News

Утечка топлива торпеды могла быть причиной аварии на «Курске»

Опубликовано: 06/12/2000

Автор: Игорь Кудрик

В исследовании, представленном командующему ВМФ Владимиру Куроедову, говорится, что взрыв торпеды на борту АПЛ «Курск» мог произойти без внешнего воздействия.

В исследовании, представленном Главнокомандующему ВМФ Владимиру Куроедову, сообщается, что взрыв топлива торпеды был наиболее вероятным сценарием развития событий на АПЛ «Курск». Названо несколько возможных причин взрыва. Сценарий столкновение с подводным объектом, к которому склоняются российские официальные лица, стоит на последнем месте.

Bellona WEB уже сообщал о вероятной хронологии развития событий на АПЛ «Курск».

С 9 по 12 августа на Северном флоте проводились учения. 12 августа подводные лодки, принимавшие участие в учениях, должны были провести торпедную атаку против отряда боевых кораблей (ОБК), выступавших в роли «противника». Кораблям был отдан приказ следовать курсом на юго-восток. Подводные лодки находились в «засаде» по ходу курса ОБК. АПЛ «Курск» находилась в боевой готовности в своем секторе (размером 15х20 миль).

Согласно плану учений, экипаж «Курска» готовился к выполнению стрельбы практической торпедой между 11.30 и 18.00 мск.

«Курск» всплыл на перископную глубину (19 метров) около 11.00 мск для обнаружения кораблей «противника», которые должны были войти в район. Скорость была снижена до 8 узлов, выпущен перископ, антенны и другие выдвижные устройства. Согласно имеющимся данным, ОБК маневрировал примерно в 30 милях к северо-западу от сектора, где находился «Курск». Следуя правилам гипотетической боевой задачи, АПЛ не могла атаковать корабли «противника», пока они не войдут в сектор ее ответственности.

По данным норвежской сейсмологической станции «Норсар» 12 августа произошло два взрыва. Первый – в 11.28.27 мск, эквивалентен 100 кг тротила. Следующий более мощный взрыв был зарегистрирован в 11:30:42 мск и имел силу 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует подрыву 1-2 тонн тротила под водой.

Российские официальные лица утверждают, что это могло быть столкновение с иностранной подлодкой, миной времен второй мировой войны или аварийная ситуация в торпедном отсеке. Однако версии аварийной ситуации в торпедном отсеке приоритет отдан не был. Глава правительственной комиссии Илья Клебанов и Главком ВМФ Куроедов заявляли, что шансы этой версии малы. Главный аргумент – техническая несостоятельность версии.

Но исследование, проведенное в НТЦ «Взрывоустойчивость» Московского Государственного Строительного Университета, доказало что авария в действительности могла начаться в торпедном отсеке. Причиной могли стать торпеды типа 65-76.

АПЛ класса «Оскар-II» имеют четыре торпедных аппарата диаметром 533 мм и два – диаметром 650 мм. По имеющимся данным, два 650 миллиметровых торпедных аппарата были загружены торпедами типа 65-76 с обычными боеголовками. Два из четырех торпедных аппарата имели торпеды типа УСЭТ-80 так же с обычными боеголовками. Оставшиеся два аппарата имели практические торпеды. Кроме того, в торпедном отсеке находились 18 торпед и ракето-торпед с обычными боеголовками.

Торпеда 65-76 (65см / 11м) – перекисно-водородная, конструкции 1976 года. Ее движение обеспечивается реакцией концентрированной перекиси водорода с водой, в результате чего выделяется водород, который под давлением поступает на турбину. Перекись водорода размещается в металлической емкости внутри торпеды.

В исследовании говорится, что к взрывам приводит разгерметизация емкостей с перекисью водорода и керосином. Причин разгерметизации может быть несколько. Свойства перекиси водорода таковы, говорится в докладе, что в ней «самопроизвольно» могут проходить процессы, при которых будет наблюдаться рост давления. При этом процесс повышения давления в резервуаре с перекисью водорода может достичь критических значений и привести к разгерметизации емкости, если предохранительное устройство для сброса давления неисправно. Рост давления может происходить и от нагрева при возникновении очагов горения.

Другой причиной может быть утечка перекиси водорода и ее дальнейший контакт с горючим веществом (пластик, масло и т.п.) и наличие источника зажигания.

Последней названной причиной было столкновение АПЛ с посторонним предметом, что вызовет сотрясение корпуса и утечку перекиси водорода. Но для воспламенения также необходимо наличие источника зажигания.

В исследовании также сообщается, что при условии утечки 200 кг перекиси водорода и возникновении пожара возникшего давления будет достаточно для разрушения водонепроницаемой перегородки между первым и вторым отсеком, а также самого корпуса АПЛ.

Повышение давления и температуры до нескольких тысяч градусов при взрывном горении кислородо-керосиновой смеси в первом отсеке и в торпедных аппаратах могло спровоцировать последующий взрыв боевого заряда одной или нескольких торпед.

Авторы исследования не делают никаких окончательных выводов относительно причин аварии, но приведенные объяснения событий на АПЛ хорошо вписываются в общую картину развития аварийной ситуации.

Тем временем, Илья Клебанов на пресс-конференции, посвященной учреждению фонда «Курск», заявил, что причины катастрофы, возможно, никогда не будут установлены, даже после подъема АПЛ. Фонд «Курск» был создан в конце ноября с целью сбора средств на подъем АПЛ.