News

Торпеды «Курска» были небезопасны

Опубликовано: 18/08/2000

Автор: Игорь Кудрик

Удешевленная конструкция торпед могла привести к взрыву на «Курске».

В 1998 году прошла модернизация торпедных аппаратов АПЛ «Курск» на заводе «Севмаш» в Северодвинске (Архангельская область). Представители ВМФ были против торпед новой конструкции, но промышленникам удалось отстоять свою точку зрения.


В четверг «Красная Звезда» опубликовала статью, где говорится, что новые торпеды были опасны в эксплуатации и сложны в хранении, но промышленность все-таки смогла навязать их флоту.


На торпедах старого типа, который имелись на вооружении «Оскар-II», в качестве источника энергии использовались серебряные аккумуляторы. Из торпедного аппарата они выстреливались сжатым воздухом.


Новые торпеды имели жидко-топливный двигатель. Торпеды запускались с помощью газовой струи, образующейся в результате подрыва специального пиропатрона. Жидкое топливо в 80-х годах, во всяком случае на ракетах, было заменено на твердое топливо. Одной из причин была его повышенная взрывоопасность.


Ракетная АПЛ «Курск» затонула 12 августа в Баренцевом море к востоку от Кольского полуострова. АПЛ имеет два водо-водяных реактора и способна нести 24 крылатые ракеты с ядерными боеголовками, имеет 6 торпедных аппаратов (всего может нести 24 торпеды и ракето-торпед).


Взрыв на АПЛ

Представляя свою первую версию развития событий, эксперты «Беллоны» исключили возможность взрыва торпеды, считая, что навигационная ошибка привела к столкновению с грунтом, за этим последовал взрыв в системе воздуха высокого давления, расположенной между прочным и легким корпусами.


Располагая новыми данными, эксперты «Беллоны» считают, что взрыв торпед в торпедном отсеке (или аппарате) подлодки весьма возможен. Произошло ли это во время запуска торпеды или в момент удара корпуса лодки о грунт в результате навигационной ошибки – неизвестно.


По информации норвежской сейсмологической станции «Норсар», в момент аварии было зарегистрировано два взрыва. Самый мощный взрыв был зарегистрирован в 07.30.42 GMT и имел силу 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует подрыву 1-2 тонн тротила под водой. Первый взрыв был менее мощный и соответствовал 100 килограммам тротила. Промежуток между взрывами составил 2 минуты 15 секунд.


Взрывы такой силы вполне могли быть детонацией торпед.


Повреждение в результате детонации могло привести к немедленному затоплению первых четырех отсеков АПЛ, о чем и сообщали представители ВМФ России.