News

Обвинительное заключение по делу Никитина останется секретным?

Опубликовано: 22/11/1999

Автор: Йон Гаусло

11 ноября 1999 года судья Городского суда Санкт-Петербурга Сергей Голец официально объявит о том, что новое судебное слушание по делу Никитина начнется во вторник 23 ноября 1999 года. В этот же день Голец примет другое важное решение – останется ли обвинительное заключение против Никитина секретным в ходе второго судебного слушания или нет.

Секретное обвинительное заключение

Когда 2 июля 1999 года ФСБ предъявила восьмое обвинение против Никитина, содержание обвинения не удивило Никитина и его адвокатов. Обвинение по-прежнему базировалось на заключениях экспертиз, которые в свою очередь базировались на секретных и имеющих обратную силу нормативных актах (приказ ; 071 от 1993 г. и ; 055 от 1996 г. Министерства обороны РФ, указ Президента ; 1203 от 1995 г. и ; 061 от 1998 г., Закон «О государственной тайне»от 1997 г.).


Что удивило защиту, так это то, что новое обвинение – в отличие от предыдущих – имело штамп «секретно». Из-за секретности Никитину и его защите разрешили лишь прочесть новое обвинение, а копии и выписки делать запретили. Им также не позволили делать выписки из окончательных материалов дела.


Кроме того, следователь ФСБ дал понять, что все обвинительное заключение, которое в отличие от обвинения содержит обзор как фактических, так и правовых аспектов дела, будет засекречено. Это будет означать, что Никитин и его защита в течение предстоящего суда будут иметь доступ к обвинительному заключению только в зале суда. По окончанию каждого судебного заседания обвинительное заключение должно оставаться в зале суда. Они будут также лишены возможности делать копии или выписки из обвинительного заключения для их использования вне здания суда.


Ходатайство Никитина о рассекречивании

11 октября 1999 года Никитин направил ходатайство в Городской суд с требованием рассекретить обвинительное заключение, чтобы его можно было использовать при подготовке к защите. Ходатайство базировалось на статье 46 и 237 УПК РФ, которые дают обвиняемому право делать копии из материалов дела, а также получить обвинительное заключение. В кодексе не говорится об ограничении этих прав в связи «с секретным характером уголовного дела».


В результате секретности обвинения подготовка защиты Никитина была существенно затруднена. Это затруднение также усиливается тем фактом, что ни адвокаты, ни сам Никитин все еще не имели возможности увидеть полное обвинительное заключение. Даже если документ и существует с августа 1999 года, согласно российскому законодательству защита не имеет права доступа к нему до официального объявления даты суда, что должно произойти 11 ноября 1999 года, всего 12 дней до начала суда.


Нарушения Европейской Конвенции по правам человека

Эти обстоятельства составляют явные нарушения принципа «равенства сторон», который предусматривает равенство сторон в ходе всего уголовного дела. Этот принцип является фундаментальной частью права обвиняемого на справедливый суд, предусмотренного статьей 6 (1) Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, было нарушено также специальное положение в статье 6 (3) (b) дает обвиняемому право на достаточное время и возможности для подготовки своей защиты.


Если Городской суд Санкт-Петербурга удовлетворит ходатайство Никитина о рассекречивании обвинительного заключения, то это в определенной мере устранит упомянутые нарушения Европейской Конвенции. И нарушения не будут такими вопиющими, если суд не оставит в силе полную секретность обвинений, установленную ФСБ, в силе.


Обвинительное заключение должно – по меньшей мере – быть передано защите в руки. Минимальное условие для проведения адвокатами надлежащей защиты – это детальный анализ обвинительного заключения. Это особенно важно в силу того, что российская правовая система дает право вынести оправдательный приговор подсудимому, только в случае если отклонен каждый его раздел, пункт за пунктом. Поэтому огромную важность для защиты имеет надлежащий анализ обвинительного заключения. Понятно, что сделать это можно только за пределами зала суда.


Заключение

Из вышесказанного следует, что необходимым (но не достаточным) условием справедливого суда является рассекречивание Городским судом обвинительного заключения, хотя бы в такой мере, чтобы адвокаты имели возможность провести надлежащую защиту. Таким образом, решение суда по этому вопросу будет также важным индикатором того, окажется ли новый суд справедливым или нет.