News

Из Норвегии с ядерными отходами

Опубликовано: 30/11/2000

Автор: Томас Нилсен

На этой неделе спецэшелон с отработавшим ядерным топливом покинет Мурманск и направится на ПО «Маяк». Вагоны эшелона украшены надписью: «От правительства Норвегии – России». Все хранилища на «Маяке» заполнены.

Строительство четырех спецвагонов было профинансировано правительством Норвегии. Это является частью норвежского пакета помощи России по решению проблем обращения с радиоактивными отходами. Но подобная помощь не встретила особого энтузиазма у администрации и природоохранных организаций в Челябинской области. В области находится предприятие «Маяк», которому предстоит тяжелая задача по размещению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) АПЛ Северного флота и атомных ледоколов, прибывающего с Кольского полуострова.

На этой неделе ОЯТ реакторов ледоколов будет загружено в спецэшелон на базе «Атомфлот», расположенной сразу за городской чертой Мурманска. Месяц назад спецэшелон вывез из Мурманска активные зоны двух АПЛ класса Виктор-II (К-371 и К-387), которые выведены из эксплуатации и находятся на судоремонтном заводе в Полярном. Плавтехбаза «Имандра», которое находится в управлении Мурманского морского пароходства (ММП), выгрузило ОЯТ из этих двух АПЛ в октябре-ноябре 2000 года.

По прибытию на ПО «Маяк» топливо, вероятно, будет перегружено в спецконтейнеры и размещено для хранения на открытой площадке. Хранилище для ОЯТ транспортных реакторов, имеющееся на «Маяке» полностью заполнено. Переработка на химкомбинате была остановлена в прошлом году, и поэтому поступающее ОЯТ просто складируется. Железобетонные контейнеры весом 40 тонн типа ТУК-108, которые используются для хранения ОЯТ, были частично профинансированы правительствами Норвегии и других западных стран.

e67ae93c8f01c37166a89f403d9e658d.jpeg

В этом году Госатомнадзор отозвал лицензию у Ижорских заводов на производство этих контейнеров. При принятии этого решения ГАН указал, что опытный образец контейнера ТУК-108 для транспортировки/хранения ОЯТ был изготовлен до завершения конструкторской организации работ над техническими проектами. В результате этого опытные образцы не соответствуют конструкциям, заложенным в технические проекты.

В ответ Министерство по атомной энергии (Минатом) пролоббировало правительственное постановление, лишивший ГАН прав по лицензированию этих контейнеров.

«Норвежское правительство не только поддерживает систему обращения с ядерными материалами, которая сейчас находится вне ведения государственных органов атомного контроля, но и оплачивает ее», — считает эколог Наталья Миронова из Челябинска. В течение многих лет она выступала против норвежских планов по оплате транспортировки ядерных материалов как можно дальше от норвежской границы. В 1996 году Миронова участвовала в слушаниях по этой проблеме в норвежском парламенте, а в марте этого года вместе с другими природоохранными организациями направила письмо министру иностранных дел Норвегии, подвергнув критике этот проект. Ответа от министра так и не последовало.

«Я полагала, что Норвегия намерена помочь России увеличить уровень радиационной безопасности, а не наоборот, как это делается сегодня», — заявила Наталья Миронова.

Экологи не одиноки в своей критике транспортировки ОЯТ из Мурманска на ПО «Маяк». Прошлой осенью в интервью Bellona Web заместитель губернатора Челябинской области Геннадий Подтесов заявил, что мнением администрации Челябинска по этому вопросу никто не интересовался.

Перерабатывающий завод на ПО «Маяк» не работает с 1999 года. В следующем году Россия намерена выгрузить ОЯТ из 21 АПЛ. Топливо будет увезено подальше от норвежской границы на Южный Урал.