News

"Курск" готовится к подъему

Verdens største atomubåter - Typhoon-klassen - tas nå ut av drift. Her ligger en Typhoon-ubåt i flytedokk i Murmanskfjorden.
Foto: Thomas Nilsen

Опубликовано: 28/06/2001

Автор: Сергей Филиппов

Северный флот направит в район гибели "Курска" целую флотилию; в Росляково, куда притащат субмарину, установят табло, показывающее радиационный фон, и все закроют маскировочной сетью.

Подготовка к операции по подъему атомной подводной лодки “Курск” идет полным ходом. В рамках подготовки сформирована так называемая экспедиция особого назначения (ЭОН).


С российской стороны в состав экспедиции войдут тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”, ракетный крейсер “Маршал Устинов”, большие противолодочные корабли “Адмирал Харламов” и “Североморск”, три спасательных судна, четыре спускаемых аппарата, гидрографические суда, госпитальное судно “Свирь”, пожарное судно, два танкера, два плавучих крана и другие корабли.


Как сообщил начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий, основная нагрузка ляжет на спасательные суда, танкеры и большие противолодочные корабли. Возглавит ЭОН вице-адмирал Михаил Моцак. Походный штаб во главе с М. Моцаком будет находиться на одном из противолодочных кораблей. Кроме того, в состав походного штаба войдут специалисты всех флотских структур и рабочие группы правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы атомной подводной лодки “Курск”.

—>
Военные сообщают, что техника к подъему АПЛ “Курск” практические подготовлена

Как сообщил начальник управления аварийно-спасательных работ Северного флота капитан 1 ранга Александр Тесленко: “В настоящее время часть кораблей и судов ЭОНа проходит плановый ремонт сразу на нескольких профильных предприятиях ВМФ. Утвержденный график ремонтов строго выдерживается. Со стороны Северного флота нареканий к подрядчикам нет”.


По предварительным данным поднятую атомную подводную лодку “Курск” планируется поставить в большой док cудоремонтного завода в поселке Росляково. Общая длина большого дока – 300 метров, грузоподъемность 80 тысяч тонн. Он был куплен в Швеции в 1979 году. Док оборудован специальной системой очистки воды и печами для сжигания мусора. На заводе уже разработан и план конкретных мероприятий по подготовке к проведению работ в доке. Так, например, СРЗ придется провести ряд организационных мероприятий (заключение договоров на поставку материалов и оборудования, разработка технической документации на ремонт плавучего дока), а также технических и технологических.


Табло будет показывать радиационный фон в Росляково

Планируется также провести некоторые мероприятия по обеспечению радиационной безопасности на СРЗ и поселке Росляково. В частности, будут приобретены современные приборы радиационного контроля, специальная одежда, химические препараты для дезактивации.


Тем не менее, местное население поселка Росляково с тревогой относится к перспективе соседства с развороченной субмариной. Поэтому, чтобы у жителей поселка не возникало необоснованных подозрений насчет возможного повышения радиационного фона, в центре поселка Росляково, на здании Дома культуры, будет установлено специальное табло, показывающее уровень радиации. Табло уже заказано в Москве. Денежные средства на его приобретение в сумме 125 тысяч рублей уже уплачены Северным флотом. Кроме этого, в ближайшее время будет проведено медицинское освидетельствование работников всех цехов, отделов и служб как предприятия в целом, так и рабочих плавучего дока.


“СРЗ будет закрыт маскировочной сетью”

Все, что связано с подъемом “Курска” и последующей работой с ним, составляет военную тайну. Поэтому, в связи с обеспечением режима секретности будет усилена охрана дока и СРЗ, приобретены и заготовлены маскировочные материалы, приведено в порядок наружное освещение завода.


Самый большой пресс-центр в России

Самый большой в России пресс-центр будет создан в ледовом Дворце спорта Мурманска. Здесь же будет установлен экран, на который будут транслироваться фрагменты спасательной операции. Кроме того, возможно, что журналисты смогут сами выйти в район гибели “Курска”. Для этого ОАО “Мурманское морское пароходство” намерено снять с пассажирских рейсов прогулочный корабль “Клавдия Еланская”, чтобы послать его с “грузом” журналистов к месту операции по подъему АПЛ “Курск”. Стоимость одного дня на “Еланской” по предварительным данным составит 2500 рублей в день (90 USD) на человека. Однако пресс-секретарь Губернатора Мурманской области Николай Сигин сообщил, что сначала вопрос с отправкой журналистов к месту гибели “Курска” на теплоходе должен быть согласован с Администрацией Мурманской области. К тому же против того, чтобы “Клавдию Еланскую забирали под данную политико-коммерческую акцию выступает администрация Гремихи. Этот поселок может лишиться надолго связи с Большой Землей, а значит остаться без продуктов, товаров первой необходимости и т.д. Кроме морского, других путей в Гремиху (ЗАТО Островной) просто нет. Так, что вопрос с отправкой пресс-судна еще решается.