News

«Большая восьмерка» обещает дать России 20 миллиардов долларов

Опубликовано: 28/06/2002

Автор: Чарльз Диггес

Соединенные Штаты и шесть других мировых индустриальных держав согласились в конце июня выделить не менее 20 миллиардов долларов в следующие десять лет на помощь России в процессе обеспечения безопасности огромных накоплений оружия массового поражения, с целью предотвращения риска попадания опасных радиоактивных материалов в руки террористов.

Заключение этой сделки, объявленной на саммите «большой восьмерки», состоявшемся в канадском курортном городе Кананаскис, и получившей у лидеров восьми стран название «Глобальное партнерство «большой восьмерки»», стало возможным после того, как Россия сделала неожиданно широкий жест, пообещав предоставить полный доступ к своим секретным объектам хранения ядерного, биологического и химического оружия, чем практически совершила переворот в собственной политике обращения с вооружениями, которому способствовали личные переговоры, проведенные за закрытыми дверями 27 июня между Президентом США Джорджем Бушем и Президентом России Владимиром Путиным.

«Террористические акты 11 сентября продемонстрировали, что террористы готовы использовать любые средства, чтобы вызвать страх и причинить ужасающие страдания и потери невинным людям», — сказали лидеры наиболее промышленно развитых стран мира в совместном заявлении в рамках саммита.

Президенты этих стран объявили о «новых глобальных партнерских усилиях «большой восьмерки» против распространения оружия и материалов массового поражения».

В заявлении «большой восьмерки» также содержались призыв соблюдать принципы нераспространения ядерного оружия и обещание оказывать поддержку «конкретным совместным проектам, начиная с проектов по сотрудничеству России с другими странами, с целью найти решения для проблем в области нераспространения ядерного оружия, разоружения, мер против терроризма и ядерной безопасности».

Советник по национальной безопасности США Кондолиза Райс отозвалась о соглашении, заключенном «большой восьмеркой» в курортном городке в канадской части Скалистых гор, как об «очень важной инициативе», сказав, что «мы очень рады, что смогли осуществить его», как сообщило новостное агентство Рейтерс.

«Так что, в сфере [борьбы против] терроризма и оружия массового поражения, планы президента получили серьезное продвижение вперед», — сказала советник Райс в ходе пресс-конференции, состоявшейся после принятия заявления о финансовой помощи России, добавив, что общая сумма, которую рассчитывает потратить на эти цели «большая восьмерка», составит «до» 20 миллиардов долларов.

Как потратят эти деньги
В соответствии с соглашением о нераспространении ядерного оружия, если вся сумма в 20 миллиардов долларов будет действительно собрана и готова к выплате, Соединенные Штаты будут предоставлять России по одному миллиарду долларов в год в течение десяти лет, а остальные индустриальные страны-гиганты — такие как Франция, Германия, Италия, Великобритания, Япония и Канада — будут совместно выделять еще такую же сумму, объединившись, таким образом, все вместе в попытках поддержать приходящую во все больший упадок систему безопасности российских хранилищ ядерных и прочих вооружений, а также уничтожить тысячи единиц смертельного оружия.

Перечень этих подлежащих ликвидации вооружений исчисляется — хотя и не исчерпывается — 150-200 тоннами оружейного плутония, 700-800 тоннами оружейного урана, примерно 16 тысячами единиц находящегося в различных хранилищах ядерного оружия, включая ядерные фугасы и снаряды, и некоторой частью накопленных Россией от 40 тысяч до 44 тысяч тонн химического оружия, которое включает в себя газ зарин и газ VX и представляет собой самый большой запас химического оружия в мире.

Россия уже попросила перенести назначенный ей срок по уничтожению 40 тысяч тонн химического оружия с 2007 года до 2012 года. По утверждениям Кремля, в стране сейчас не хватает средств для того, чтобы закончить процесс ликвидации химического оружия вовремя.

Программа, предложенная «большой восьмеркой», должна также содействовать в утилизации выведенных из боевого состава атомных подводных лодок, оказав, таким образом, помощь в решении серьезной проблемы, которую Bellona и многие другие организации по защите окружающей среды характеризуют как «Чернобыль замедленного действия». Кроме того, программа должна помочь в ликвидации расщепляющихся материалов, а также в поиске достойного трудоустройства для ученых-специалистов в области ядерных вооружений, многие из которых оказались в нищете после развала Советского Союза.

«В число наших первоочередных задач входит ликвидация химического оружия, демонтаж списанных в утилизацию подводных лодок, уничтожение расщепляющихся материалов и предоставление рабочих мест бывшим ученым-экспертам в области вооружений», — гласило совместное заявление лидеров «большой восьмерки».

Начиная с 1992 года, Соединенные Штаты потратили четыре миллиарда долларов на содействие проектам по демонтажу и обеспечению безопасности ядерного и прочего оружия массового поражения на территории бывшего Советского Союза, финансируя их выполнение в рамках программы Нанн-Лугар, названной так по именам двух инициировавших эту программу сенаторов — Ричарда Лугара, республиканца от штата Индиана, и уже теперь бывшего сенатора, демократа Сэма Нанна, из штата Джорджия. Вскоре после принятия соответствующего законопроекта, написанного этими сенаторами, в Конгрессе США, программа была передана в ведение Пентагона и стала официально именоваться программой «Акт о Совместном Сокращении Угрозы» (английская аббревиатура — CTR).

