News

Мурманское морское пароходство готово разгрузить реактор «Курска»

Опубликовано: 23/08/2001

Автор: Виктор Хабаров

Технический директор ремонтно-технологического предприятия “Атомфлот” Мурманского морского пароходства Станислав Головинский ответил на вопросы Bellona WEB.

Генеральный директор ОАО “Мурманское морское пароходство” Сергей Киселев направил письма заместителю командующего ВМФ по вооружению вице-адмиралу Барскову, заместителю министра атомной энергетики Лебедеву, командующему Северным флотом адмиралу Попову, директору российского агентства по судостроению Поспелову и первому заместителю министра транспорта РФ Вячеславу Рукше. Мурманское морское пароходство выступило с предложением принять участие в операции по выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов атомной подводной лодки “Курск”, после того как она будет поднята со дна Баренцева моря.


Подробнее об этом проекте рассказал технический директор ремонтно-технологического предприятия “Атомфлот” Станислав Головинский.


— Почему Мурманское морское пароходство предложило свои услуги военным по выгрузке отработанного ядерного топливо из реакторов АПЛ “Курск”?

— Наша компания кроме эксплуатации атомных ледоколов ищет дополнительную загрузку для своих судов по атомно-технологическому обслуживанию. Речь идет о выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок, которые выведены из эксплуатации. Этой работой мы занимаемся в течение последних трех лет. Наши специалисты проводили работы по выгрузке отработанного ядерного топлива с подводных лодок на всех трех заводах Кольского полуострова — «Нерпе», Полярнинском судоремонтном заводе и заводе «Севморпуть». Результаты свидетельствуют, что делать эту работу мы умеем. Кроме того, “Атомфлот” работает под контролем Госатомнадзора РФ и военной инспекции, на все виды этих работ у нас есть лицензии.


Что касается “Курска”, то мы готовы выполнить следующие работы: оказать помощь по выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов подводной лодки и при необходимости собрать жидкие радиоактивные отходы, которые на “Курске” однозначно есть. Для сбора таких отходов у нас имеется специальный танкер «Серебрянка».


— Ваше предприятие специализируется на перезарядке атомных реакторов ледоколов. Неужели реакторы подводной лодки ничем не отличаются от реакторов, установленных на гражданских судах?

— На атомных ледоколах установлены реакторы, идентичные установкам, которые стоят на «Курске». Прежде чем они появились на подводных лодках, такие установки были опробованы на атомных ледоколах. Например, на ледоколе «Арктика» установлен прототип реактора, которыми оснащены подводные лодки. Учитывая, что подводная лодка не может быть размером с ледокол, ее реактор более компактный. Но принципиально реакторные установки ничем не отличаются. И технология выгрузки ядерного топлива из реакторов лодок и ледоколов примерно одинакова.


— У руководства Военно-Морского флота есть другие варианты осуществления операции по выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов “Курска”?

— Когда Военно-Морской флот строил подводные лодки данного класса, он создавал и определенную инфраструктуру. Существуют технические базы ВМФ, которые способны работать с лодками такого класса. Но, учитывая экономическое состояние флота в последние годы, могут возникнуть определенные сложности. Насколько я знаю, на плавучей технической базе, которая базируется на СРЗ «Нерпа», не хватает персонала, нет достаточных материальных средств — того же дизельного топлива для системы обеспечения. На флоте эти проблемы существуют. И сегодня топливо, в основном, поставляется на суда, которые принимают участие в спасательной операции в Баренцевом море. Наша плавучая техническая база “Имандра” — самоходная, мобильная. Если поступит команда, то специалисты “Атомфлота” в короткие сроки окажутся там, где надо. По плану обслуживания атомных ледоколов наша плавучая база занята не больше полугода. “Имандра” укомплектована квалифицированными специалистами.


— А сколько может продлиться операция по выгрузке ядерного топлива?- Полная перезарядка атомного ледокола: выгрузка отработанного ядерного топлива, подготовка к загрузке, загрузка, монтаж всей системы, занимает 45 суток. В случае с “Курском” речь идет лишь о половине операции, ведь свежее топливо загружаться не будет. Сама выгрузка из реакторов подлодки займет максимум 10 суток.


— При работе с реакторами “Курска” могут ли возникнуть со стороны военных какие-то препятствия по вопросам секретности?

— Мы же не собираемся по торпедному отсеку ходить и по всей подводной лодке. Тем более, что наши специалисты выгрузку топлива совместно с военными будут проводить. Вместе с сотрудниками “Атомфлота” в реакторном отсеке будут работать и специалисты ВМФ. А что касается секретности, то я уже говорил – реакторы “Курска” почти идентичны установкам на ледоколах. Да, на подлодке есть некоторые отличия: какой-то клапан стоит в другом месте, трубопровод более короткий и.т. д. А с отработанным ядерным топливом наши специалисты хорошо знакомы. Через базу “Атомфлота” мы отправляем эшелоны с выгруженным из подводных лодок топливом на спецпредприятие «Маяк» в Челябинской области. К тому же, мы ведь тоже государственные люди и на каждом углу обо всем рассказывать не собираемся.


— А нет опасений, что с ректорами “Курска” какие-то неполадки?

— Опасений нет. К тому же мы доверяем заявлениям специалистов ЦКБ “Рубин” о том, что реакторы “Курска” в норме.


— А если при подъеме лодки со дна Баренцева моря произойдет нештатная ситуация? К примеру, трос оборвется и «Курск» о дно ударится?

— Ну и что? Во-первых, степеней защиты у реакторов очень много. Во-вторых, при постройке корпус реактора и все системы прошли испытания, в том числе и на динамические воздействия. Поэтому я не вижу смысла бояться и паниковать. Я бы, например, больше опасался за боезапас, который находится на борту “Курска”. Я считаю, что с реактором меньше всего проблем будет. А вот с оружием в процессе подъема могут возникнуть проблемы. А реактор более надежная вещь. Я это утверждаю как специалист, занимающийся атомной энергетикой более 30 лет.