News

Репутация Президиума ВС

Опубликовано: 12/09/2000

Автор: Йон Гаусло

За последнее десятилетие Президиум Верховного cуда заслужил солидную репутацию независимого судебного органа. 13 сентября у Президиума будет шанс закрепить эту репутацию, приняв решение по делу Никитина.

Накануне слушания дела Никитина в Президиуме Верховного cуда РФ, возможно, будет интересно разобраться, что это за государственный орган.


Верховный суд России имеет в своем составе 115 судей, в то время как в Президиум Верховного суда входит 13 судей: председатель суда, его первый заместитель, шесть заместителей и пять судей Верховного суда.


Очень немного уголовных дел, рассмотренных судебными коллегиями Верховного суда в составе трех судей, попадают в Президиум. Объясняется это тем, что обвинение имеет право подавать протест на оправдательный приговор в Президиум, в то время как защита такого права лишена. Едва ли это удивляет, ведь лишь 0,4 % дел в российских судах в 1998 году завершились оправдательными приговорами. Оправдательный приговор по делу Александра Никитина является одним из немногих дел, которые рассматривались в Президиуме за последние 10 лет.


Однако это не означает, что члены Президиума сидят без работы. Они регулярно принимают участие в заседаниях судебных коллегий Верховного суда, состоящих из трех судей. Более того, Президиум регулярно собирается по различным вопросам для издания заявлений и резолюций, относительно управления и организации судебной системы в России.


Одно из таких заседаний состоялось 18 ноября 1999 года, когда Президиум издал резолюцию no. 79 о сроках рассмотрения дел в различных судах Российской Федерации. В резолюции Президиум подчеркивает, что применение закона должно происходить в соответствии со статьей 6 (1) Европейской Конвенции по правам человека и статьи 14 (3)с Международного протокола по гражданским и политическим правам.


Президиум утверждает, что рассмотрение многих дел задерживается из-за неоправданных действий и некомпетентности прокуратуры и самих судов. Он призывает суды увеличить эффективность работы, поскольку существенно нарушаются права граждан, предусмотренные Конституцией и правом на защиту, а также положения вышеупомянутых международных договоренностей по правам человека о необходимости разрешения дела в «разумный срок».


Заявления подобного рода позволили Президиуму Верховного суда РФ приобрести солидную репутацию за последние 10 лет. Кроме того, утверждается, что входящие в его состав судьи гордятся своей независимостью, достигнутой за последний период. Они часто защищали суды в политических баталиях, не уступая политическому давлению.


Дело Никитина характеризовалось подобной некомпетентностью, упомянутой в резолюции Президиума от 18 ноября 1999 года. Это одна из главных причин затягивания дела, длящегося около 5 лет, и даже протест Генерального прокурора основан на злоупотреблениях следствия и обвинения. В протесте утверждается, что все недостатки предварительного следствие необходимо устранить, направив дело на новое расследование.


Однако если Президиум примет протест, это будет означать его согласие, что такие злоупотребления являются достаточной причиной для затягивания уголовных дел и тем самым нарушит собственную резолюцию. Одобрение протеста также испортит репутацию Президиума и подорвет позицию и независимость российских судов в общем и целом. Таким образом, если Президиум одобрит протест, то стоит задуматься: кто или что за этим стоит?


С другой стороны, если 13 сентября решение Президиума будет основано на законе, как это было сделано в судах нижестоящих инстанций, то он не только положит конец делу Никитина, но и еще более укрепит свою репутацию и поддержит становление независимости российских судов.