News

Предприятия Северодвинска загружены работой

Опубликовано: 30/07/1999

Автор: Игорь Кудрик

В этом году в Северодвинске будут достраивать, ремонтировать и утилизировать атомные подводные лодки.

В начале этого году руководитель ПО «Севмаш» Давид Пашаев сообщил, что новый госзаказ на 1999 год в целом предпочтительней прошлогоднего. Похоже, что он оказался прав. На предприятии планируют спуск на воду новой атомной подводной лодки (АПЛ), ремонт атомного крейсера, утилизацию атомной подводной лодки, а также продолжить работу по сооружению АПЛ четвертого поколения.

 

Заводы «Звездочка» и «Севмаш» в Северодвинске занимаются строительством, ремонтом и, в последнее время, утилизацией атомных подлодок. Предприятия напрямую зависят от государственного финансирования и после распада СССР испытали на себе в полной степени бремя экономического кризиса. В 1998 году кризис достиг своего пика: строящиеся АПЛ получили минимальное финансирование, а утилизация отслуживших свой срок субмарин вообще не была включена в госзаказ.

Атомный крейсер станет на ремонт
В скором времени атомный крейсер «Адмирал Нахимов» будет отбуксирован на ПО «Севмаш» для проведения ремонта. Тот факт, что крейсер "возьмут на буксир" показывает острую необходимость в его ремонте. Эксперты считают, что буксировка корабля в Северодвинск, находящегося сейчас в одной из баз на Кольском полуострове, является опасной и рискованной операцией.

«Адмирал Нахимов», атомный крейсер класса «Киров», вошел в боевой состав в 1988 году. ВМФ России располагает тремя действующими крейсерами такого класса. Два из них, «Адмирал Ушаков» на Северном флоте и «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском флоте, могут быть утилизированы, если правительство не выделит средства на ремонт. Новейший крейсер «Петр Великий» вошел в боевой состав в 1996 году и базируется на Северном флоте.

Закончится строительство новой АПЛ
Руководство ПО «Севмаш» сообщило, что в сентябре 1999 года будет спущена на воду АПЛ «Гепард» (по классификации НАТО «Акула»). Пройдет значительное время, прежде чем АПЛ войдет в боевой состав, но это все равно является прогрессом. АПЛ была заложена в 1991 году и, согласно первоначальному плану, должна была войти в боевой состав в 1996 году. Последний раз на ПО «Севмаш» со стапелей была спущена АПЛ «Омск» (по классификации НАТО «Оскар») в 1996 году.

Продолжится также сооружение стратегической АПЛ четвертого поколения класса «Борей» («Юрий Долгорукий»). Год назад эту АПЛ было решено реконструировать. На тот момент степень ее готовности составляла 10 %. Решение о внесении изменений в конструкцию АПЛ было продиктовано ненадежностью стратегических ракет класса «Барк», которые должны были быть установлены на «Юрии Долгоруком». Ряд испытаний этих ракет прошел неудачно. Строительство АПЛ началось 25 октября 1996 года. Когда в 1997 году финансирование прекратилось, ввод «Юрия Долгорукого» был перенесен на 2002-2003 год. Наконец, сообщения во время прошлогоднего экономического кризиса пессимистично отодвигали дату окончания строительства АПЛ на 2010 году.

Одну АПЛ утилизируют
АПЛ класса «Дельта-IV» (вероятно К-114) прибыла на завод «Звездочка» для разделки. Утилизация АПЛ финансируется программой «Совместное сокращение угрозы» (CTR). Эта программа — попытка конгресса США помочь России обезопасить свои запасы ядерного оружия и выполнить условия соглашений по разоружению. Одна АПЛ подобного класса сейчас ремонтируется на «Звездочке», чтобы потом снова вернуться в боевой состав флота.

В скором времени с другой АПЛ класса «Дельта-I» будет выгружено топливо, а затем она также будет утилизирована.