News

Хронология трагедии АПЛ «Курск»

Опубликовано: 13/11/2000

Автор: Игорь Кудрик

Спасательная операция на АПЛ «Курск» закончилась, но российские официальные лица до сих пор не могут назвать причин аварии. Проясняется хронология трагедии.

Российская АПЛ с крылатыми ракетами «Курск» (класса «Оскар-II») затонула 12 августа. Координаты АПЛ 69’40» северной широты и 37’35» восточной долготы, недалеко от побережья Кольского полуострова к востоку от Мурманска.

В тот же день Северный флот завершил учения, начавшиеся 9-10 августа с участием около 30 АПЛ и надводных кораблей, а также авиации.

12 августа подводные лодки, принимавшие участие в учениях, должны были провести торпедную атаку против отряда боевых кораблей (ОБК), выступавших в роли «противника». Во главе отряда был атомный крейсер «Петр Великий», который был также и главной целью для подводных лодок. Кораблям был отдан приказ следовать курсом на юго-восток. Подводные лодки находились в «засаде» по ходу курса ОБК. АПЛ «Курск» находилась в боевой готовности в своем секторе (размером 15х20 миль).

Прибыв в заданный район, с «Курска» было послано донесение на берег. Оно стало последним сообщением, которое зафиксировал оперативный дежурный Северного флота. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сообщил, что это произошло 12 августа в 8.51 мск.

Согласно плану учений, экипаж «Курска» готовился к выполнению стрельбы практической торпедой между 11.30 и 18.00 мск.

Доложив о прибытии, АПЛ провела дополнительное обследование своего сектора, пройдя сначала до его южной границы, а потом – обратно в северо-западную часть на встречу ОБК.

«Курск» всплыл на перископную глубину (около 19 метров) для обнаружения кораблей «противника», которые должны были войти в район, около 11.00. Скорость была снижена до 8 узлов, выпущен перископ, антенны и другие выдвижные устройства, а также, вероятно, шахта для забора воздуха в цистерны высокого давления. Согласно имеющимся данным, ОБК маневрировал примерно в 30 милях к северо-западу от сектора, где находился «Курск». Следуя правилам гипотетической боевой задачи, АПЛ не могла атаковать корабли «противника», пока они не войдут в сектор ее ответственности.

Два взрыва
По данным норвежской сейсмологической станции «Норсар» 12 августа произошло два взрыва. Первый – в 11.28.27 мск, эквивалентен 100 кг тротила. Последующие 2 минуты 15 секунд гидролокаторы двух американских подводных лодок, наблюдающих за ходом учений, зафиксировали шум винтов, сообщила на прошлой неделе газета «Вашингтон Пост» со ссылкой на офицера ВМФ США. По словам офицера, был также слышен шум двигателя и продувка балластных цистерн, что свидетельствует о попытке всплытия.

Следующий более мощный взрыв был зарегистрирован в 11:30:42 мск и имел силу 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует подрыву 1-2 тонн тротила под водой.

Затем, согласно «Вашингтон Пост», единственные замеченные звуки были скрипы корпуса АПЛ, пока она шла ко дну. Через 240 секунд после первого взрыва «Курск» ударился о морское дно.

Причины взрывов
Ясного ответа до сих пор нет. Российские официальные лица утверждают, что это могло быть столкновение с иностранной подлодкой, миной времен второй мировой войны или аварийная ситуация в торпедном отсеке. Неофициальные источники утверждают, что АПЛ была поражена ракето-торпедой с крейсера «Петр Великий».

АПЛ класса «Оскар-II» имеют четыре торпедных аппарата диаметром 533 мм и два – диаметром 650 мм. По имеющимся данным, два 650 миллиметровых торпедных аппарата были загружены торпедами типа 65-76 с обычными боеголовками. Два из четырех торпедных аппарата имели торпеды типа УСЭТ-80 так же с обычными боеголовками. Оставшиеся два аппарата имели практические торпеды. Согласно последним сообщениям прессы это были торпеды типа «Шквал» с модернизированными двигателями. Кроме того, в торпедном отсеке находились 18 торпед и ракето-торпед с обычными боеголовками.

