News

Хранилище ОЯТ построят на Кольском полуострове

Опубликовано: 19/03/2000

Автор: Томас Нилсен

Минатом и Промышленная группа европейских стран отказались от плана строительства хранилища ОЯТ транспортных реакторов на ПО «Маяк». Вместо этого будет построено региональное хранилище на Кольском полуострове.

Давно обсуждаемое новое хранилище для ОЯТ транспортных реакторов на ПО «Маяк» (Южный Урал) построено не будет. Такое решение было принято на недавней встрече в Москве между представителями Минатома и руководителями Международной промышленной группы. По замыслу, хранилище должно было принять ОЯТ выведенных из эксплуатации подводных лодок в Мурманской и Архангельской областях. Вместо этого, Минатом попросил Промышленную группу оказать содействие в строительстве подобного хранилища на Кольском полуострове.


Сухое хранилище для Минатома неприемлемо

Международная промышленная группа была создана в 1997 году с целью работы в России над проектами по проблемам обращения с радиоактивными отходами, включая хранилище ОЯТ на ПО «Маяк». В группу входят SKB (Швеция), BNFL (Великобритания), Kvaerner Maritime (Норвегия) и SGN (Франция). После проведения исследования вопроса, промышленная группа пришла к выводу, что наиболее целесообразно построить новое “сухое” хранилище для ОЯТ транспортных реакторов на ПО «Маяк». Строительство такого хранилища потребует 50 миллионов евро, которые должны быть выделены Европейским Союзом и скандинавским странами. Однако Минатом в то время дал четко понять, что строительство “сухого” хранилища в планы ведомства не входит и завершение строительства неоконченного хранилища бассейнового типа выглядит более предпочтительно. В 1998 году разногласие между Минатомом и Промышленной группой по технологии привело к замораживанию работ по этому проекту.

654a5c1c4da41380c2ca2f6cd264dad4.jpeg

“Мокрое” хранилище неприемлемо для Промышленной группы

«Мы пришли к выводу, что новое “сухое” хранилище будет единственным безопасным способом хранения ОЯТ транспортных реакторов на ПО «Маяк». Хранилище бассейнового типа никогда не сможет соответствовать международным стандартам безопасности, а завершение его строительства будет даже дороже нашего предложения», – сообщил Бу Густафсон в телефонном интервью из Стокгольма. Густафсон является представителем компании SKB, а также председателем Промышленной группы.


На февральской встрече в Москве Минатом, похоже, осознал, что Запад не будет финансировать строительство “мокрого” хранилища, но в то же время подчеркнул, что новое “сухое” хранилище на ПО «Маяк» не может быть построено, главным образом, из-за противодействия в Челябинской области. Недостроенное “мокрое” хранилище на “Маяке” получило лицензию много лет назад. Выдача лицензии для “сухого” хранилища займет несколько лет, если это вообще возможно, утверждает Минатом.


Прошлой осенью в интервью Bellona WEB вице-губернатор Челябинска Геннадий Подтесов заявил: «Этот план никогда ранее не был представлен губернатору. Мы категорически против строительства подобного промежуточного хранилища для ОЯТ транспортных реакторов на ПО «Маяк». Представители природоохранных организаций со всей России также ставят под вопрос потребность ПО «Маяк» в дополнительных ядерных материалах. По их словам, отходов, собранных за 40 лет производства плутония для ядерного оружия, более чем достаточно.

79b3e6526771518367f4d2d1ed019618.jpeg

100 тысяч сборок с ОЯТ к 2010 году

В 1973 году на ПО «Маяк» ушел первый спецэшелон с ОЯТ Северного флота. С того времени туда было вывезено около 20 тысяч тепловыделяющих элементов. ОЯТ атомных ледоколов, базирующихся в Мурманске, также вывозится на это предприятие. Последний спецэшелон покинул базу “Атомфлот” 7 марта 2000 года. Цена транспортировки, хранения и переработки состава с ОЯТ составляет, по крайней мере, 500 тысяч долларов США. Сегодня более 32 тысяч сборок с ОЯТ транспортных реакторов хранится на Кольском полуострове в береговых хранилищах и на борту судов технологического обслуживания. Еще 32 тысячи сборок находятся на борту АПЛ, выведенных из эксплуатации. В течение следующего десятилетия общее количество сборок достигнет около 100 тысяч. Эта цифра будет включать ОЯТ действующих и выведенных из боевого состава АПЛ, а также атомных ледоколов, базирующихся в Мурманске.


