News

Вокруг «Курска»

Опубликовано: 22/10/2000

Автор: Сергей Филиппов

Водолазы вырезали отверстие в прочном корпусе; фрагментов иностранной лодки не обнаружено; на «Дагдизеле» во всем винят старые торпеды – хроника последних событий вокруг «Курска».

2 октября конструкторское бюро “Рубин” (г. Санкт-Петербург, Россия) заключило контракт с норвежским отделением американской фирмы Halliburton AS. Официальной целью операции, в которой будет участвовать эта компания, является извлечение тел подводников из АПЛ «Курск», затонувшей 12 августа.

Halliburton AS крупнейшая американская многопрофильная компания, которая занимается разработкой и поставкой высокотехнологичного нефтегазового оборудования, строительными работами в области энергетики и смежных отраслях, ремонтом и подготовкой к эксплуатации скважин для нефтегазодобычи, а также имеет большой опыт проведения глубоководных ремонтно-спасательных работ. В 1999 году ее доходы составили 14,9 миллиарда долларов.

Официальная версия причины смены партнера – слишком высокая цена, запрошенная норвежским отделением компании Stolt Offshore. Компания оценила работы в примерно 14 миллионов долларов США, а российская сторона настаивала на 9.

Компания Halliburton AS запросила в два раза меньший гонорар – примерно, 7 миллионов долларов.

Низкую стоимость контракта Halliburton AS объясняет рекламным эффектом от работ на месте гибели АПЛ “Курск”, который, как предполагается, возместит недополученные доходы.

Радиации на месте аварии не обнаружено
В последних числах сентября из района гибели АПЛ “Курск” вернулось научно-исследовательское судно “Дальние Зеленцы” Мурманского морского биологического института. Ученые на судне изучали в районе гибели лодки состояние живых организмов, воды и грунта по заданию правительственной комиссии по расследованию причин гибели «Курска».

Ученые провели экспресс-анализ воды, используя полевой гаммаспектрометр. Экспресс-анализ показал, что содержание искусственных радионуклидов в воде в районе гибели лодки находится на уровне природного фона, т.е. соответствует норме. Это значит, что утечки из реактора нет.

Эти данные были подтверждены первыми результаты обследования места катастрофы, которые провели ученые, прибывшие на место аварии на научно-исследовательском судне “Мстислав Келдыш”. Проведенные исследования показали, что радиационный фон в норме, в том числе и у борта субмарины.

Цель исследования места аварии
Как заявил заместитель командующего Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Валуев: “Океанографическое судно “Академик Мстислав Келдыш” должно найти вещественные доказательства столкновения АПЛ “Курск” с иностранной субмариной”.

Официальная цель экспедиции научно-океанографического судна – изучение места аварии. Валуев заявил, что “исследовательский комплекс, расположенный на борту “Мстислава Келдыша” должен собрать обломки вокруг корпуса затонувшей лодки. По мнению командования флота, среди частей АПЛ “Курск” должны находится части и иностранной подводной лодки.

Находящиеся на борту океанографического судна два глубоководных аппарата “Мир” оснащены оптикой и осветительным оборудованием, которое дает возможность делать высококачественную съемку под водой, а специальный манипулятор позволяет поднимать со дна различные предметы, в том числе и элементы корабельной обшивки иностранной лодки. По ним, считает Валуев, можно было бы определить класс и принадлежность лодки.

Судно “Мстислав Келдыш” оборудовано глубоководными аппаратами “Мир-1” и “Мир-2”. Они способны работать до 6 тысяч метров глубины, оснащены гидролокаторами, видеокамерами, манипуляторами и могут находиться в воде без подзарядки до 15 часов. В 1994 году с помощью глубоководных аппаратов “Мир” были установлены специальные заглушки на выходы торпедных аппаратов “Комсомольца”, самопроизвольно открывшихся после аварии. А в 1995 году с помощью аппаратов “Мир” загерметизировали носовую часть лодки “Комсомолец”, где находятся две торпеды с ядерными боеголовками.

Следов чужой подводной лодки не обнаружено
В результате 5-дневного обследования места трагедии глубоководными аппаратами “Мир” подтверждений того, что “Курск” столкнулся с подводным объектом обнаружено не было. 10 раз погружались глубоководные аппараты, общей сложностью под водой было проведено около 96 часов. Исследовано было 5 квадратных километров морского дна.

Основные результаты работы, о которых сообщил вице-премьер Правительства РФ Илья Клебанов:

“Корпус подводной лодки “Курск” вошел в морской грунт на глубину около 2 метров. Лодка лежит практически на ровном киле. Большие разрушения имеются главным образом в носовой части, в районе первого и второго отсеков. Грунт, на котором лежит лодка, представляет собой плотную глину. С помощью специальных приспособлений был открыт верхний рубочный люк субмарины, однако тела подводников обнаружены не были.