Какая из торпед взорвалась первой, вызвав второй более мощный взрыв, и был ли это вообще взрыв торпеды – ответить трудно.

Торпеда 65-76 (65см / 11м) – перекисно-водородная, конструкции 1976 года. Ее движение обеспечивается реакцией концентрированной перекиси водорода с водой, в результате чего выделяется водород, который под давлением поступает на турбину.

Торпеда УСЭТ-80 (53см / 7,8м) конструкции 1980 года. Ее электрический двигатель изготавливался на заводе «Дагдизель» в Дагестане. Аккумулятор на основе магнезия и серебра использует морскую воду в качестве электролита. Представители завода утверждают, что при воздействии огнем торпеда способна выдержать 6 минут.

Торпеда «Шквал» (53см / 8м) принята на вооружение в 1977 году. Торпеды запускаются с помощью газовой струи, образующейся в результате подрыва специального пиропатрона. Вокруг торпеды образуется газовая каверна (оболочка), что уменьшает сопротивление воды и позволяет торпеде развивать скорость до 200 узлов (нормальная скорость торпеды 40-50 узлов). По сообщениям прессы, два представителя «Дагдизеля» находились на борту АПЛ с целью испытания модификации двигателя этой торпеды.

В августе газета «Красная Звезда» опубликовала статью, согласно которой в 1998 году прошла модернизация торпедных аппаратов АПЛ «Курск» на заводе «Севмаш» в Северодвинске (Архангельская область) с целью использования новой модификации торпед. В статье не говорится напрямую, были ли это торпеды типа «Шквал», но описание соответствует характеристикам этой торпеды. Согласно статье, ВМФ был против новых торпед, поскольку они были опасны в эксплуатации и сложны в хранении, но эти протесты услышаны не были.

На борту «Курска»
26 октября во время операции по извлечению тел подводников из АПЛ «Курск» была найдена записка в кармане одного из моряков, которая подтвердила, что часть экипажа пережила два взрыва. По словам представителей ВМФ, записка была написана 12 августа между 13.34 и 15.15. В обнародованной части записки говорилось, что большинство экипажа из 6, 7 и 8 отсеков (23 человека) перешли в 9 отсек в 12:58. Кроме того, 2 или 3 моряка пытались выйти из АПЛ через спасательную камеру в 9-ом отсеке. По неофициальным сообщениям последняя запись была сделана 15 августа.

Провал спасательной операции
В интервью газете Северного флота «На страже заполярья» начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ СФ капитан 1 ранга Александр Тесленко представил следующую хронологию событий.

12 августа между 11.30 и 18.00 мск АПЛ «Курск» готовилась к выполнению стрельбы практической торпедой по отряду боевых кораблей. Однако доклада о выполнении торпедной атаки от командира АПЛ не поступало. Плановое донесение об освобождении района и всплытии должно было быть получено 12 августа в 23.00.

Но опасения появились раньше 23.00, поскольку начальнику управления спасательных работ было приказано явиться на службу в 17.00. Не дожидаясь доклада в 23.00, спасательное судно «Михаил Рудницкий» получило команду перейти на часовую готовность, и в 20.20 спасатель был готов к выходу. К тому времени спасательное судно «Алтай» находилось в часовой готовности.

Спасательный буксир СВ-523, находившийся около острова Кильдин, был также вызван и прибыл на полигон «Курска» в 22.30.

В 23.00 «Курск» не вышел на связь. Тесленко прибыл на борт «Рудницкого», и судно, покинув Североморск, полным ходом направилось в район полигона.

В 8.39 спасательное судно пересекло юго-западную кромку района.