Один из главных аргументов Минатома в поддержку строительства промежуточного хранилища на Кольском полуострове – это отсутствие свободных хранилищ и недостаточная мощность по переработке на ПО «Маяк».

3e144cde24c183b4d4b1c1283517000e.jpeg

“Беллона” приветствует новый проект

В течение трех лет Промышленная группа доказывала Минатому преимущества строительства нового промежуточного хранилища на Кольском полуострове, где сегодня находится большая часть ОЯТ транспортных реакторов. “Беллона” рассматривает решение о строительстве крупного регионального хранилища как прорыв в обсуждении между Россией и западными партнерами, которые обеспечивают финансирование проектов по ядерной безопасности. “Беллона” впервые предложила это решение в 1994 году. В феврале этого года известные российские экологические группы направили письмо министру иностранных дел Норвегии с поддержкой такого решения. В итоге, Минатом согласился с этой альтернативой.


«Это решение можно только приветствовать. С точки зрения экономичности и экологии – это единственный логичный шаг», – считает эксперт объединения “Беллона” Нильс Бемер. Несколько докладов и исследований по обращению с ядерными материалами, подготовленных объединением “Беллона”, содержали аргументацию в пользу такого решения.

2d9cccdb4aac3dc10af568f7afaf1242.gif

Федеральное хранилище ОЯТ

Концепция называется «Федеральное хранилище ОЯТ на северо-западе России». Согласно информации “Беллона” WEB, большая часть наработок для строительства сухого хранилища на ПО «Маяк» может быть применена для нового хранилища на Кольском полуострове. Пункт расположения этого хранилища модульного типа пока не определен. Компании, входящие в Промышленную группу, должны сейчас разработать ТЭО и проектную документацию для его создания. Первая стадия строительства будет профинансирована скандинавскими странами, Великобританией и ЕС. Участие Норвегии пока под вопросом. Хотя официальных заявлений по этому поводу и не было, совершенно очевидно, что представители Норвегии не очень приветствуют изменение позиции Минатома. По всем признакам, Норвегия была заинтересована переместить ядерное топливо как можно дальше от своих границ. Более того, понятно замешательство Норвегии, поскольку изменение планов совпало с завершением строительства четырех вагонов для перевозки ОЯТ на ПО «Маяк», которое финансировалось Норвегией, хотя передача вагонов и задерживается. Стоимость строительства спецвагонов составила более 2 миллионов долларов.


«Пока не ясно, будет ли Норвегия участвовать в финансировании нового хранилища на Кольском полуострове. Это политический вопрос, но мы, конечно, рассмотрим план», – сообщил представитель МИДа Норвегии Торбьерн Нурендал.


Еще в 1996 году Норвегия и Россия подписали протокол, предусматривающий среди прочих проектов строительство нового хранилища ОЯТ транспортных реакторов на ПО «Маяк». Целью проекта было ускорение процесса утилизации АПЛ и приведение ядерного топлива и радиоактивных отходов в безопасное состояние. Из-за отсутствия емкостей хранилищ на севере, большое количество ОЯТ все еще остается в реакторах АПЛ, давно выведенных из эксплуатации. Норвегия также пообещала помочь России в строительстве новых спецвагонов для транспортировки ОЯТ из Мурманска на ПО «Маяк» (расстояние – около 3500 км). Вагоны, строящиеся на заводе в Твери, должны были быть переданы 3 марта этого года, но пока остаются невыясненными вопросы, кто будет нести ответственность за их эксплуатацию.

1f4ffb8a6516dc5a6e2aaa5a4eac80e4.jpeg

Площадка для хранения 40 и 80-тонных контейнеров

Кроме нового модульного “сухого” хранилища на Кольском полуострове необходимо создать несколько площадок для хранения контейнеров с ОЯТ. В сегодняшней ситуации на Кольском полуострове необходимо будет построить, по крайней мере, три площадки. Дополнительное береговое хранилище может быть построено в Северодвинске (Архангельская область). Недавно разработанный железобетонный контейнер для ОЯТ транспортных реакторов может быть вскоре запущен в серийное производство. Программа CTR («Совместное сокращение угрозы») заказала Ижорскому заводу двенадцать 40-тонных контейнеров. Минатом пообещал оплатить еще 88 40-тонных контейнера. Прототип контейнера был представлен в конце октября прошлого года. Каждый контейнер стоит 150 тысяч долларов.


