поврежденные топливные сборки. Часть топливных сборок отсутствовала вовсе. Этот факт не был указан в сопровождающих документах и был обнаружен только во время разгрузки топлива.

Поврежденное топливо принадлежало подводной лодке К-192 (класса «Эхо-II»), пострадавшей в аварии в 1989 г. Лодка находилась в Полярном до выгрузки ОЯТ, проведенной в 2000 г.

Инспекторов Госатомнадзора не было на месте, когда поврежденное топливо было загружено в транспортные контейнеры. С 1993 г. Госатомнадзор был лишен полномочий инспектировать военные атомные объекты. В свою очередь, инспекция по ядерной безопасности Минобороны не была заинтересована в усложнении ситуации, информируя «Маяк» о прибытии поврежденного топлива. Маяк не способен переработать поврежденное топливо и мог просто отказаться принимать его. В качестве выходы из ситуации можно было притвориться, что никто не заметил частично разрушенных топливных сборок, а также отсутствия части из них и избавиться от головной боли. Имеющиеся хранилища для топлива на Северном флоте заполнены, в то время как решение по проблеме с поврежденным топливом до сих пор не найдено.

Судоремонтный завод в Полярном — «Шквал»

dbfb10d43b4baa6930d1103164f38ae5.jpeg

С приходом в конце 1950-х на Северный флот первых атомных подводных лодок, завод был модернизирован для постановки в док и ремонта АПЛ. Были приобретены плавтехбазы, крытые доки, а также плавучий док ПД-63. Примерно в 1970-х г.г. завод был реорганизован и частично расширился для работы с АПЛ второго поколения. Сегодня завод может осуществлять работы и на АПЛ третьего поколения.

Выгрузка/перезарядка АПЛ в Полярном осуществляется с помощью старой плавтехбазы пр.326. В 2002 г. плавтехбаза Мурманского морского пароходства «Имандра» работала на заводе, выгружая топливо из двух субмарин второго поколения класса «Виктор-II».

Судоремонтный завод также располагает двумя крытыми плавучими доками, береговыми и плавучими подъемными кранами. На заводе работают приблизительно 3 тыс. человек, в то время как население близлежащего города Полярный составляет порядка 30 тыс. человек.

Сейчас судоремонтный завод способен принять на утилизацию 3-4 АПЛ одновременно. Тем не менее, он еще не был активно задействован в этих работах. В 1996 году судоремонтный завод выгрузил топливо и, очевидно, демонтировал подводную лодку К-5 класса «Ноябрь». В 1999 из субмарины К-172 (К-192) класса «Эхо-II» было выгружено топливо, а сама лодка была демонтирована на «Шквале».

Некоторые из субмарин первого поколения были также частично утилизированы на этом заводе и позже отбуксированы в Сайда губу на хранение. В настоящее время в акватории «Шквала» находится около четырех АПЛ первого поколения: две класса «Ноябрь», одна класса «Отель», и одна класса «Эхо-II» — та, которая сейчас лежит на боку в плавучем доке.