News

Генеральный прокурор подвел итоги следствия по «Курску»

Опубликовано: 26/02/2002

Автор: Виктор Хабаров

В Мурманске генеральный прокурор РФ Владимир Устинов подвел предварительные итоги следствия по факту гибели атомной подводной лодки «Курск». Конкретную причину катастрофы в Баренцевом море генеральный прокурор так и не назвал. Но по словам Устинова, у следствия осталась лишь одна версия причин гибели субмарины.

Владимир Устинов заявил, что специальная ревизия, которую провели специалисты Главного управления ракетно-артиллерийского вооружения Министерства обороны России, показала, что в день катастрофы «Курска» ни один из надводных боевых кораблей Северного флота, включая «Петр Великий», не производил стрельб. В соответствии с планом учений, в тот день стреляли лишь субмарины. Пять подводных лодок выпустили в общей сложности 12 учебных торпед. 11 торпед подняты со дна моря во время следствия, одну торпеду так и не нашли.

Владимир Устинов опроверг информацию о том, что во время трагедии возле «Курска» могла находиться иностранная подлодка.

— Фактов, свидетельствующих о наличии вблизи «Курска» кораблей, нет ни в одном журнале, найденном на лодке, — сказал генеральный прокурор.

А зеленый буй, якобы, принадлежавший иностранной подводной лодке, который видели моряки с «Петра Великого», по всей видимости, не имеет отношения к иностранной субмарине. По словам Устинова, многократные допросы свидетелей показали, что люди, видевшие зеленый буй перепутали его с обыкновенной медузой, которые летом заходят в Баренцево море.

На борту «Курска» следователи обнаружили свыше десятка вахтенных журналов, в том числе вахтенный журнал центрального поста, журнал радиодонесений, навигационный вахтенный журнал, а также журнал боевой подготовки корабля. Кроме того, в отсеках субмарины были обнаружены пять самописцев и аппарат «Снегирь», который пишет на магнитную ленту все переговоры по громкоговорящей связи между отсеками подводной лодки. Однако во время осмотра лодки следователи обнаружили, что «Снегирь» был отключен.

По словам генерального прокурора, во время следствия выяснилась причина, из-за которой во время аварии на «Курске» на поверхность не всплыл аварийный сигнальный буй. Как выяснили следователи, за несколько лет эксплуатации лодки с буя так и не было снято крепежное устройство, которое установили еще в заводских условиях.

— Как подводная лодка может ходить несколько лет, если в заводских условиях у него была застопорена система выброса антенны сигнального буя? — с удивлением сказал Устинов.

Говоря о причинах гибели лодки, Главком ВМФ Владимир Куроедов несколько раз упомянул о торпеде с маловодной перекисью водорода.

— Доверие ученых, конструкторов и руководителей Военно-Морского Флота, принимавших на вооружение торпеду с перекисно-водородным двигателем было неоправданным, — сказал Главнокомандующий Военно-морским флотом России Владимир Куроедов.

Перекисно-водородные торпеды «Кит» состоят на вооружении российского ВМФ с 1957 года. Хотя с 1955 года после взрыва на английской подлодке от применения таких торпед отказались во многих странах мира.

На лодках проекта 949А, к которым принадлежал «Курск», это вооружение официально эксплуатируется с 1991 года. До катастрофы в Баренцевом море эти торпеды считались надежными и относительно безопасными. Хотя специалисты понимали, что соседство перекиси водорода и керосина, использующегося в торпеде в качестве топлива, дает определенный риск: при разложении перекиси выделяется кислород, а соприкосновение кислорода с керосином вызывает взрыв.

Судя по высказываниям Устинова и Куроедова, именно такой взрыв спровоцировал пожар в первом отсеке «Курска» с последующей детонацией боезапаса.

Главком ВМФ заявил, что торпеды на перекиси водорода уже сняты с боевого дежурства. «Мы вообще планируем от этих торпед отказаться, — заявил адмирал Куроедов. — Сейчас им ищут замену».

По словам Куроедова, в ходе следствия возникли вопросы и к конструкции самого крейсера. После катастрофы «Курска» российские подводные лодки подобного класса стояли у причалов и в море не выходили. Как сказал главнокомандующий ВМФ, лишь две недели назад подлодки Северного флота первые вышли в море.

Окончательные выводы о первопричине катастрофы «Курска» Владимир Устинов пообещал обнародовать после подъема со дна Баренцева моря фрагментов первого отсека субмарины. Эту операцию планируют провести в мае-июне нынешнего года. Уже сейчас на флоте формируется новая экспедиция особого назначения для подъема носовой части лодки. Северный флот уже заявил о том, что справится с задачей своими силами, без привлечения иностранных специалистов.

К концу апреля нынешнего года в корпусе «Курска» будут заварены все отверстия, лодка будет подготовлена для транспортировки в док завода «Нерпа» в Снежногорске, где она и будет утилизирована.

Рабочие, обслуживающие «Курск», с прошлого года не получают зарплату
На оборонных предприятиях Мурманской области сложилась критическая ситуация с выплатой заработной платы. Многие рабочие до сих пор не получили зарплату за ноябрь и декабрь 2001 года и январь нынешнего 2002 года.

В Мурманской области Министерству обороны принадлежат судоремонтный завод No. 35 в Мурманске, судоремонтный завод No. 82 в поселке Росляково и судоремонтный завод No. 10 в Полярном.

Вместе со всем коллективом судоремонтного завода No. 82 не получают деньги и те рабочие, которые обеспечивали плановое проведение следственных мероприятий на борту атомной подводной лодки «Курск», а теперь готовят подлодку к транспортировке на завод «Нерпа» в Снежногорске.

Напомню, что на борту атомной подводной лодки «Курск» еще находятся 6 крылатых ракет «Гранит». Их планируется выгрузить на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске. Шесть наиболее деформированных ракет, находящихся ближе к носовой части лодки, вырежут из корпуса «Курска», когда лодку будут утилизировать. Сейчас ракетные шахты залиты специальным полиуретановым раствором, немного напоминающим быстротвердеющую пену. — Это сделано для того, чтобы ракеты не сместились с направляющих во время буксировки.

В середине февраля нынешнего года долг по заработной плате рабочим судоремонтного завода No. 82 превысил 10,5 миллиона рублей.

Письма с требованиями обратить внимание на проблемы предприятий оборонного комплекса Мурманской области судоремонтники разослали во всевозможные инстанции — от главкома Военно-Морского Флота до министра обороны и Президента РФ.
В письмах судоремонтники требовали принять срочные меры по погашению долгов по зарплате и решить вопросы с финансированием судоремонтных заводов.

4 марта на Северном флоте ожидают приезда министра обороны России Сергея Иванова и, по мнению командующего Северным флотом Геннадия Сучкова, есть надежда, что к этому времени деньги для судоремонтников будут найдены.