News

Суд по делу Никитина начнется в Санкт-Петербурге, 23 ноября 1999 года в 11.00

Опубликовано: 18/11/1999

Автор: Йон Гаусло

В резолюции о назначении судебного слушания на 23 ноября судья Сергей Голец заявил, что Санкт-Петербургский Городской суд должен выслушать мнения обеих сторон, прежде чем решить, закрывать дело или нет. Голец оставил обвинительное заключение секретным, но Никитин не лишен права на проведение надлежащей защиты.

Городской суд заслушает обе стороны

11 ноября судья Сергей Голец официально объявил, что суд по делу Александра Никитина начнется в Санкт-Петербургском Городском суде (Набережная реки Фонтанки д. 16) 23 ноября 1999 года в 11.00 по московскому времени. Резолюция судьи основана на УПК РФ и не имеет неожиданных моментов. Так как Кодекс почти не дает никакой возможности для анализа основы уголовного дела до начала судебного разбирательства, то следует ожидать отклонения ходатайства защиты о закрытии дела.


Однако следует заметить, что судья Голец отклонил ходатайство не из-за его необоснованности, а потому что «оснований для приостановления производства по уголовному делу, до вынесения его в судебное заседание, в настоящее время не имеется». Ни вопросы, затронутые в ходатайстве о закрытии дела, ни вопросы относительно использования секретных и имеющих обратную силу приказов в качестве основы обвинения не могут «быть разрешены односторонне, без заслушивания мнения сторон, изучения материалов дела и исследования экспертных заключений», пишет Голец.


Дело будет рассмотрено «в составе судьи и двух народных заседателей в закрытом судебном заседании». Это основано на ч. ч. 1-3 ст. 18 УПК РСФСР и ст. 4 Закона России «О государственной тайне». Однако это дело уже слушалось в суде в прошлом году, и тогда некоторые заседания суда были открытыми. Таким образом, есть основания полагать, что и на этом суде некоторые заседания объявят открытыми, например, при изучении вопроса о возможности получения сведений для доклада «Беллуны» из открытых источников.


Обвинительное заключение по-прежнему секретно

11 ноября Голец также принял решение, что он не может удовлетворить просьбу защиты о рассекречивании обвинительного заключения. Однако адвокатам разрешили работать с обвинительным заключением в здании Городского суда. Так как это заключение почти совпадает с прошлогодним обвинительным заключением за исключением добавленных цитат якобы секретных сведений из главы 8 доклада «Беллуны», секретность обвинительного заключения не может считаться большим препятствием для защиты. Таким образом, суд не лишил Никитина права на проведение надлежащей защиты.


Данная ситуация не соответствует принципу «равенства сторон», предусмотренного статьей 6 (1) и 6 (3) (b) Европейской Конвенции по правам человека, так как обвинительное заключение было готово в начале сентября 1999 года, а защита впервые получила к нему доступ 11 ноября. Однако это соответствует Уголовно-процессуальному Кодексу РСФСР, и пока необходимо смириться с тем фактом, что ратификация Россией Конвенции не решила всех проблем по соответствию внутреннего законодательства Европейской Конвенции.