News

Адамов провел рекламную презентацию

Опубликовано: 22/01/2001

Автор: Игорь Кудрик

Министр по атомной энергии России рассказал, что уровень производства атомной электроэнергии превысил показатели СССР, Чернобыль не повлиял на здоровье населения, а Госатомнадзор должен быть лишен функций лицензирования.

16 января руководитель Минатома Евгений Адамов провел пресс-конференцию по теме «Атомная энергетика Российской Федерации в новом столетии и коммерциализация отрасли». Пресс-конференция напоминала рекламную презентацию дорого, но сомнительного по своему качеству продукта.
Для начала министр обозначил достижения российской атомной отрасли «случайно совпавшие с тем, что поменялся министр атомной энергетики в России» в 1998 году. В 2000 году российские АЭС произвели на 30 миллиардов кВт/ч больше, чем в 1998 году, и это без ввода в строй новых реакторов. Новая Ростовская АЭС должна быть запущена в эксплуатацию в феврале, хотя фактическая готовность была 24 декабря, однако, по словам Адамова, Госатомнадзор (ГАН) потребовал принятия дополнительных мер для соответствия требованиям безопасности.
Среди других достижений министр упомянул, что нынешние российские АЭС производят больше энергии, чем все АЭС Советского Союза, а также договоренности на сооружение шести реакторов АЭС заграницей, 3600 новых специалистов в атомной отрасли, средняя заработная плата в октябре (4370 рублей) в два раза превысила аналогичный показатель по России. Прошлый год побил также все показатели по выгрузке отработавшего ядерного топлива из подводных лодок – 17 АПЛ по сравнению с 2-3 в предыдущие года.
Евгений Адамов подсчитал, что постоянное увеличение производства электроэнергии на АЭС позволит сэкономить 105 миллиардов кубометров газа, и тем самым позволит увеличить экспорт газа. Эта «информация для размышления» была призвана, по всей видимости, убедить журналистов в неоспоримых преимуществах атомной энергии.
Чернобыль безопасен для населения

Глава Минатома упомянул печальную дату — 15 лет со дня аварии на Чернобыле — и процитировал медицинскую статистику. Министр пришел к выводу, что за эти 15 лет последствия Чернобыльской катастрофы не имели негативных последствий для населения России, ни взрослых, ни детей. Даже те, кто принимал участие в ликвидации аварии, почти здоровы. Другими словами, Адамов имел в виду, что если случится еще одна такая авария, то причин для волнений нет.
Плохая память

После вступительного речи министра спросили о его визите в Генпрокуратуру по поводу вопросов утечки информации из Минатома заграницу. Адамов сообщил, что в процессе работы ему часто приходится общаться с прокуратурой и ФСБ, чуть ли не каждую неделю, и это обычная практика. «… фактов незаконного экспорта технологий и научно-технической информации пока нет», — заверил глава Минатома и чуть не постучал по пластиковому столу.
Это утверждение противоречило заявлению представителя Генпрокуратуры, который сообщил, что у Адамова «плохая память», а визит в прокуратуру обычным не был.
Ввоз ОЯТ безопасен

Министр также прокомментировал новые поправки к федеральным законам, прошедшие первое чтение в ГосДуме в декабре прошлого года, которые могут позволить ввоз отработавшего ядерного топлива из-за рубежа. Он напомнил, что Россия занимается ввозом облученного ядерного топлива реакторов советской конструкции много лет «может быть даже 20», и «у нас в стране существует полный цикл работы с этим топливом».
«Те три закона … ориентированы только на то, чтобы сделать более ясным, что такого рода деятельность допустима не только со странами, с которыми мы связаны были вот все эти годы, но допустимо вообще на мировом рынке услуг, который только еще начинает формироваться. Это огромный рынок на десятки миллиардов долларов», — добавил Адамов. Поправки вызвали крупные протесты со стороны российского экологического движения. Акции против поправок прошли во многих крупных российских городах. По словам «зеленых», поправки превратят Россию в «международную ядерную свалку».
Нет планов импорта немецкого завода

Министр отверг существование контракта с компанией «Siemens» на поставку в Россию сомнительной установки для переработки плутония из Ганау. Он объяснил это отсутствием технологии по использованию МОХ-топлива в реакторах российской конструкции. «… цена этих ресурсов [34 тонны плутония] намного превышает 10 миллиардов долларов… Хотя жалко, что он у немцев не используется и стоит, отягощает «Сименс», — пожалел Адамов.
Шесть реакторов заграницей (три под вопросом)

Российский министр также рассказал журналистам о международной деятельности своего ведомства, упомянув строительство двух реакторов в Китае, двух – в Иране, а также контракт на строительство двух реакторов в Индии, который, возможно, будет подписан в этом году. Кроме этого, Минатом имеет несколько совместных проектов в Словакии и Чехии.
Долой Госатомнадзор!

Насчет отношений с ГАНом, который может быть лишен многих прав под давлением Минатома, Евгений Адамов привел интересное сравнение: «Представьте себе, что, скажем ГАИ начало бы выдавать лицензию на производство автомобилей…» Он не возражает, если ГАН потеряет право лицензирования атомных установок и объектов, но не возражает против независимой контролирующей организации, которая бы могла выдавать лицензии лишь на определенный вид деятельности. Он добавил, что ГАН по-прежнему может контролировать деятельность ядерных объектов, имеет право накладывать штрафы и приостанавливать работу объектов.
Намерение Адамова лишить ГАН функции лицензирования может скоро материализоваться. Дума намерена рассмотреть поправку к Закону «Об использовании атомной энергии», где предлагается передать функции лицензирования от «контролирующих ведомств» «эксплуатирующим ведомствам». Другими словами, при одобрении поправки право лицензирования гражданских атомных установок будет передано от ГАНа Минатому. Наблюдатели считают, что уровень ядерной безопасности будет отброшен обратно к до-чернобыльскому периоду.