Что происходит вокруг “Курска”

Главный конструктор Объединенного конструкторского бюро машиностроения им. Африкантова Александр Кирюшин в интервью корреспонденту Станы.Ru, пояснил, что механизм стопорения органов регулирования реакторов “Курска” это довольно надежная система, которая гарантирует, что реактор “не оживет” во время работ по подъему и транспортировке лодки в док. Вопрос журналиста основывался на высказанном нашей организацией опасении по поводу того, как может повести себя реактор, если с ним начнут “манипулировать”.


“Беллона” согласна НО…

“Беллона” и не спорила никогда, что система стопорения крышки реактора ненадежна и, видимо, математические расчеты специалистов ЦКБ “Рубин” и ОКБ машиностроения им. Африкантова это подтверждают.


НО … ведь на практике никто никогда не проверял и не знает на сто процентов, как поведет себя реактор, если его уронить, перевернуть, сильно встряхнуть. Разве не существует опасность, что теория не будет подтверждена практикой. Об этом и говорит постоянно “Беллона”, напоминая, что нельзя уповать только на математические и опытные выводы, необходимо еще учитывать и фактор нештатных ситуаций, просчитать которые полностью просто невозможно.


Помимо этого, “Беллона” еще раз хочет подчеркнуть, что даже при наихудшем сценарии – разгон реактора и оплавление активной зоны – экологической катастрофы не произойдет. Однако это существенно затруднит повторный подъем лодки и ее последующую утилизацию.


Что предполагается сделать с “Курском” в Росляково

По словам заместителя генерального конструктора ЦКБ “Рубин” Владимира Колоскова, интервью у которого взял корреспондент газеты Северного флота России “На страже Заполярья”, на палубе дока в поселке Росляково (Мурманская область) под лодку установят специальные поддоны, куда при подъеме стечет вода из балластных цистерн. Воду из отсеков откачают насосами через технологические вырезы. Первыми в лодку должны войти специалисты медицинской службы и военной прокуратуры. После того, как они проведут эвакуацию тел (если они еще сохранились) и будут проведены следственные процедуры, начнут работать технические специалисты.


Планируется обследовать все механизмы и системы, затем будет составлено техническое заключение. Последним этапом работ на Росляковском СРЗ станет конвертовка: все выполненные ранее вырезы заварят и испытают лодку на герметичность. После этого “Курск” доставят на СРЗ “Нерпа”. Ранее сообщалось, что разделкой “Курска” займутся предприятия г. Северодвинска.


Что касается работы с реактором, то, по словам главного конструктора Объединенного конструкторского бюро машиностроения им. Африкантова Александра Кирюшина, когда лодка будет стоять в доке, доступ к реактору осуществиться по штатной схеме – через соседние отсеки или сверху, через ремонтный люк. Специалисты собираются осуществить ревизию – провести внешний осмотр, осушить отсек, слить воду первого контура, выгрузить топливо.


Что просиходить сейчас

По сообщению военных, в настоящее время продолжаются работы по подготовке легкого корпуса “Курска”. Продолжается резка технологического отверстия в районе 5-го отсека. При этом возникли определенные проблемы. Как сообщает ИТАР-ТАСС, на пятом отсеке, который является смежным с реакторным отсеком (отсек шесть), в месте разметки технологического отверстия оказались крепежные конструкции, которые придется удалять вручную. Для этого в легком корпусе предстоит водолазам проделать отверстие диаметром не менее метра.