Причины трагедии «Курска» остаются загадкой

Исполнился месяц с 12 августа 2000 г., когда новейший атомный подводный крейсер Северного флота «Курск», вооруженный двадцатью четырьмя сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит» и таким же количеством современных торпед в ходе тактического учения Северного флота России погиб на 108-метровой глубине Баренцева моря, унеся жизни 118 подводников.


Тактическое двустороннее учение Северного флота, в ходе которого погиб «Курск», завершало плановую подготовку сил авианосной многоцелевой группы во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» к их осеннему походу в Средиземное море совместно с кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Поход планировался в соответствии с указом президента Владимира Путина от 4 апреля 2000 года, объявляющего «Основы морской политики РФ на период до 2010 года.


Версии

Версии излагаются по числам, когда они высказывались СМИ или специалистами. Комментарии к версиям прилагаются.


15 августа 2000 г.

1. Одной из версий этой катастрофы служит предположение о том, что на лодке “Курск” мог начаться пожар, были затоплены некоторые отсеки, и подлодка вынуждена была лечь на грунт. Эту версию официальные источники не подтверждают.


2. По официальной версии, обнародованной главкомом ВМФ Владимиром Куроедовым, повреждения в носовой части лодки могли быть вызваны столкновением субмарины с подводной скалой или иным препятствием. 14 августа источники в штабе ВМФ не исключали столкновения “Курска” с другой подводной лодкой, возможно иностранной.


3. Причиной аварии мог стать и взрыв внутри подводной лодки. Президент клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга капитан первого ранга Игорь Кудрин, ссылаясь на неофициальную информацию с Северного флота, заявил, что в 11.38 в субботу на крейсере “Петр Великий” и еще одной подводной лодке, участвовавшей в учениях, зафиксировали гидравлический удар, похожий на взрыв под водой. Поэтому, по словам Кудрина, есть предположение, что произошел взрыв в аккумуляторной яме первого отсека подлодки.


4. Ошибки в проекте лодки, техническое состояние самого корабля, наконец, профессиональная выучка экипажей (ошибка рулевого, остановка турбины, чрезмерное утяжеление лодки и т.д.), из-за чего лодка на глубине получила дифферент и ударилась об грунт, что в конечном итоге и привело к повреждениям носовой части лодки, разгерметизации крышки торпедного аппарата и поступлению воды внутрь прочного корпуса.

16 августа 2000 г.

Формулируются причины катастрофы:


1. Столкновение с иностранной подводной лодкой.


2. Взрыв водорода в аккумуляторной яме в первом отсеке. (После чего произошло лавинообразное нарастание аварийной ситуации, приведшее к механическим повреждениям корпуса и затоплению отсеков.)




3. Подрыв на мине времен II мировой. (Места учений всегда тщательно исследуются до начала учений, что делает невозможным “внезапное” появление старой мины. Это во-первых, а во-вторых корпус лодки может выдержать прямое попадание современной торпеды, не говоря уже о взрыве старой мины.)


4. Не закрытые после стрельбы крышки торпедных аппаратов. (Специалисты считают это маловероятным.)




5. Впервые звучит версия о невыходе торпеды из аппарата, повлекший взрыв в отсеке.


17 августа 2000 г.

1. Появилась основная версия командования Северного флота – столкновение с иностранной подводной лодкой.


ЗА: За учениями Северного флота (и военные блока НАТО эту информацию не опровергают) постоянно следят надводные и подводные корабли западных стран. В частности, норвежское разведывательное судно “Марьята” несколько раз было замечено во время нынешних и прошлых учений. Американские власти подтверждают, что корабль электронной разведки ВМС США следил за подводной лодкой “Курск” во время учений в Баренцевом море. Судно находилось в четырехстах километрах.


ПРОТИВ: Запад и Пентагон сразу же опровергли эту информацию. Основной их довод такой: если во время столкновения пострадала такая махина как “Курск”, какие же повреждения могла получить небольшая по сравнению с российским атомоходом иностранная многоцелевая субмарина.


2. Во второй половине дня вице-премьер Илья Клебанов официально озвучил еще одну версию затопления подводной лодки “Курск” – возможное столкновение с миной времен второй мировой войны.


ЗА: Можно предположить, что в район военных учений в Баренцево море сильное течение занесло мину времен Великой Отечественной. Но маловероятно, что мина могла нанести такие серьезные повреждения.


ПРОТИВ: Маловероятно, что перед выходом на учения в определенный район Баренцева моря военные его как следует не прочесали на предмет обнаружения мин. По утверждению конструкторов, корпус “Курска” мог бы выдержать даже прямое попадание в корпус современной торпедной ракеты.


3. “Курск” мог столкнуться со своей же подводной лодкой. Или с надводным судном (например, траулером).