Глубоководные аппараты подняли на поверхность металлические фрагменты лодки. Все подобранные металлические обрывки являются фрагментами легкого и прочного корпусов самого “Курска”. Таким образом, доказательств того, что “Курск” погиб в результате столкновения с каким-либо подводным объектом не обнаружено.

Водолазные работы
Многофункциональное судно-платформа «Регалия» прибыла на место трагедии «Курска» 20 октября. Водолазы привезли с собой изготовленные в ЦКБ “Рубин” шаблоны технологических отверстий – матерчатые полотнища. Шаблоны прикладывали к корпусу лодки “Орел” в строго определенных местах – туда, где в соответствии с планом “Рубина” нужно проделать окна. Каждое из этих отверстий “проецировали” внутрь лодки, проверяя, какова в этом месте толщина стенок, будут ли находится под окном маслопроводы, балластные цистерны и другие препятствия, какова их “проходимость”.

Специфика операция такова. “Колокола” спустятся к лодке, оборудование для резки установят на легком корпусе (места будут отмечены яркими шаблонами). Затем водолазы возвращаются в “колокол”, а механизм работает на дистанционном управлении. Он вырежет отверстия размером 100 на 70 см. Сначала придется резать 40 мм легкого корпуса, потом 200 мм прочного. На операцию уйдет не менее 15 часов. Когда “окно” будет готово, один российский водолаз с фонарем и телеаппаратурой пойдет внутрь отсека на 20-метровом шланге, другой будет его страховать. Норвежец будет оставаться в “колоколе”, в пяти метрах от лодки. Обнаруженные останки будут запаковывать в пластиковые контейнеры и поднимать на тросе. После выхода водолаза из лодки отверстия в корпусе будут заглушены.

Погружение водолазов началось 21 октября. Первоначально предполагалось прорезать два отверстия в корпусе лодки: в девятом и восьмом отсеках. Но в план по неизвестным причинам пришлось внести коррективы. 22 октября водолазам удалось вырезать одно технологическое отверстие в легком корпусе лодки над восьмым отсеком размером 150 на 75 см. Позднее в тот же день удалось проделать первое отверстие в прочном корпусе «Курска». Операция была осложнена тем, что между легким и прочным корпусами пришлось вырезать арматуру и трубопроводы. Избыточного давления и признаков наличия горюче-смазочных материалов в отсеке водолазы не обнаружили. Замеренные уровни радиации оказались в норме. Было также принято решение увеличить отверстие в прочном корпусе АПЛ до 120 на 170 см. Если все пойдет по плану, то водолаз сможет зайти в прочный корпус АПЛ уже 24 октября.

Подъем АПЛ «Курск»
Наряду с информацией, что «Рубин» ведет активные переговоры с западными компаниями о подъеме «Курска», ряд экспертов и представителей ВМФ России выразили сомнение в возможности и необходимости проведения такой операции.

Сомнения в необходимости подъема лодки у командующего Северным флотом Вячеслава Попова вызывают как минимум три фактора. По словам адмирала Попова, у него нет четких технических расчетов планируемой операции. Исходя из своего опыта, он не уверен, что вырезка так называемых технологических “окон” в прочном корпусе лодки, предложенная специалистами ЦКБ “Рубин”, не скажется негативно при подъеме лодки.

Бывший начальник поисково-спасательной службы Балтийского флота Леонид Мелодинский считает, что поднять полностью затопленную лодку подобного водоизмещения почти невозможно. Однако есть способ как ее облегчить. Для этого необходимо “продуть” отсеки и балластные цистерны. В нижней части отсеков можно было бы проделать отверстия, но гораздо меньшие, чем собираются резать сейчас. После этого подвести шланги и начать нагнетать воздух в отсеки. Воздушная подушка постепенно вытеснит воду, и лодка станет легче. После облегчения лодки ее уже можно было бы попробовать поднять.

Министр по атомной энергии Евгений Адамов заявил около месяца назад, что «Курск» можно оставить на дне моря, поскольку реакторы заглушены, и выход радиации исключен в ближайшие сто лет. Позднее Адамов дезавуировал свое заявление, высказавшись в том духе, что «сделаем то, что нам поручат». По словам Адамова, только когда лодку поднимут, встанет вопрос с реактором.

