News

Версия развития аварийной ситуации на АПЛ «Курск»

Опубликовано: 16/08/2000

Эксперты объединения "Беллона" предлагают свою версию событий на АПЛ "Курск".

По имеющимся данным, АПЛ с крылатыми ракетами проекта 949 (класса «Оскар-II») «Курск» участвовала в учениях СФ в Баренцевом море. В результате неполадок АПЛ была вынуждена лечь на грунт на глубине 100 метров в субботу 12 августа. Координаты расположения АПЛ – 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы – у побережья Кольского полуострова, восточнее входа в Кольский залив.


В связи с этим, АПЛ не смогла выйти на связь с оперативным дежурным Северного флота в установленное время. Место нахождения АПЛ было определено поисковой группой вечером 12 августа. В место аварии была направлена группа кораблей Северного флота. Согласно имеющейся информации, дополнительные суда были направлены вечером 13 августа. В этот же день Северный флот официально завершил учения, которые начались 9-10 августа. В учениях участвовало около 30 надводных кораблей и атомных подводных лодок, а также авиация.


Таким образом, информация об аварии хранилась в секрете в течение двух дней и была предана огласке только в понедельник 14 августа, пресс-центром ВМФ России.


Сценарий развития ситуации

Начиная с понедельника, официальные представители ВМФ России распространяли различные версии причин катастрофы на АПЛ «Курск». Анализируя информацию из официальных источников, с большой степенью вероятности можно сказать следующее: АПЛ лежит на дне Баренцева море на глубине более 100 метров; имеются повреждения носовой оконечности и надстройки; на момент аварии американскими военными кораблями, находящимся недалеко от района учений, был зафиксирован взрыв (или два взрыва).


Оценив ситуацию, эксперты объединения «Беллоны» пришли к следующим выводам о причинах катастрофы:


Лодка готовилась к всплытию для выхода на связь и, очевидно, находилась на безопасной глубине (40 метров). С учетом размеров ПЛ (высота корпуса — расстояние от киля до верхней оконечности ходовой рубки – около 18 м., длина – около 150 метров, ширина корпуса – около 10 метров) под килем оставалось 40-50 метров. Скорость хода перед всплытием предположительно была около 5 узлов.


Перед всплытием ПЛ осуществляла маневр предусмотренный правилами всплытия. По неустановленным пока причинам (ошибка рулевого, остановка турбины, чрезмерное утяжеление лодки и т. д.) лодка получила дифферент на нос и ударилась о грунт. По нашим расчетам при указанной выше глубине под килем и скорости ПЛ, это могло произойти в течение 25-40 секунд.


Последовал первый удар (первый взрыв), который был зафиксирован.


При таком развитии событий первая реакция экипажа — это продуть носовую группу цистерн главного балласта. Что, очевидно, они и пытались сделать. Однако в результате удара о грунт произошло разрушение (разрыв) группы баллонов воздуха высокого давления (ВВД) на одном борту, находящихся между прочным и легким корпусом (ВВД подается в цистерны главного балласта для «выдавливания воды» и всплытия).


Выход воздуха высокого давления из баллонов сопровождается хлопком. В результате ПЛ получила крен, так как борт на котором произошел разрыв баллонов ВВД, не продулся.


Вполне вероятно, что при разрыве баллонов произошло повреждение надстройки (легкого корпуса – о чем и говорится в сообщениях) в этом районе, а также цистерн главного балласта.


Кроме этого при ударе о грунт произошла разгерметизация передней (возможно и задней) крышки торпедного аппарата, в результате чего во внутрь прочного корпуса начала поступать вода. Это и явилось причиной повреждения носовой оконечности ПЛ, что было подтверждено официальными источниками, которые объяснили это столкновением с иностранной субмариной.


Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ)

По причине столкновения с грунтом сработала аварийная зашита реакторов (реакторы были автоматически заглушены) и ПЛ лишилась основных источников электроэнергии. Через некоторое время вышла из строя аккумуляторная батарея (возможно по причине поступления воды в отсек).


При этом командир корабля был не в состоянии запустить ЯЭУ, поскольку это привело бы к засорению донным грунтом циркуляционных трасс систем охлаждения реактора, которые расположены на днище лодки.


Тот факт, что реакторы были заглушены в нештатной ситуации, означает, что необходимо их дополнительное расхолаживание. Этот процесс мог быть затруднен отсутствием питания на АПЛ. Однако ЯЭУ АПЛ третьего поколения оборудованы пассивной системой расхолаживания, т.е. для обеспечения циркуляции воды нет необходимости в питании.


Учения, в которых участвовала АПЛ «Курск» начались в 9-10 августа и продолжались до 13 августа (для «Курска» до 12 августа). Если АПЛ находилась до этого в базе, то ее реакторы не могли сильно «разогреться» до момента затопления (12 августа).


Поэтому в случае, если пассивная система расхолаживания сработала, опасность возникновения перегрева активной зоны, повышение давления в первом контуре и разрыв контура практически исключается.


Предполагаемое состояние ПЛ в настоящее время

ПЛ находится на глубине около 100 метров. Несколько носовых отсеков затоплено. Электроэнергия отсутствует (за исключением аварийных фонарей и светильников) Средства выхода (всплывающую камеру и аварийные буи) использовать не возможно, так как лодка лежит на грунте с большим креном. Аварийных средств регенерации воздуха предположительно должно хватить еще на несколько суток при условии, что ПЛ была полностью ими укомплектована.


Оскар-II, пр. 949А

В боевом составе ВМФ России имеется 11 атомных подводных лодок класса «Оскар-II». «Курск» был введен в эксплуатацию в 1995. Размеры АПЛ составляют 154 x 18,2 x 9 метров. Экипаж в полном составе – 135 человек (на «Курске» находится 107-115 человек). АПЛ способна нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и мины. АПЛ оборудована атомной установкой типа ОК-650 с двумя водо-водяными реакторами с тепловой мощностью – 2 х 190 МВатт и с мощностью на валу – 2 х 50000 л.с.