News

Стратегия Минатома по импорту отработавшего ядерного топлива

Опубликовано: 12/03/2000

Новая стратегия Минатома за короткий период удвоит существующее количество отработавшего топлива на территории России. Проект может превратить Россию в международный ядерный отстойник.

Обнародован стратегический план Министерства по атомной энергии России (Минатом) по завоеванию мирового рынка отработавшего ядерного топлива. План, который держался в секрете несколько месяцев, подробно описывает схему ввоза в Россию 20.5 тыс. тонн иностранного ОЯТ в течение следующего десятилетия, из которых 16 тыс. могут быть переработаны. Вероятность возвращения отходов странам-поставщикам практически исключается. Несколько министерств и государственных комитетов уже одобрили план.


Предлагая различным странам более дешевые услуги по хранению и переработке ОЯТ, Минатом хочет превратить сибирские земли в крупнейшую мировую ядерную свалку. Примечательным моментом плана является предложение для стран-экспортеров ОЯТ не забирать ядерные отходы после переработки, уплатив дополнительную сумму Минатому. В России Минатом защищает свой проект, утверждая, что благодаря нему, скудный госбюджет пополнится на 7.5 миллиардами долларов США. Аргумент железный — шесть министерств и ведомств уже одобрили план, включая Госатомнадзор и Госкомитет по охране окружающей среды. Последним шагом станет внесение ГосДумой поправки в Закон «Об охране окружающей среды». Сегодня этот закон запрещает импорт любых радиоактивных материалов.

Потенциальные страны-экспортеры

Минатом рассматривает две основные группы стран, которые готовы принять предложение. Прежде всего, министерство рассчитывает на продление соглашений со странами Восточной Европы, эксплуатирующие реакторы советской конструкции типа ВВЭР-440. Такими странами являются Венгрия, Чехия и Словакия. Минатом также акцентирует внимание на азиатские страны, где атомная энергия делает первые шаги, такие как Тайвань, Южная Корея, Китай. Наконец, в план включены страны, планирующие построить у себя АЭС — Таиланд, Вьетнам и даже Иран. Вторая группа включает страны имеющие соглашения, с перерабатывающими заводами в Sellafield (Великобритания) и LaHague (Франция) и, согласно Минатому, ищут более дешевые варианты. Сюда входят Германия, Испания, Япония и Швейцария. Эти страны сегодня ежегодно производят до 2400 тонн ОЯТ. Предполагается, что этот объем увеличится до 3000 тонн к 2015 году.


Увеличение емкости хранилищ

Минатом эксплуатирует два комплекса хранилищ для ОЯТ: одно на ПО «Маяк» (Южный Урал), другое — в Железногорске (Красноярский край). Два хранилища бассейнового типа на ПО «Маяк» способны вместить около 2500 тонн ОЯТ реакторов ВВЭР-440 и транспортных ядерных энергетических установок. Хранилище бассейнового типа в Железногорске может принять 6000 тонн ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и к 2001 году будет заполнено наполовину.


Согласно стратегическому плану Минатома, необходимо провести лишь незначительные реконструкции этих хранилищ для начала приема зарубежного ОЯТ. Реконструкция позволит комплексу хранилищ на ПО «Маяк» дополнительно принять 1600 тонн (всего 4100 тонн), а в Железногорске — 3000 тонн (всего 9000 тонн). Для модернизации хранилищ необходимо инвестировать 44 и 12 миллионов долларов США соответственно.


Более того, предполагается строительство еще двух хранилищ для ОЯТ, в том числе и иностранного происхождения. К 2004 году в Железногорске будет построено сухое хранилище вместимостью 9000 тонн. На 2004 год намечен также ввод в строй другого хранилища вместимостью 10000 тонн, где топливо будет храниться в контейнерах. Место расположения этого хранилища, стоимостью 125 миллионов долларов США, не уточняется.

Продолжение переработки ОЯТ

Одна из наиболее поразительных идей Минатома — это увеличение мощностей изношенного перерабатывающего завода РТ-1 на ПО «Маяк». Этот завод, введенный в эксплуатацию в 1977 году, занимался переработкой топлива реакторов ВВЭР-440, а также транспортных и исследовательских ядерных установок, одновременно загрязняя север Челябинской области огромными выбросами жидких радиоактивных отходов. Конструкция РТ-1 предусматривает переработку 400 тонн ежегодно, но с середины 80-х загрузка мощностей завода постоянно снижалась. Сегодня он работает на 35% от своей проектной мощности. За последние 10 лет были случаи, когда завод полностью останавливался.


Минатом собирается вложить 58 миллионов долларов США в модернизацию завода РТ-1, с тем, чтобы к 2006 году восстановить его мощность по переработке до 400 тонн ежегодно. После модернизации завод будет способен принимать на переработку и отработавшее топливо реакторов ВВЭР-1000.


