News

Ядерное топливо может не доехать

Опубликовано: 11/02/2001

Автор: Владислав Никифоров

В ответ на планы ввоза отработавшего ядерного топлива российские природоохранные организации заявляют о неготовности транспорта для перевозки ядерных и радиоактивных материалов.

В ответ на планы Минатома по ввозу отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) российские природоохранные организации опубликовали доклад «Транспортировка радиоактивных материалов и ядерных делящихся материалов в России: практика неминуемого риска». Неудовлетворительное состояние российских железных дорог и длинный список инцидентов, зарегистрированных в последние годы, подтверждают потенциальные риски, описанные в докладе.

Авторами доклада выступили экологическая организация ЭКОЗАЩИТА и Владимир Кузнецов, независимый эксперт, член Высшего экологического совета при Госдуме РФ, бывший начальник инспекции ЦО Госатомнадзора России.

Исследование проводилось в связи с тем, что Минатом весьма успешно лоббирует пакет законопроектов, с принятием которого на территорию России будет разрешено ввозить иностранные ядерные материалы переработки или длительного хранения. Поправки были одобрены ГосДумой в первом чтении в декабре 2000 года. Для того чтобы поправки получили юридическую силу, необходимо получить одобрение ГосДумы во втором и третьем чтениях, затем свое мнение должен выразить Федеральное Собрание РФ. Последнее слово останется за президентом России. После этого объем перевозок ядерных материалов по России вырастет в десятки, а может, и сотни раз. Принимая во внимание техническое состояние железных дорог и организационные проблемы, транспортировка ядерных грузов в России значительно увеличит возможность серьезных аварий с высокорадиоактивными материалами, считают авторы доклада.

Минатом планирует заработать 20 миллиардов долларов на ввозе 20 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива. По подсчетам экологов каждый россиянин получит в среднем 3,5 доллара и 140 грамм «импортного» ОЯТ.

По словам авторов, работа над докладом еще не закончена и продолжится в течение 2001 года. Доклад включает главы об авариях на транспорте при перевозке радиоактивных материалов в 90-х годах, о новых контейнерах для перевозки, общих проблемах безопасности на железных дорогах. Доклад будет разослан премьер-министру, всем депутатам ГосДумы, нескольким министрам.

По данным авторов доклада, показатель аварий и катастроф на транспорте (авиация, автомобили, железная дорога, речной и морской транспорт) в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах. Некоторые из инцидентов описаны в докладе:

— На Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК г. Новоуральск) в 1994 произошла авария при перевозке сернокислого урансодержащего раствора между объектами комбината. В результате аварии на полотно дороги общего пользования было пролито около 1000 л радиоактивного раствора.

— В 1997 году в Челябинской области около поселка Тюбук машина, перевозившая контейнеры с радиоактивными отходами, включавшими иридиум-192 и кобальт-60, столкнулась с бульдозером, в результате чего некоторые контейнеры были частично разгерметезированы. Произошло загрязнение территории.

— В 1991 году на Билибинской АЭС старшим мастером цеха централизованного ремонта был организован вывоз из ремонтно-монтажных мастерских, находящихся в зоне строго режима, радиоактивных отходов (РАО) в хранилище твердых и жидких отходов. При вывозе контейнер с отходами упал с погрузчика, в результате чего произошло загрязнение территории АЭС.

Кроме этого, в 1999 году выявлены два случая несанкционированной транзитной перевозки по территории России радиоактивных грузов по железной дороге. Наиболее аварийными по итогам 1999 года являются Юго-Восточная и Северо-Кавказская железные дороги, где за это время произошло 4 крушения грузовых поездов. Состояние безопасности движения в путевом хозяйстве продолжает ухудшаться на всех направлениях.

По данным доклада, упаковочные контейнеры, используемые в России, часто не удовлетворяют требования по безопасности. Например, на Сибирском химическом комбинате установлены факты осуществления перевозок ядерных материалов в упаковочных контейнерах АТ316 и ВТ134, не удовлетворяющих требованиям Основных правил безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ-83). Транспортировка в упаковочных контейнерах АТ316 и ВТ134 осуществляется несмотря на отсутствие сертификатов-разрешений на конструкции упаковок и на перевозки. Эти же контейнеры используют и другие предприятия, такие как ПО "Маяк" (Челябинская область).

«Необходимо пересмотреть план Минатома по ввозу ОЯТ на хранение или переработку в свете информации о чрезвычайной опасности перевозок радиоактивных материалов внутри России. Крупное увеличение количества перевозок радиоактивных веществ и ядерных делящихся материалов способно привести к невиданным по масштабам авариям на транспортных магистралях России. Такие аварии, скорее всего, будут характеризоваться обширным загрязнением радиоактивными веществами окружающей природной среды и облучением большого количества людей, а также парализацией чувствительных транспортных магистралей федерального значения», — сообщается в докладе.