News

Власти Челябинска исключают хранение дополнительного топлива

Опубликовано: 23/09/1999

Автор: Томас Нилсен

Администрация Челябинской области выступает категорически против хранения дополнительных объемов отработавшего ядерного топлива на ПО "Маяк". Однако, западные программы содействия России считают вариант сухого хранения на ПО "Маяк" приемлемым.

ЧЕЛЯБИНСК (Bellona WEB): В то время как Норвегия, Швеция и Скандинавский инвестиционный банк выделяют 50 миллионов долларов США на новое промежуточное хранилище для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на ПО "Маяк", администрация Челябинска утверждает, что оно никогда не будет построено. В интервью Bellona WEB, вице-губернатор Челябинской области Геннадий Подтесов даже заявил, что он никогда не слышал о запланированном новом хранилище для ОЯТ атомных подводных лодок. Москва и правительства скандинавских стран обсуждали возможность строительства такого хранилища в течение нескольких лет, но никто не подумал проконсультироваться с местными властями. Это не удивительно, поскольку Москвы мало когда интересовалась мнением местных властей, так как в течение десятилетий ПО "Маяк" был главной базой по производству плутония для сверхсекретной советской ядерной программы.

Западная промышленная группа, куда вошли представители Норвегии и Швеции, инициировала проект помощи Минатому в виде строительства нового промежуточного хранилища ОЯТ на ПО "Маяк", как часть работ по вывозу ОЯТ с баз Северного флота. Существующее хранилище в губе Андреева на Кольском полуострове заполнено и находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Кроме того, топливо не выгружено из более, чем 50 отстойных АПЛ, находящихся у причалов баз и судоремонтных заводов ВМФ. На ПО "Маяк" переработкой ОЯТ морских реакторов занимаются с конца 70-х годов. Проблема на сегодня — это отсутствие промежуточного хранилища и специальных железнодорожных вагонов для перевозки ОЯТ с Северного и Тихоокеанского флотов на ПО "Маяк" на Южном Урале.

Норвегия уже выделила 25 миллионов долларов для строительства четырех новых железнодорожных вагонов для транспортировки ОЯТ. Вагоны ТК-ВГ-18 сейчас строятся на заводе в Твери и должны быть готовы к марту 2000 года. Около 65 тыс. ядерных сборок хранятся в Андреевой губе на Кольском полуострове, а также на борту выведенных из эксплуатации АПЛ и судах-хранилищах. Вместимость нового запланированного промежуточного хранилища на ПО "Маяк" составляет 6 тыс. ядерных сборок, но это вполне достаточно, так как после непродолжительного хранения ОЯТ предполагается переработать.

Во время интервью в своем кабинете вице-губернатор Челябинской области Геннадий Подтесов был удивлен вопросом о точке зрения администрации по поводу нового хранилища. Он немедленно связался с главным инженером ПО "Маяк", расположенном в закрытом городе Озерск в 40 километрах к северу от Челябинска. На ПО "Маяк" информацию подтвердили.

"Такой план никогда ранее не был представлен губернатору. Мы категорически против строительства нового промежуточного хранилища для топлива с атомных лодок на ПО "Маяк", — заявил Подтесов. Борьба между Москвой и местными властями налицо. Подтесов подчеркнул, что Минатом в Москве и западные правительства могут обсуждать, что угодно, но без подписи губернатора проект никогда не материализуется.

Точка зрения челябинских властей совпадает с Государственным комитетом по экологии, который в 1989 и 1991 г.г пришел к заключению, что никакие дополнительные хранилища ядерных материалов не должны строиться на ПО "Маяк".

Несмотря на тот факт, что Минатом и Западная промышленная группа согласились с идеей строительства нового промежуточного хранилища на ПО "Маяк", все еще нет договоренности о технологии строительства. Представители Западной промышленной группы настаивают на строительстве нового сухого хранилища, которое, по их мнению, будет дешевле и безопасней. С другой стороны, Минатом при поддержке ПО "Маяк" хочет достроить хранилище "мокрого" типа, возведение которого началось несколько лет назад. По словам главного инженера ПО "Маяк", предложенное западной стороной сухое хранилище не соответствует российским требованиям безопасности.

Несколько источников с западной стороны сообщили Bellona WEB, что возможным компромиссом может быть строительство сухого хранилища на фундаменте существующего хранилища "мокрого типа". Минатом согласился провести оценку безопасности такого проекта, в то время как на ПО "Маяк" по-прежнему утверждают, что единственным возможным решением может быть достройка хранилища с "мокрой" технологией.

Программа CTR может посодействовать созданию сухого хранилища
В этом году американская программа "Совместное сокращение угрозы" (CTR) начала финансирование транспортировку ОЯТ, извлеченного из утилизируемых АПЛ Северного и Тихоокеанского флотов. Правительство США разрешило CTR перевезти и переработать топливо из 15 стратегических АПЛ. Однако дальнейшим условием является сотрудничество в области разработки и лицензирования сухого хранилища на ПО "Маяк". Прежде всего, хранилище будет предназначено для хранения топлива извлеченного из 15 АПЛ, утилизацию которых оплачивает CTR. Задачей CTR является разделка в общей сложности 31 стратегической АПЛ, но в настоящее время идет оценка возможности включения в программу утилизации и российских многоцелевых АПЛ. Таким образом, потребность CTR в сухом хранилище на ПО "Маяк" увеличится, так как дальнейшая официальная поддержка переработки на ПО "Маяк" со стороны официального США маловероятна.