News

"Рубин" разделяет беспокойство "Беллоны"

Опубликовано: 15/07/2001

Российское ЦКБ "Рубин" вступает в диалог с "Беллоной" по вопросам безопасности операции по подъему "Курска". К сожалению, диалог начинается всего за несколько дней до начала операции.

Центральное конструкторское бюро “Рубин” отвечает на ряд вопросов “Беллоны” относительно безопасности операции по подъему “Курска”. ЦБК “Рубин” ответственен за техническую часть подъема АПЛ с российской стороны. “Беллона” приветствует инициативу “Рубина” начать диалог, но подчеркивает, что ряд вопросов, необходимых для создания ясной картины проведения операции, остался без ответа.


“Беллона” всегда придерживалась той точки зрения, что “Курск” должен быть поднят. При этом выполнять подобную операцию необходимо без всякой спешки.


“Беллона” согласна с “Рубином”, что масштабной аварии в процессе подъема “Курска” произойти не может. Но при этом, если операция сорвется, то “Курск” навряд ли будет когда-нибудь поднят снова.


Ответы “Рубина” были пересланы в “Беллону” через посольство России в Осло и опубликованы на российском официальном веб-сайте www.kursk.strana.ru.

–>
“Беллона”: Отделение носового отсека. Есть опасность, что неразорвавшиеся торпеды сдетонируют при резке.


ЦКБ МТ “Рубин”: Для обеспечения безопасного выполнения работ в процессе отрезки носовой части АПЛ разработчиками ракетного и торпедного оружия совместно с институтами промышленности и ВМФ проведены необходимые исследования и расчеты по оценке безопасности работ с оставшимися фрагментами торпед.


В результате выполненных исследований и экспериментальных проверок разработчиками оружия подтверждена безопасность работ при отрезке первого отсека и рекомендованы меры безопасности, изложенные в “Рекомендациях по порядку проведения работ в связи с отрезкой первого отсека и мерам безопасности”. На основании полученных результатов разработан и передан компании “Mammoet” “Паспорт безопасности работ по операции “Подъем”.


Ответ “Беллоны”: “Рубин” не ответил на вопрос, какие именно меры будут приняты, чтобы неразорвавшиеся торпеды не были задеты, когда будет отделяться носовая часть АПЛ. Что касается гарантий – то разработчики конечно же могут их дать еще раз, точно также, как они, по-видимому, сделали перед тем, как часть торпед взорвалась и потопила “Курск”. “Беллона” продолжает оценивать эту часть операции как наиболее опасную. Новый взрыв может повредить АПЛ и ее реакторы, и сделать невозможным ее подъем в дальнейшем.


“Беллона”: Вырезка 26 отверстий в корпусе уменьшает его прочность.


ЦКБ МТ “Рубин”: Размеры вырезаемых в прочном корпусе АПЛ отверстий были выбраны таким образом, чтобы шпангоуты прочного корпуса оставалась целыми, при этом обеспечивалось заведение “зацепов” внутрь прочного корпуса с распределением усилия подъема от зацепа изнутри прочного корпуса на два шпангоута.


ЦКБ МТ “Рубин” были выполнены специальные расчеты общей и местной прочности прочного корпуса АПЛ “Курск” с учетом 26 отверстий, вырезаемых для заведения “зацепов”.


Расчеты показали, что прочность АПЛ “Курск” как поднимаемого объекта гарантирована даже при нештатной ситуации (выход из строя двух подъемных устройств).


Расчеты ЦКБ МТ “Рубин” подтверждены аналогичными расчетами ЦНИИ им. академика Крылова и согласованы с 1-м ЦНИИ МО РФ.


Результаты выполненных расчетов и принятые коэффициенты безопасности до 20 июля будут проверены при испытаниях штатных “зацепов”, устанавливаемых в вырезах фрагмента прочного корпуса АПЛ на силовом стенде в ЦНИИ им. академика Крылова.


Ответ “Беллоны”: Что произойдет, если из строя выйдут три подъемных устройства? Каким образом планируется контроль за правильным закреплением зацепов внутри прочного корпуса АПЛ, принимая во внимание то, что операция будет происходить на глубине 108 метров.


“Беллона”: Отрыв АПЛ “Курск” ото дна будет сопровождаться дополнительными нагрузками на тросы и ослабленный корпус лодки.


ЦКБ МТ “Рубин”: При выполнении расчетов прочности фирмой “Mammoet”, апробированных ЦКБ МТ “Рубин”, учтено увеличение нагрузок на тросы и корпус АПЛ при отрыве лодки от грунта, подъеме и транспортировке.


При этом учтены особые нагрузки, действующие на каждом этапе операции. Так, например, при отрыве от грунта учтены силы сцепления с грунтом, увеличивающие суммарное подъемное усилие. При транспортировке учтены дополнительные усилия поджатия корпуса АПЛ “Курск” к барже. На каждом этапе операции введен свой коэффициент динамического увеличения нагрузки в условиях волнения.


