News

Подъем «Курска»: анализ возможных рисков

Опубликовано: 15/07/2001

Автор: Томас Нилсен

Операция по подъему "Курска" практически началась. "Беллона" предлагает анализ рисков, которые могут возникнуть в процессе проведения этой операции.

1. Отделение торпедного отсека

Первый (торпедный отсек) «Курска» практически полностью разрушен. Официальные лица заявляют о том, что при подъеме АПЛ без отрезания отсека существует опасность разлома ее корпуса.


По официальным данным, тротиловый эквивалент взрывчатых веществ, находившихся в торпедном отсеке «Курска», составлял порядка 10 тонн.


Мощность подводного взрыва, зарегистрированного норвежской сейсмологической станцией Норсар 12 августа 2000 года во время гибели АПЛ, составила от одной до двух тонн в тротиловом эквиваленте.


АПЛ класса «Оскар-II» (к которым относится «Курск») имеют четыре торпедных аппарата диаметром 533 мм и два – диаметром 650 мм. По имеющимся данным, два 650 миллиметровых торпедных аппарата «Курска» были загружены торпедами типа 65-76 с обычными боеголовками. Два из четырех торпедных аппарата имели торпеды типа УСЭТ-80 так же с обычными боеголовками. Оставшиеся два аппарата имели практические торпеды. Кроме того, в торпедном отсеке находились 18 торпед и ракето-торпед с обычными боеголовками.


Торпеда, которая по мнению ряда экспертов вызвала взрыв на борту «Курска», относилась к типу 65-76 (65 см / 11 м) и была разработана в 1976 году.


Таким образом, в районе носовой части «Курска» разбросаны взрывчатые вещества, составляющие по, меньшей мере, 7 тонн ТНТ.


В соответствии с планом, работы по отрезанию отсека начнутся в середине июля с вымывания обломков вокруг линии разреза, с тем чтобы не задеть неразорвавшиеся торпеды. Само отделение отсека будет производится дистанционно управляемой робототехникой. В случае если будет задета торпедная боеголовка, новый взрыв еще сильнее повредит корпус АПЛ. В худшем случае взрыв может разрушить оболочку реакторов.



2. Вырезка отверстий и установка захватов

Для установки захватов для подъема «Курска» разработчики операции предполагают вырезать 26 отверстий в корпусе АПЛ. С этим этапом операции связан риск дальнейшего ослабления конструкции АПЛ, который может повлечь ее разлом во время подъема.


24 крылатые ракеты класса Гранит (SSN-19) расположены между прочным и легким корпусами подлодки. По официальным заявлениям, оболочка ракет имеет тот же запас прочности, что и прочный корпус. Насколько ракеты были повреждены взрывом на борту «Курска» в момент трагедии до сих пор неизвестно. Однако известно, что взрыв имел такую мощность, что прочный корпус в носовой части АПЛ был уничтожен полностью. Поэтому нельзя исключить возможности аварийной ситуации с вовлечением крылатых ракет.


Более того, «Курск» полузаглублен в морское дно и имеет дифферент на один борт. Его отрыв ото дна будет сопровождаться дополнительными нагрузками на тросы и поврежденный корпус лодки.



3. Возможное расплавление активной зоны реактора

АПЛ «Курск» лежит на глубине 108 метров. Его вес, даже без первого отсека, составляет 12 тыс. тонн. Подъемники, установленные на барже, должны работать с высокой точностью, чтобы каждый трос имел равную нагрузку или, по крайней мере, нагрузку, не превышающую того максимума, который он может выдержать. Падение подлодки с ударом о дно может вызвать самопроизвольный запуск реакторов.


Согласно официальным заявлениям, реакторы не повреждены и были заглушены штатными аварийными системами. «Беллона» согласна с таким предположением на 90%, поскольку в настоящее время прояснить что-либо о состоянии реакторов невозможно. Косвенным подтверждением того, что реакторы заглушены и не были повреждены является отсутствие выхода радиоактивности в окружающую среду.