ПРОТИВ: Если бы столкновение произошло, то от второго военного корабля поступил бы доклад о ЧП в штаб флота.


4. Утопить подводную лодку “Курск” мог случайный взрыв в торпедном отсеке. После чего последовала разгерметизация корпуса.


ЗА: О разгерметизации корпуса говорят несколько фактов. По словам специалистов одного из оборонных предприятий, связанных с разработкой морской техники, предварительные результаты внешнего осмотра корпуса позволяют предположить, что взрыв в торпедном отсеке действительно произошел. И случилось это после столкновения с неопознанным объектом.


ПРОТИВ: Контр-адмирал Илья Козлов, начальник службы МЧС заявил, что вариант со взрывом торпеды считает нереальным, поскольку на учениях лодка стреляет, грубо говоря, болванкой, не начиненной зарядом. Взрыв аккумуляторной ямы мог произойти только в случае попадания туда забортной воды.


5. Взрыв произошел не снаружи, на чем сейчас настаивают военные, а внутри самого корабля. Возможно даже, что это был целенаправленный террористический акт.


Ни командование Северного флота, ни командование ВМФ шестые сутки не могут определить, как могла лодка получить столь нехарактерные повреждения. Командующий ВМФ России Куроедов заявил, что первичный анализ результатов осмотра корпуса подлодки спасательными капсулами показал, что у лодки повреждена рубка, а также сорваны обтекатели двух ракетных шахт по правому борту. Сама подводная лодка лежит на грунте с поднятым перископом.


В тот же день «Красная Звезда» поместила материал, где утверждалось, что в 1998 году прошла модернизация торпедных аппаратов АПЛ «Курск» на заводе «Севмаш» в Северодвинске (Архангельская область). Представители ВМФ были против торпед новой конструкции, но промышленникам удалось отстоять свою точку зрения.


По информации газеты, новые торпеды были опасны в эксплуатации и сложны в хранении, но промышленность все-таки смогла навязать их флоту.


На торпедах старого типа, который имелись на вооружении «Оскар-II», в качестве источника энергии использовались серебряные аккумуляторы. Из торпедного аппарата они выстреливались сжатым воздухом.


Новые торпеды имели жидко-топливный двигатель. Торпеды запускались с помощью газовой струи, образующейся в результате подрыва специального пиропатрона.


19 августа 2000 г.

Атомная подводная лодка “Курск” получила мощнейший динамический удар в результате столкновения с неким наружным предметом очень большого тоннажа, вследствие чего на корпусе лодки образовалась пробоина. Об этом сообщил на пресс-конференции в Мурманска вице-премьер Правительства РФ, председатель правительственной комиссии по расследованию причин аварии Илья Клебанов.


21 августа 2000 г.

О причинах трагедии Илья Клебанов говорит с нарастающей уверенностью – столкновение с “подводным предметом ”, причем “водоизмещением не менее 8 тыс. тонн”, что соответствует параметрам британских и американских субмарин. В итоге – пробоина, лодка “хлебнула” воды, а это привело к взрыву в аккумуляторной яме и одновременной детонации боеприпасов в первом отсеке.


22 августа 2000 г.

Илья Клебанов продолжает говорить о версии сильного внешнего динамического удара с подводным объектом или столкновения подлодки “Курск” с миной времен Второй мировой войны.


23 августа 2000 г.

1. Министр обороны США Уильям Коэн заявил, что ситуация слишком неоднозначная, чтобы точно определить сразу, что случилось с российской субмариной. “Часть российских официальных лиц все еще считает, что имело место столкновение. Что этому предшествовало, нам еще предстоит узнать в будущем, но я могу категорически утверждать, что ни один американский корабль не имеет отношения к инциденту”.


2. Новый перечень версий.

1). “Курск” столкнулся с иностранной подводной лодкой, предположительно – британской. К данной версии, судя по официальным заявлениям, склоняется Министерство обороны РФ. На эту версию работает тот факт, что в районе гибели К-141 были обнаружены сигнальные буи бело-зеленого цвета, которые не используются в ВМФ России, а также некий крупный подводный объект, со временем исчезнувший с локаторов надводных кораблей.


2). Версия вторая в продолжение первой. В результате столкновения с “подводным предметом” появилась течь в районе торпедных аппаратов, что привело к взрыву аккумуляторной ямы и детонации боезарядов. Традиционные боезаряды, по мнению специалистов, сдетонировать не могли. Но, возможно, на корабле было какое-то новое оружие большой мощности.


3). Лодку протаранило крупнотоннажное судно — траулер, сухогруз, танкер, ледокол и т.д. Форштевень любого из них мог бы изуродовать даже такую мощную субмарину. Но есть официальное заявление о том, что в районе учений гражданских судов не было. Столкновение с военными надводными кораблями в главном штабе ВМФ отрицают.