Существующая печь электроостекловывания высокоактивных отходов, полученных в результате переработки на ПО «Маяк», пока не введена в эксплуатацию. План инвестиций Минатома к 2020 году предусматривает монтаж новой установки для приведения высокоактивных отходов в безопасное состояние стоимостью 27 миллионов долларов.


Достройка завода РТ-2

Сооружение перерабатывающего завода РТ-2 в Железногорске началось еще в 1977 году. Первая очередь завода, включающая хранилище бассейнового типа для ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 вместимостью 6000 тонн, была готова в 1985 году. Сооружение самой перерабатывающей линии началось в 1984 году, но было заморожено в 1989 году из-за проблем с финансированием. На строительство завода уже затрачено 350 миллионов долларов. Согласно плану Минатома, при вложении 1 миллиарда 960 миллионов долларов США строительство можно завершить к 2020 году. Мощность производства по переработке ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и транспортных энергетических установок составит около 1500 тонн.


Способы транспортировки в Россию

ОЯТ из европейских и азиатских стран будет доставляться в Россию наземными и морскими транспортными средствами. По железной дороге топливо будет перевозиться из Китая и Восточной Европы. Предполагается также переоборудование нескольких морских портов: Восточный на Дальнем Востоке, Мукачево на Балтийском море, и Дудинка на севере, откуда ОЯТ на баржах будет транспортироваться вверх по Енисею в Железногорск.


Начиная с 1979 года, на ПО «Маяк» по железной дороге было доставлено 860 вагонов типа ТК-ВГ-6 с ОЯТ реакторов ВВЭР-440. Но за последние годы темпы перевозок значительно снизились. Не последнюю роль сыграло решение Финляндии в 1996 году прекратить практику вывозы топлива, а также усилия, предпринимаемые Венгрией и Болгарией, найти альтернативу отправке топлива в Россию.


Необходимо одобрение Вашингтона

Идея импорта ОЯТ в Россию привлекла особое внимание после создания «Траста по нераспространению» (NPT) в США. «Траст по нераспространению» был учрежден представителями немецкой и американской промышленности, неправительственной организацией, несколькими влиятельными официальными лицами, которые ранее занимали высокие посты в правительстве и ВМФ США. Целью NPT является вывоз 10 тыс. тонн ОЯТ из разных стран (кроме США) и размещение их на хранение в России сроком на 40 лет. Согласно плану NPT, прибыль от этого должна покрыть разработку и сооружение центрального российского хранилища для РАО и ОЯТ, оздоровление радиоактивно загрязненных районов, социальные проекты. NPT предполагал заработать от 10 до 15 миллиардов долларов США на богатых промышленно-развитых странах, пытающихся избавиться от своего ОЯТ. NPT гарантировал, что топливо не будет переработано во избежание конфликта с американской политикой нераспространения.


Минатому эта идея пришлась по душе, и министерство начало массированное лоббирование в российском правительстве с целью ее продвижения. В 1999 году появился проект закона «О промышленном хранении и переработке ОЯТ». Предпринимались попытки внести поправки в федеральный Закон «Об охране окружающей среды» в пользу импорта ОЯТ, но все они были отклонены прежним составом Думы. Новый состав российского парламента, похоже, будет более сговорчивый, поскольку думский комитет по экологии состоит из сторонников Минатома.


Исходя из стратегического плана, подготовленного Минатомом, импорт ОЯТ в Россию не ограничится 10 тыс. тонн, как было объявлено NPT. Это количество, как минимум, удвоится, если анализ рынка ОЯТ, проведенный Минатомом, реален. Переработка является составной частью программы.


Но согласно газете «Вашингтон Пост», недостаток этого плана в том, что такие азиатские страны, как Япония и Тайвань, получают ядерное топливо из США и, следовательно, правительство США должно одобрить действия этих стран в отношении ОЯТ. Европейские страны, например Германия, вряд ли пойдут на конфликт с Вашингтоном по вопросам нераспространения.


Раскрытие стратегии Минатома в отношении ОЯТ произошло как раз в разгар переговоров с США по так называемому энергетическому плутонию, побочному продукту переработки ОЯТ. Департамент по энергетике США предложил России объявить мораторий на переработку в обмен на пакет помощи на сумму 100 миллионов долларов.


Заместитель секретаря по энергетике США Ернест Мониц, побывавший на прошлой неделе в Москве на переговорах с Минатомом, сообщил «Вашингтон Пост», что можно уверенно заявлять: «США не согласится ни на какой проект, предполагающий переработку Россией топлива американского происхождения».


Такой подход оставляет Минатому совсем немного вариантов, а именно, объявить мораторий на переработку топлива, получить согласие США на импорт ОЯТ из азиатских стран — наиболее вероятных потенциальных клиентов — и, после установления определенного рынка для таких услуг, вернуться к идее переработки, для получения дополнительной прибыли в твердой валюте.


Весь процесс, вероятно, выльется в status quo в отношении попыток США усилить политику нераспространения и приведет к накоплению огромного количества ядерных отходов, которые лягут тяжелым бременем на следующие поколения россиян.