Ответ “Беллоны”: “Курск” частично погружен в морское дно. Подъемные устройства должны быть достаточно совершенны, чтобы оторвать со дна 12 тыс. тонную АПЛ, и одновременно координировать подъем с достаточной точностью.


“Беллона”: Подъем лодки на тросах к платформе и фиксация ее положения осложняются погодными условиями, а также существует техническая сложность помещения лодки в док и ее обследования.


ЦКБ МТ “Рубин”: Подъем АПЛ “Курск” будет осуществлен с помощью 26 тросовых грузонесущих связей, каждая из которых состоит из 54 сплетенных из металлических прутков стрендов. Разрывное усилие одного стренда 16 тонн. Расчеты прочности подъемных грузонесущих связей показали более чем двукратный запас прочности с учетом увеличения подъемного веса подводной лодки за счет преодоления присоса.


Однако для большей гарантии безопасности работ ЦКБ МТ “Рубин” совместно с ЦНИИ им. академика Крылова проведет ряд опытно-экспериментальных работ по натурной проверке отдельных узлов грузонесущих связей в условиях, приближенных к экстремальным.


На этапе выполнения морской операции (и, в частности, при подъеме и транспортировке АПЛ) ведется постоянный мониторинг условий проведения операции – контролируется сила ветра, высота и период волнения и другие гидрометеорологические параметры. Операция начнется только при наличии благоприятного прогноза по критическим параметрам гидрометеоусловий. При поступлении прогноза о неблагоприятных условиях операция приостанавливается, а используемые плавсредства переводятся в режим штормового отстоя.


Постановка в док сооружения, состоящего из баржи и подвешенной к ней подводной лодки, будет осуществлена за счет промежуточных понтонов, создающих дополнительную плавучесть всего сооружения, которая обеспечит необходимые условия постановки в док. Обследование АПЛ в доке будет произведено после осушения дока и АПЛ специальными службами Министерства обороны РФ.


Ответ “Беллоны”: “Рубин” не дал ясного ответа, что будет сделано с реакторами АПЛ в сухом доке. Выгрузка ядерного топлива потенциально опасна на любой АПЛ. Реакторы “Курска” к тому же могут быть повреждены. Судоремонтный завод в Росляково, где подлодка будет помещена, находится всего в 10 километрах от Мурманска, население которого насчитывает 400 тысяч.


“Беллона”: Главной озабоченностью “Беллоны” является надежность системы аварийной защиты ядерного реактора и вероятность его повреждения в ходе операции.


ЦКБ МТ “Рубин”: На основании результатов проведенного мониторинга, анализа и расчетных оценок состояния оборудования и систем реакторных установок однозначно установлено:


– реакторы АПЛ “Курск” заглушены всеми штатными средствами системы аварийной защиты, которая автоматически сработала в момент аварии;


– ударные воздействия на реакторные установки и конструкции реакторного отсека от взрывов, приведших к гибели АПЛ, были меньше допустимых; поэтому реакторные установки, их фундаменты и корпусные конструкции реакторного отсека при взрывах не были повреждены, сохранили свою прочность и целостность имеющихся защитных барьеров безопасности на пути выхода активности. Об этом свидетельствует известный факт, что личный состав кормовых отсеков АПЛ, включая находившийся в момент взрывов в реакторном отсеке, сохранил свою жизнедеятельность и перешел в 9 отсек – отсек-убежище. Известно, что человек способен выдержать в несколько раз меньшие ударные перегрузки, чем оборудование корабельных реакторных установок.


Анализ возможных событий и нештатных ситуаций во время подъема АПЛ “Курск” показал, что даже в маловероятном случае потери АПЛ в наиболее глубоком месте на пути ее транспортировки и падении ее с переворачиванием и ударом о грунт величина ударных воздействий будет в несколько раз меньше тех, которые выдержали реакторные установки при взрывах во время аварии АПЛ. Конструкция исполнительных механизмов системы управления и защиты реакторов имеет устройства, обеспечивающие стопорение “стержней” поглотителя в нижнем положении после срабатывания аварийной защиты, что исключает возможность их самопроизвольного перемещения из активной зоны при ударных воздействиях и переворачиваний АПЛ.


Поэтому в ходе операции подъема АПЛ “Курск” полностью исключена возможность каких-либо повреждений реакторных установок и системы аварийной защиты реакторов, которые могли бы привести к нарушению их безопасного состояния.


Ответ “Беллоны”: Компенсирующие решетки всех выведенных в отстой АПЛ завариваются в крайнем нижнем положении, в дополнению к штатному стопорению. Это делается, чтобы гарантировать, что, в случае, если выведенная из строя подлодка затонет и перевернется, то самопроизвольного запуска реакторов не произойдет. Таким образом, ответ “Рубина” нельзя считать полностью корректным. Вероятность самопроизвольного запуска реакторов с последующим оплавлением активной зоны существует. При этом, однако, исключены значительные выбросы радиации, поскольку прочность корпуса реакторов рассчитана на подобные ситуации.

Еще News

Все news