4). Взрыв торпеды в торпедном аппарате. Взорваться могла экспериментальная торпеда с жидко-топливным двигателем.


5). Подрыв на мине-рогатке времен Второй мировой войны. Специалисты считают, что взрывной силы “рогатки” не хватило бы для столь серьезного повреждения лодки.


6). Подрыв на современной глубинной бомбе в районе бомбометания (такое упражнение было в плане учений). Против этой версии – несовпадение по времени: учения завершились в пятницу, а лодка легла на дно в субботу.


7). Авария при маневрировании. Корабль мог врезаться в твердый грунт – в нескольких метрах от “Курска”, на глубине 80 м, расположено плато, куда первоначально и могла лечь К-141.


8). Чеченский след. Если взрывное устройство большой мощности заложить в районе переборки, отделяющей первый отсек от второго, центрального, то мгновенное затопление вполне осуществимо. На чеченском WEB-сайте появилось утверждение, что на лодке был мусульманин-камикадзе.


9). Конструкторский просчет. Некая поломка, короткое замыкание, сбой и прочее, что привело к лавинообразному отказу техники и всех систем живучести корабля.


30 августа 2000 г.

Представители Пентагона сообщили газете “The New York Times”, что предварительный анализ данных акустической разведки, полученных в Баренцевом море американской многоцелевой субмариной “Memphis”, целиком подтверждает версию о том, что причиной гибели АПЛ “Курск”, стал взрыв одной из торпед в первом отсеке лодки с последующей детонацией боекомплекта.


Американцы утверждают, что при попытке пуска с “Курска” учебной торпеды по какой-то причине взорвался ее двигатель, и на борту вспыхнул пожар. Лодка начала экстренное всплытие, однако через 2 минуты 15 секунд рванули боеголовки остальных торпед, практически мгновенно уничтожив весь экипаж АПЛ.


5 сентября 2000 г.

Причиной гибели “Курска” мог стать пожар, полагают норвежские водолазы, принимавшие участие в спасательной операции. По их словам в девятом отсеке субмарины, в который им удалось заглянуть, были видны оплавленные конструкции. Видимо перед затоплением отсека в нем бушевал огонь, считают водолазы из Норвегии.


13 сентября 2000 г.

Главная военная прокуратура России категорично заявляет, что виновниками аварии на АПЛ “Курск” являются “должностные лица с неустановленного судна, допустившие столкновение с субмариной, а экипаж лодки не виноват в аварии”. Однако ни одного доказательства у прокуратуры нет.


Заместитель Правительства России Илья Клебанов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин гибели лодки, продолжает настаивать на трех основных версиях:


— чрезвычайное происшествие в торпедном отсеке;

— подрыв лодки на мине времен второй мировой войны;

— столкновение лодки с неустановленным подводным объектом.


17 сентября 2000 г.

Версию высказал Валерий Иванович Алексин — контр-адмирал запаса, бывший главный штурман ВМФ СССР и РФ, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук.


Первая версия. Причиной гибели корабля явился взрыв торпедного боезапаса, расположенного в носовых торпедных аппаратах, а возможно, и на стеллажах первого, торпедного отсека. По вопросу, что привело к катастрофическому взрыву, имеется две версии. Одна из них: взрыв в торпедном аппарате двигателя неисправной практической торпеды во время учебной торпедной стрельбы, что привело к поступлению воды в первый отсек, короткому замыканию электросетей, потере управления кораблем и его аварийному погружению с нарастающим дифферентом на нос до столкновения с грунтом. Но за двадцать лет эксплуатации АПЛ проектов 949 (их было две, и обе они уже списаны) и 949А (вместе с «Курском» их в составе ВМФ России было одиннадцать), при проведении около тысячи торпедных стрельб не было ни одного подобного случая с практическими торпедами.


Вторая версия. Внешнее воздействие на корпус «Курска» в его носовой части. Причем для этого совсем не надо иметь массу внешнего воздействия, близкую к массе «Курска». Достаточно динамического усилия и одной-двух тысяч тонн, чтобы смять приводы и переднюю крышку торпедного аппарата, и вызвать детонацию боеголовки боевой торпеды в нем. Тяги носовых крышек торпедного аппарата толщиной до 10 см, изготовленные из легированной кованой стали, при этом гнутся и завязываются в узлы, как ивовые прутья.


Руководство морских ведомств США, Великобритании и Норвегии направили в район учений дополнительные силы разведки. В их число входили атомная подводная лодка «Memphis» и «Toledo» США, а также атомная подводная лодка «Splendid» Великобритании.


Все запланированные на учении стрельбы зенитными и противокорабельными ракетами по соответствующим мишеням были выполнены 10 и 11 августа. Ракетную стрельбу практической ракетой «Гранит» по морской цели успешно выполнил и «Курск».