Косвенные причины, которые могли привести к трагедии
Возвращаясь с боевой службы (автономного плавания) атомная подводная лодка сначала сдает свой боевой арсенал на базу вооружений. Однако по неофициальной информации, которую газета “Известия” получила из штаба Северного флота, АПЛ “Курск” не сдал торпеды и крылатые ракеты на базу. Причины — отсутствие подъемных кранов. Подъемные средства флота опечатаны Государственным техническим надзором — изношенность кранов превысила все допустимые нормы. В итоге лодка была вынуждена выйти в море с боевым снаряжением.

Вот некоторые реальные факты из переписки высокопоставленных российских чиновников и военных, подтверждающих эту версию.

Суть переписки между Главкомом ВМФ адмирал В.Куроедовым, первом зам.министра обороны РФ Н.Михайловым, председателем Комитета Госдумы по обороне Р.Попковичем.

“…В настоящее время в ВМФ России имеется 14 стотонных кранов и 63 сорокатонных. Из них исправны только 3 стотонных и 17 сорокатонных. Остальные требуют немедленного ремонта. В результате на Северном флоте работы по загрузке и выгрузке торпед и ракет проводится не могут…”

В результате Госдума России посылала запрос председателю правительства РФ М.Касьянову, где настойчиво рекомендовала истратить в 2000 году на ремонт кранов 516 миллионов рублей. Однако при формировании государственного оборонного заказа на 2000 год Минэкономики и Минобороны данную статью не выполнила.

В то же время, командующий Северным флотом, адмирал Вячеслав Попов заявил буквально следующее:

На «Дагдизеле» считают, что виновата торпеда 65-76
Из доклада, представленного командованием Северного флота в Государственную комиссию по расследованию гибели подводной атомной лодки «Курск»:

“На левом борту подводной лодки в районе 24-го шпангоута между первым и вторым отсеками обнаружена пробоина размером 2х3 метра. Края пробоины загнуты внутрь лодки и оплавлены”.

Комментарий заместителя начальника представителя заказчика на заводе “Дагдизель” капитана второго ранга Вячеслава Лохматова.

“Протаранить лодку могла только ракета. На лодках этой серии в районе 24-го шпангоута нет взрывоопасных веществ. Если бы лодку протаранила другая лодка, то была бы только пробоина, но без следов сильного пожара. Пожар мог вызвать взрыв ракеты, пробившей корпус лодки. Но сам по себе этот взрыв не смог бы погубить лодку. Причина страшного пожара наличие на борту лодки перекисноводородной торпеды устаревшего образца. Ее можно сравнить с бочкой бензина в горящем гараже”.

Из доклада:

“…После того, как лодка столкнулась с неизвестным телом, в первом и втором отсеках начался пожар. В лодку стала поступать вода. Незатопленной осталась верхняя часть, где находилась подвешенная к потолку торпеда 65-76…”

Удар и взрыв ракеты пробили брешь в прочном корпусе, в первом отсеке вспыхнул пожар. Пожар продолжался в верхней части отсека, т.к. нижняя и средняя уже были заполнены водой. В верхней части скопился сжатый воздух и не давал поступать воде. В верхней части отсека была подвешена на специальных креплениях многотонная 65-76. Перекись водорода в торпеде находится в металлической емкости. При пожаре корпус нагрелся у торпеды, перекись вскипела и произошел взрыв. По данным специалистов, чтобы торпеда разогрелась и взорвалась требуется две минуты. Это данные испытаний, которые проводятся для того, чтобы экипаж знал, сколько времени есть для экстренных мер, если в торпедном отсеке начнется пожар. Электрическая торпеда терпит 6 минут, а перекисная 2. На “Дагдизеле” делают электрические торпеды. Если бы сдетонировал весь боезапас, считает Вячеслав Лохматов, то лодку нашли бы “в космосе”.

Торпеда 65-76 — перекисно-водородная. Ее движение обеспечивается реакцией концентрированной перекиси водорода с водой, в результате чего выделяется водород, который под давлением поступает на турбину. Торпеды такого типа — одни из самых первых. Первые две цифры обозначают калибр торпеды в сантиметрах, второй — год разработки данного образца. Дальность хода такой торпеды — около 50 миль. Модель 65-76 выпускалась на заводе в г. Фрунзе.

На вооружении Курска было 24 торпеды, половина из них с “Дагдизеля”, г. Каспийск. На лодке находилось два сотрудника этого предприятия начальник конструкторского бюро предприятия Мамед Гаджиев и ведущий инженер старший лейтенант Арнольд Борисов, которые испытывали новую аккумуляторную батарею к “своей” торпеде.

Материал подготовлен на основе публикаций в газетах: “Мурманский Вестник”, “Северный рабочий”, “Коммерсантъ –Дейли”, “Ведомости КЗ”, “Российская газета”, “Комсомольская правда” других материалов периодических СМИ России.