В 12.05, после прибытия в указанную точку, «Михаил Рудницкий» стал на якорь. Через 12 минут судно начало давать посылки сигналов на запуск аварийной гидроакустической станции, находящейся на АПЛ. Также начали вызывать личный состав АПЛ по звукоподводной связи в режиме «Речь».

В 15.30 на судне началась подготовка к спуску подводного аппарата АС-34 («Бриз»). За это время «Михаил Рудницкий» перешел в точку в непосредственной близости от наиболее вероятного местонахождения АПЛ. В 16.15 АС-34 был спущен на воду. В 16.20 на запрос станции был получен ответный сигнал лодочной станции по пеленгу 145 градусов, на дистанции 2201м. В 17.48 экипаж АС-34 обнаружил работу станции АПЛ на расстоянии 1890 метров и пошел на сближение. Точное обнаружение АПЛ было затруднено работой ее гидроакустической станции в широком спектре, тогда как при работе со спасательными средствами она должна излучать посылки в узком спектре.

В 18.32 аппарат «Бриз» произвел аварийное всплытие. По докладу командира, на ходу 2-2,5 узла АС-34, вероятнее всего, ударился о стабилизатор АПЛ. После поднятия аппарата на борт было определено точное местоположение аварийной АПЛ, и «Рудницкий» перешел в засеченные координаты. Согласно Тесленко, от момента прихода судна в район до конкретного обнаружения лежащей на грунте АПЛ прошло 6 часов 27 минут.

В ночь с 13 на 14 августа с 22.40 до 01.05 опускали другой аппарат АС-32, чтобы определить состояние АПЛ, но он не смог выйти даже на визуальный контакт с АПЛ.

14 августа в 04.00 закончился заряд аккумуляторов на АС-34. Подзарядка производился форсированно, а не за 13-14 часов, как положено по техническим инструкциям. С 04.55 до 07.48 спасательный аппарат «Бриз» работал на аварийной АПЛ. Четыре раза аппарат выводили на комингс-площадку «Курска», два раза он садился, пытался «присосаться» к спасательному люку, но безуспешно.

14 августа в 16:00 в район прибыл плавкран с аппаратом АС-36 («Бестер»), поскольку носитель аппарата АС-36 – судно «Герман Титов» – было выведено из эксплуатации в 1994 году. Однако из-за ухудшения погоды спустить аппарат не удалось – плавкран не приспособлен для работы в открытом море. Плавкран пришлось буксировать с аппаратом на борту в губу Порчниха, где его выгрузили на тихой воде и отбуксировали обратно к месту аварии. Из-за волнения моря в 4 балла при буксировке «Бестер» прибыл с креном и дифферентом. Аппарат произвел погружение, но на глубине 30 метров подорвало приемный кингстон дифферентовочной системы, и во второй отсек, где находились три человека, стала поступать вода. На глубине 100 метров «Бестер» лег на дно, а затем аварийно всплыл. Отсек поддули воздухом, и все-таки АС-36 начал потихоньку тонуть, но его вовремя подхватили краном.

Аппарат был поднят на борт, отремонтирован и еще несколько раз осуществлял погружение, но безрезультатно.

Плавкран был не приспособлен для работы в открытом море, а штатный носитель АС-34 судно «Михаил Рудницкий» было переоборудовано из лесовоза и не могло обеспечить безопасную выгрузку-погрузку. Раскачиваясь при подъеме из воды, аппарат ударялся о борт и получал повреждения. По словам Тесленко, когда он спускался на АС-34, на аппарате не работали эхолот, гидролокаторы бокового и кругового обзора, другая аппаратура – все из-за проблем с выгрузкой.

Александр Тесленко сообщил, что в общей сложности «Бриз» и «Бестер» совершили 14 посадок на АПЛ, но пристыковаться к аварийному люку не удалось.

28 августа норвежские спасатели открыли спасательный люк – на следующий день после прибытия. К тому времени отсеки АПЛ были уже затоплены.