Доступ к ядерным объектам
Проблемы с доступом западных специалистов к российским ядерным объектам еще с самого начала деятельности программы CTR представляли собой один из самых насущных нерешенных вопросов в проектах, осуществляемых под ее руководством.

Кроме ограничения доступа экспертов к объектам, которые, по мнению российских военных структур, заключают в себе слишком много секретной информации для иностранных глаз, работа программы постоянно стопорилась из-за нехватки финансирования. Июньское соглашение, по-видимому, позволило администрации Буша достичь сразу двух целей: получить более свободный доступ к российским «чувствительным» объектам и предоставить России возможность принимать более активное участие в работе «большой восьмерки».

В апреле администрация Буша объявила о том, что временно прекращает финансирование российских проектов по разоружению по причине сомнений в том, что Москва соблюдает договоренность о химическом и биологическом оружии, которые появились у Соединенных Штатов, когда Россия отказалась предоставить информацию о своих секретных программах разработки биологического оружия.

Согласно некоторым высокопоставленным представителям администрации США, приостановка в финансировании CTR могла быть задумана как некая уловка, с целью получить более широкие привилегии в сфере доступа к секретным российским объектам.

«Если результаты саммита [«большой восьмерки»] рассматривать именно с этой точки зрения, то уловка, видимо, удалась», — сказал один сотрудник американской администрации в интервью Bellona Web в конце июня.

Откуда появятся деньги
Хотя вопрос остался открытым о том, как именно каждая из стран-членов «большой восьмерки» намеревается собрать полагающуюся ей долю финансирования, совместное заявление лидеров этих стран гласит, что участники соглашения, скорее всего, обратят внимание на возможность отмены некоторых долгов, доставшихся России по наследству от советского правительства.

Члены «большой восьмерки» ранее крайне неохотно обсуждали вопрос предоставления таких больших сумм на российское разоружение, приводя в качестве аргументов против финансирования трудности с отслеживанием правомерного использования этих средств и благодатную почву для коррупции, которая может появиться вокруг этих денег. Однако на следующий день после долгих, зашедших далеко за полночь, переговоров президентов Буша и Путина, Россия согласилась обеспечить своим партнерам по «большой восьмерке» доступ к тем секретным объектам, где будет осуществляться процесс ликвидации оружия массового поражения, например, к таким как объекты, где происходит демонтаж списанных атомных подводных лодок, сказал в интервью новостному агентству «Ассошиэйтед Пресс» один высокопоставленный сотрудник администрации США.

Москва также пообещала предоставить странам-спонсорам программы по разоружению полномочия на аудиторские проверки и контроль над тем, как тратятся выделенные ими средства. Неподтвержденные сведения, поступившие от высокопоставленных лиц из США и Европы, говоривших на условиях анонимности, позволяют предположить, что обеспечивать финансирование будет НАТО.

Но Джон Вульфсталь, заместитель директора Проекта по Нераспространению Ядерного Оружия, работающего под эгидой Центра Карнеги «За международный мир» в Вашингтоне, сказал в интервью корреспонденту Bellona Web, что «говорить о том, насколько важный шаг вперед представляет собой [эта программа], пока что слишком рано».

«Администрация Буша проделала хорошую работу, заставив европейцев, японцев и канадцев публично принять на себя обязательства по финансированию такой программы на столь высоком уровне, раньше подобного не случалось», — сказал Вульфсталь.

Он добавил, что администрация Буша «неплохо потрудилась» для того, чтобы гарантировать странам-членам «большой восьмерки», спонсирующим эту программу, такие же привилегии в сфере доступа к проверкам секретных объектов и освобождения от выплаты налогов в России, какими пользуется, или по крайней мере, должна пользоваться программа CTR.

Однако неизвестно еще, как решится финансовая сторона вопроса, сказал Вульфсталь, ведь обязательства, принятые на себя странами-спонсорами, особенно европейскими членами «большой восьмерки», могут вполне обернуться большой денежной путаницей. В конце концов, каждая из этих стран, сказал он, должна будет еще согласовать свое участие в этой программе со своим собственным парламентом.

«Собираются ли европейские страны учесть [как часть того миллиарда долларов, который они намереваются выделить] все те средства, которые они уже тратят на помощь России в области решения проблем с окружающей средой, или те средства, которые они потратили ранее и могут теперь предоставить в виде освобождения от старых долгов?» — сказал Вульфсталь. «Или они выплатят еще один миллиард долларов в качестве совершенно «новых» денег? На данный момент пока еще трудно сказать, как именно это произойдет».

Попытки Буша урезать бюджет CTR
В начале прошлого года администрация Буша запросила на деятельность проектов в рамках CTR меньше денег, чем обычно выделялись на программу. Однако после террористических актов 11 сентября приоритетом для Буша стало стремление гарантировать недоступность оружия массового поражения для террористов, а также для Ирана, Ирака и Северной Кореи, которых президент США назвал «осью зла» за усилия, прилагаемые этими странами к приобретению такого оружия, и их предполагаемые связи с террористическими организациями.

Проекты, осуществляемые программой CTR, позволили достичь более высокого уровня безопасности только примерно сорока процентам российских объектов и предприятий, связанных с производством и хранением ядерного оружия, и несколько меньшему количеству объектов, занимающихся биологическим и химическим оружием, как сказал сенатор Ричард Лугар на пресс-конференции, состоявшейся в мае в Москве. При том темпе и объеме финансирования, которые программа получает в настоящее время, потребуется еще 27 лет, прежде чем предприятия и объекты, на которых хранятся и производятся российские вооружения, станут абсолютно безопасными, сказал Лугар.