Другая модель железобетонного контейнера ОЯТ весит 80-тонн и имеет большую вместимость, но создает трудности при транспортировке. Площадки для этих контейнеров будут служить промежуточным буферным хранилищем сроком до 25 лет. Время хранения может быть увеличено до 40-50 лет. 80-тонные контейнеры, вероятно, будут использованы сначала на базе “Атомфлот” в Мурманске для хранения ОЯТ атомных ледоколов.

1fc93aabc29d3c28fa9c9e86ae9b9650.jpeg

“Атомфлот”

80-тонные контейнеры будут размещены на плите, которую предполагается соорудить на базе атомных ледоколов в Мурманске. Максимальное количество контейнеров составит 50 штук. В первую очередь, в контейнеры будет загружено отработавшее топливо, находящееся сейчас на борту плавтехбаз «Лотта» и «Лепсе». Контейнеры также предназначены для приема нестандартных сборок, включая поврежденные, имеющиеся на борту «Лепсе». Стоимость 80-тонного контейнера составляет 320 тысяч долларов.


Полярный

«Нуклид» – одно из предприятий Минатома, созданное для координации работы по проектам в области ядерной безопасности на северо-западе России – предложил построить площадку для хранения контейнеров с ОЯТ на СРЗ № 10 в Полярном. Завод имеет оборудование для выгрузки ОЯТ из реакторов подлодок. В Полярном также постоянно находится одна из несамоходных плавтехбаз Северного флота для хранения ОЯТ (тип 326М). У пирсов Полярного стоят семь выведенных из эксплуатации АПЛ с не выгруженным ядерным топливом. Руководство завода заявило о желании принять участие в утилизации АПЛ, но пока на заводе была разделана только одна АПЛ.

Гремиха

Третья альтернатива контейнерного хранилища ОЯТ на Кольском полуострове – это база ВМФ в Гремихе (восточная часть Кольского полуострова). В Гремихе не базируются действующие АПЛ, и этот факт, по мнению Минатома, облегчит проблему доступа на этот объект. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов также поддерживает идею создания хранилища в Гремихе для размещения уже накопленного там ОЯТ. Сегодня 17 выведенных из эксплуатации АПЛ находятся в Гремихе и все они имеют на борту отработавшее топливо. Для хранения ОЯТ в Гремихе также используется береговое хранилище, находящееся в неудовлетворительном техническом состоянии. Около 100 старых контейнеров с ОЯТ атомных подводных лодок первого поколения хранятся на открытой площадке без какой-либо защиты. Северный флот не осмеливается буксировать АПЛ для утилизации на предприятия области, опасаясь затопления. Гремиха является вероятным местом для сооружения площадки, где будут храниться 80-тонные контейнеры.


Северодвинск

Предприятия Северодвинска также остро нуждаются в дополнительных хранилищах для ОЯТ, которое выгружается из утилизируемых АПЛ. Согласно контракту с американской программой CTR, до 2002 года должны быть утилизированы 31 стратегическая АПЛ. Это 25 АПЛ класса «Дельта», 1 – класса «Янки» и 5 – класса «Тайфун». Утилизация АПЛ задерживается по причине нехватки хранилищ для ОЯТ и ограниченной возможности транспортировки ОЯТ на ПО «Маяк». В этой связи программа CTR начала финансирование создания инфраструктуры для обращения и с ОЯТ. CTR получила разрешение оплатить перевозку и переработку ОЯТ 15 стратегических подлодок (всего 30 активных зон реакторов), а ОЯТ 15 АПЛ будет размещено в 40-тонных контейнерах (оставшаяся одна АПЛ была уже выгружена ВМФ ранее). Несколько платформ для 40-тонных контейнеров будут построены на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске.


В 2000 году Минатом поставил цель выгрузить ОЯТ из 18 подлодок. Но маловероятно, что в оставшиеся 9 месяцев Минатому удастся выдержать такой напряженный график. Подобный план предполагает сооружение площадок для хранения, контейнеров, модернизацию существующего оборудования для выгрузки топлива на судостроительных заводах северо-запада и Дальнего Востока.


CTR также финансирует утилизацию АПЛ на СРЗ «Нерпа» на Кольском полуострове. Но вопрос о необходимости сооружения площадки для контейнеров на этом предприятии окончательно пока не решен.


В то же время «Нерпа» считается одним из наиболее подходящих мест для нового модульного “сухого” хранилища, или, так называемого, «Федерального хранилища ОЯТ». СРЗ «Нерпа» располагает большей частью необходимой инфраструктуры. И, что самое важное – на «Нерпе» работает персонал, имеющий опыт в проведении операций по выгрузке ОЯТ.