News

Российские регионы выскажут свое мнение об импорте ОЯТ

Опубликовано: 10/04/2000

Автор: Игорь Кудрик

Лоббисты Минатома не смогли внести поправки в российское законодательство в пользу импорта ОЯТ и просят помощи у регионов.

В начале апреля несколько российских региональных законодательных собраний обсуждали инициативу Совета федераций о внесении поправки в законодательство, разрешающей импорт отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Министерству по атомной энергии (Минатом) пока не удалось достичь успеха по этому вопросу, несмотря на активную пропаганду этой идеи в течение последних двух лет.


Минатом в поисках «легких денег»

В декабре 1998 года министр по атомной энергии Евгений Адамов направил письмо своему коллеге Биллу Ричардсону, главе Департамента по энергетике США. Адамов предложил направлять американское ОЯТ в Россию для хранения и/или переработки. Ранее в 1998 году в печать просачивалась информация о предварительных переговорах Минатома с Германией и Швейцарией по поводу поставок в Россию как отработавшего ядерного топлива, так и радиоактивных отходов.


Весной 1999 года Минатом подготовил 10-страничный документ, оправдывая необходимость импорта ОЯТ. В документе говорилось, что мировой рынок ОЯТ позволяет импортировать в Россию около 20 тысяч тонн ОЯТ. Доход оценивался приблизительно в 21 миллиард долларов. 10,5 миллиардов долларов планировалось потратить на обращение с поступившим ОЯТ, а 3,3 миллиарда долларов составили бы прямые выплаты в госбюджет. Оставшиеся 7.2 миллиарда долларов, согласно планам Минатома, могли быть использованы на различные социальные и экологические программы.


В список потенциальных клиентов входили, прежде всего, страны азиатского региона, а также Иран, где Россия сооружает АЭС, несмотря на жесткую критику США и Израиля. В докладе говорится, что проект может заинтересовать и страны Европы своими низкими расценками (в отличие от английского завода BNFL в Селлафилде и французского Cogema в Ла Хаг) и «услугами более высокого качества». Под «более высоким качеством» Минатом подразумевает вариант, который не предусматривает возвращение в страну-поставщик ОЯТ, а также отходов, которые образуются в результате переработки. Заводы в Селлафилде и Ла Хаге отправляют отходы переработки обратно в страну-поставщик топлива.


Эти дополнительные услуги оцениваются в 1200 долларов за килограмм ОЯТ, в то время как обычная цена составляет 1000 долларов за килограмм.


Запасы российского ОЯТ насчитывают 14 тысяч тонн без учета топлива атомных подводных лодок и атомных ледоколов. Большая часть топлива (в особенности от реакторов типа РБМК) хранится на площадках АЭС.

Единственное перерабатывающее предприятие в России — ПО «Маяк» в Челябинской области — имеет проектную мощность 400 тонн, но за последние десять лет среднегодовой объем переработки не превышал 100-150 тонн. Завод изношен и нуждается в модернизации, которая позволила бы перерабатывать другие виды топлива, а не только от реакторов ВВЭР-440, БН, транспортных и некоторых исследовательских ядерных энергетических установок. ПО «Маяк» располагает двумя хранилищами общей емкостью около 2500 тонн.


Согласно Минатому, для ввода в строй строящегося перерабатывающего завода РТ-2 в Красноярском крае необходимо инвестиций на сумму 1,96 миллиардов долларов. Хранилище бассейнового типа в Железногорске (бывший Красноярск-26) способно принять 6000 тонн топлива реакторов ВВЭР-1000. К 2001 году хранилище будет заполнено наполовину.


Наступательный план Минатома предполагает строительство дополнительных емкостей хранилищ общим объемом 23,600 тонн. При этом предусматривается довести «мокрое» хранилище в Красноярске с 6 до 9 тыс. тонн и построить новое «сухое» хранилище на 9 тыс. тонн, а емкость хранилища на ПО «Маяк» увеличить на 6 тыс. тонн. Предполагается также создание сухого хранилища контейнерного типа объемом в 10 тыс. тонн. Все эти работы оцениваются в 2,6 млрд. долл. США. Но почти все планы строительства реальны при условии, что Минатом начнет получать деньги за импортированное ОЯТ.


Лоббирование не достигло своей цели

Минатом начал усиленную работу по разделению понятий отработавшее ядерное топливо и радиоактивные отходы для поправки к Закону «Об охране окружающей среды». Существующая версия закона (раздел 3, статья 50) запрещает любой импорт радиоактивных материалов. Для устранения этой проблемы Минатом предлагает выделить из понятия «радиоактивные материалы» отработавшее ядерное топливо и рассматривать его не в качестве отходов, а как ресурс, разрешенный для импорта.


В феврале 1999 года сторонники Минатома в Думе начали работу по внесению поправки. Инициатива получила поддержку почти среди всех думских фракций, но все же попытка не удалась после протеста Комитета по экологии ГосДумы и природоохранных организаций.


В конце апреля 1999 года группа депутатов ГосДумы предложила проект закона «О промышленной переработке и хранении ОЯТ». Закон должен был устранить все препятствия на пути импорта ОЯТ. Госкомитет по экологии (бывшее Министерство по охране окружающей среды) дважды отказывалось принимать закон, но было вынуждено сделать это в сентябре 1999 года.


В августе 1999 года Минатом предпринял неудачную попытку убедить правительство России принять проект и оказать давление на Думу для принятия необходимых поправок. Членам правительства было предложено рассмотреть предложение и подготовить рекомендации, чего они так и не сделали. Новая встреча по этому вопросу была запланирована перед выборами в марте, но была отменена.


За помощью обратились в регионы

Проиграв все раунды, Минатом решил использовать «глас народа». Несколько региональных российских законодательных органов получили письмо от Федерального совета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. В письме предлагалось обсудить предложенную поправку к Закону «Об охране окружающей среды». Региональные законодательные органы в России имеют право на законодательную инициативу по внесению поправок в федеральное законодательство. Регионам предлагались дополнительные рабочие места и средства для местного бюджета — все, благодаря импорту ОЯТ.


По информации экологической группы «Дронт», в Нижнем Новгороде, регионе с повышенной концентрацией атомной промышленности, обсуждение завершилось запросом в Минатом на разработку более детального бизнес-плана проекта. В настоящем виде проект не был одобрен.


В Воронежской области местные законодатели проголосовали в поддержку поправки, сообщает «Экозащита». Комитет по экологии законодательного совета Мурманской области дал предварительный отрицательный ответ. Вопрос будет еще внесен в повестку дня всего совета.


Томскую область тоже попросили высказаться по этому поводу, но информации о решении пока нет. Пока неизвестны и результаты по Красноярскому краю.


Администрация все еще нерешительна

По неофициальной информации вновь избранный президент России еще не определился по поводу импорта топлива. Сергей Шойгу, председатель пропрезидентской партии «Единство», не одобряет этот проект. Председатель думского Комитета по экологии Владимир Грачев, член фракции «Единство» в парламенте, заявлял ранее, что не будет поддерживать поправку.


Таким образом, инициатива регионов в настоящий момент является единственной надеждой Минатома для претворения проекта в жизнь. Но регионы, похоже, пока также нерешительны, как и президент.