Ядерная энергетическая установка «Курска» имеет систему стопорения регулирующих стержней, которые были автоматически опущены в крайнее нижнее положение, заглушив реакторы. Официальные лица заявляют, что даже в случае, если падая вниз, АПЛ перевернется, система стопорения не позволит срыва стержней регулирования переместиться в верхнее положение, что дало бы начало цепной реакции. Но такие заявления являются теоретическими, поскольку реакторы никогда не испытывались на случай такого развития событий. На выведенных в отстой АПЛ регулирующие механизмы обычно завариваются в нижнем положении, для того чтобы исключить возможность их самопроизвольного перемещения вверх, в случае если АПЛ затонет и перевернется.


При худшем развитии событий, если произойдет самопроизвольный запуск реакторов, система биологической защиты должна теоретически выдержать расплавление активной зоны и препятствовать выходу радиации. Даже если утечка произойдет, это не повлечет за собой катастрофы, а только локальное радиоактивное загрязнение, которое быстро растворится в морской среде. Настоящей проблемой в этом случае станет утилизация АПЛ, если она будет когда-либо поднята опять.


4. Потеря «Курска» при транспортировке

После подъема «Курск» предполагается закрепить под баржей. Реконструкция баржи, оснащенной подъемниками, все еще продолжается в Амстердаме, хотя времени практически не осталось. К тому же, существует вероятность, что из-за шторма или разрыва тросов лодка упадет на дно. Официальные лица заявляют, что они будут способны опустить лодку на дно в случае необходимости. Однако, как выказался директор ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский: «На море думать уже не придется». (Страна.Ру)


Уровень глубины на пути следования баржи к месту назначения — судоремонтному заводу N82 в Росляково – варьируется от 50 до 200 метров. В случае если баржа потеряет подлодку, ситуация может развиваться по сценарию, описанному в разделе 3.


5. Риск на стадии помещения «Курска» в сухой док

После прибытия на судоремонтный завод в Росляково, баржа с субмариной войдет в 80000-тонный сухой док. Затем при помощи понтонов, которые строятся в Северодвинске, подлодка будет освобождена от баржи и оставлена в сухом доке. Если нештатная ситуация произойдет на этом этапе операции, то и сухой док, и АПЛ могут получить повреждения, последствия которых будет практически невозможно исправить. Судоремонтный завод в Росляково расположен между Мурманском и Североморском на восточном берегу Кольского залива.


6. Подъем «Курска» на поверхность

Когда подлодка будет безопасно помещена в сухой док, и из дока и корпуса АПЛ будет откачана вода, «Курск» впервые за всю операцию окажется на поверхности. Тогда и станет возможным провести окончательные замеры радиации. В начале июля губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов обратился с письмом в ЦКБ «Рубин» и к официальным лицам, ответственным за проведение операции, в котором потребовал предоставить перечень мер предосторожности, которые будут приняты на этой стадии подъема АПЛ. Росляково находится всего в 10 км от Мурманска, население которого насчитывает 400 тыс. человек.


7. Выгрузка топлива АПЛ

В сухом доке предполагается извлечь тела моряков и тщательно обследовать подводную лодку. После этого будет принято решение, как и когда с «Курска» будут удалены крылатые ракеты и выгружено топливо из реакторов. Мурманское морское пароходство, эксплуатирующее флот атомных ледоколов в Мурманске, уже предложило для выгрузки топлива из реакторов «Курска» одну из своих плавтехбаз – «Имандру».


Выгрузка топлива — наиболее потенциально опасная операция для любой АПЛ. С «Курском» ситуация осложняется разрушениями, произошедшими в результате аварии. Поскольку АПЛ еще недавно находилась в эксплуатации и активная зона реактора все еще остается «горячей», теплоноситель (вода) вероятно не будет выкачана из реактора, перед поднятием компенсирующей решетки. Наличие воды увеличивает риск теплового взрыва в реакторе. Подобная авария произошла на Дальнем Востоке в бухте Чажма в 1985 году. Тогда следы этого взрыва были обнаружены в радиусе 30 км вокруг АПЛ.