News

USEC не отказывается от соглашения по российскому высокообогащенному урану

Опубликовано: 10/12/1999

Автор: Игорь Кудрик

Американская компания «USEC» преодолела свои сомнения и решила остаться исполнительным агентом правительства США по сделке с российским оружейным плутонием.

USEC продолжает работать исполнительным агентом правительства США по соглашению о российском высокообогащенном уране, несмотря на ранее звучавшие угрозы об уходе, если в течение ближайших двух лет компания не получит 200 миллионов долларов правительственной помощи. Представители USEC считают, что роль исполнительного агента является интересом компании на перспективу.

Соглашение о российском высокообогащенном уране было принято в феврале 1993 года. В 1994 году в результате соглашения две страны подписали контракт, согласно которому 500 тонн высокообогащенного урана (ВОУ) приобретаются американской компанией «US.Enrichment Corp.» (USEC). В тот момент компания входила в Департамент по энергетике. С российской стороны за сделку отвечал Минатом.
В соответствии с условиями контракта, ВОУ доводился до концентрации 4,4 % по урану-235 на заводе в Томске-7 (Северск) в Сибири, чтобы соответствовать стандартам американских АЭС. За эти услуги оплата должна производиться USEC по факту доставки продукта в США, в то время как оплата за сам уран происходит после его продажи на международном рынке.

В 1995 году USEC приобрел 6 тонн ВОУ, а в 1996 году — 12 тонн. Контракт должен продлиться до 2013 года. Общая сумма сделки составляет 12 миллиардов долларов. В 1997 году отправка 18 тонн ВОУ (540 тонн низкообогащенного урана) была задержана, поскольку USEC объявила о неспособности заплатить за продукт. Причиной этого стала приватизация компании в 1996 году.

Минатом начал поиск новых партнеров, и остановился на никому неизвестной компании «Пляйдис груп» во главе с русским эмигрантом.

В конечном итоге, мировые гиганты урановой индустрии — «Cameco», «Cogema», «Nukem» (CCN) — заключили соглашение с «Техснабэкспортом» о продаже урана. USEC получил субсидии от американского правительства для покрытия убытков и сохранил позицию исполнительного агента правительства по этой сделке.