На 12 августа было запланировано проведение торпедных атак подводных лодок по отряду боевых кораблей условного «противника», обозначаемых тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» (главная цель) с кораблями охранения. Генеральный курс отряда боевых кораблей проходил на юго-восток, вдоль него и были расположены учебные районы боевых действий атакующих подводных лодок, в одном из которых, размером 15 на 20 миль, находился и «Курск».


Дальнейшие события описываются исходя из выработанного десятилетиями стереотипа выполнения подобных боевых упражнений и тактики действий многоцелевых подводных лодок. Заняв назначенный ему район и произведя донесение об этом и о готовности к выполнению торпедных стрельб, командир “Курска” произвел дополнительную разведку района, дойдя до его южной кромки. Затем лодка развернулась на обратный курс в направлении на северо-запад и всплыла на перископную глубину 19 метров для ведения радио- и радиотехнической разведки надводных сил «противника». При этом кроме перископа у нее были подняты выдвижные устройства для ведения такой разведки, антенны связи, радиолокационная станция для обеспечения безопасности плавания в скрытных режимах работы и, возможно, шахта пополнения воздуха высокого давления под водой. Для улучшения управляемости на перископной глубине при волнении моря 3 балла, в уравнительную цистерну был принят дополнительный балласт и назначена скорость около 8 узлов. В полдень 12 августа отряд боевых кораблей «противника» маневрировал примерно в 30 милях к северо-западу от района, где находился «Курск».


Далее автор довольно правдоподобно излагает, как иностранная АПЛ столкнулась с «Курском» и также легла на дно, но ее командир сумел снова запустить главную энергетическую установку и уйти с места столкновения.


Автор также утверждает, что из шести торпедных аппаратов «Курска» только в двух находились практические торпеды, остальные четыре аппарата были снаряжены боевыми торпедами: две УСЭТ-80 и две 65-76. Кроме того, еще 18 боевых торпед штатного боекомплекта находились на стеллажах первого отсека.


20 сентября 2000 г.

В Мурманске доминирующей версией гибели «Курска» среди офицеров и тех, кто участвовал в спасательной операции, является предположение, что в подводную лодку попала ракета, выпущенная с «Петра Великого». Ниже две модификации этой версии:


Первая версия

12 августа были проведены торпедные атаки подводных лодок, в том числе “Курском” по отряду боевых кораблей условного «противника», т.е. по «Петру Великому. А “Петр Великий” в свою очередь “отбивался” и выпустил несколько ракет, одна из которых по каким-то техническим причинам далеко не улетела, а поднявшись в воздух на небольшую высоту резко упала в воду. Упала она, примерно, в то место, где стоял на перископной глубине “Курск”. Ракета, хоть и без боеголовки, но с большой начальной скоростью и массой упала прямо на первый отсек, где расположены торпедные аппараты. Одна из торпед, возможно новая, и сдетонировала. По имеющейся информации, “Курск” испытывала сверхскоростные торпеды с принципиально новым водородным ускорителем. Капитан лодки по инструкции, если что-то происходит, должен первым делом всплыть. Не зная в первые секунды, что произошло в первом отсеке, капитан отдал команду на аварийное всплытие, т.е. резко заработали двигатели, однако быстрое наполнение первого отсека водой дало резкий крен на нос и лодка с ускорением врезалась в грунт. Сдетонировали остальные торпеды большой мощности и произошел взрыв, который и привел к катастрофе.


Вторая версия

12 августа “Петр Великий” проводил учебные стрельбы самонаводящимися ракетами с настоящими боеголовками по макетам целей, которые стояли далеко в море. Принцип действия ракет следующий. Действие боеголовки происходит в два этапа. Первый этап – ракета ударяет в цель и прожигает броню, второй этап – внутри цели происходит объемный взрыв. В момент стрельбы этими самонаводящимися ракетами всем кораблям, находящимся вблизи, предписывается сохранят радиомолчание. По неизвестным причинам стрельбы данными ракетами были задержаны “Петром Великим” на 1 час. По расписанию учений “Курск”, находившийся в этом районе, должен был производить запуск торпед. В момент запуска последней ракеты с “Петра Великого” лодка “Курск”, согласно своему расписанию, поднялась на перископную глубину и запросила у флагмана разрешение на запуск торпед. Самонаводящаяся ракета в этот момент находилась в воздухе и “поймала” радиосигнал с “Курска”. Ракета, видимо, перенацелилась и упала в воду в том месте, где стоял “Курск”. После того, как ракета упала в район, где находился “Курск”, по словам очевидцев, через 15 минут командующий Северным флотом с белым лицом на вертолете улетел с «Петра Великого» в Североморск.




Источники: «Комсомольская правда», «Коммерсант», «Российская газета», «Северный рабочий», «Вечерний Мурманск», «Красная Звезда», «Независимая газета», собственная информация.

Сергей Филиппов