News

Cпецэшелон с ОЯТ покинул Северодвинск

Опубликовано: 30/04/1999

Автор: Игорь Кудрик

Первый за этот год эшелон с отработавшим ядерным топливом направился из Северодвинска на ПО «Маяк».
Игорь Кудрик, Алексей Климов
30/04-1999 12:00







<!—#set var="author_format" value="Игорь Кудрик и Алексей Климов» —>



Cпецэшелон с ОЯТ покинул Северодвинск


Первый за этот год эшелон с отработавшим ядерным топливом направился из Северодвинска на ПО «Маяк».

В начале апреля долгожданный эшелон с грузом отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) покинул Северодвинск (Архангельская область) и направился на перерабатывающее предприятие «Маяк», Южный Урал.

Выгрузка контейнера с отработавшим ядерным топливом
Выгрузка контейнера с отработавшим ядерным топливом с плавтехбазы проекта 2020 «Малина» на одном из судостроительных заводов в Северодвинске.

ПО «Маяк» традиционно принимает на переработку ОЯТ реакторов атомных подводных лодок и атомных ледоколов, которые находятся в оперативном управлении Мурманского морского пароходства (ММП). По утверждениям официальных лиц, ежегодно необходимо отправлять десять таких эшелонов, чтобы поспевать за темпами выгрузки топлива из реакторов утилизируемых атомным подводных лодок.

Перевалочные пункты ОЯТ на северо-западе России расположены на базе ледокольного атомного флота — РТП «Атомфлот» — в Мурманске и в Северодвинске. До 1994 года финансовые расчеты между ПО «Маяк» с одной стороны, а Северным флотом и ММП с другой, не велись. Столкнувшись с недостатком финансирования из госбюджета, «Маяк» начал требовать оплату за свои услуги.

Сегодня один эшелон с ОЯТ стоит порядка 1-1.5 миллиона долларов. Деньги должны поступать из федерального бюджета, но это всегда происходит с опозданием. Кроме того, в 1994 году устаревшие, но действующие, вагоны были заменены всего лишь четырьмя современными, которые были способны перевозить новые контейнеры типа ТК-18. В итоге, это значительно снизило темпы вывоза топлива. Один эшелон с контейнерами типа ТК-18 способен за один рейс взять примерно 580 топливных сборок (содержимое 2-2.5 активных зон атомных реакторов).

В 1998 году состав совершил только три рейса. Апрельский эшелон — первый в этом году. Подобные темпы вывоза вызывают серьезную озабоченность как у эксплуатирующих организаций, так и у надзорных органов.

«Мы написали письмо Евгению Примакову, и получили ответ от заместителя министра по атомной энергии, который пообещал взять вопрос под особый контроль», — сообщил Bellona WEB руководитель Комитета по экологии Северодвинска Леонид Куратов. «Этот эшелон является первым результатом».

По словам Куратова в мае ожидается еще один такой спецрейс.

«В идеале мы рассчитываем еще на три спецэшелона в этом году»,- добавил Куратов.

По имеющимся сообщениям, состав принял ОЯТ с судна технологического обслуживания ПМ-63, которое способно вместить 1400 топливных сборок (почти шесть активных зон реакторов). Судно находится в очень плохом состоянии и нуждается в ремонте, что невозможно, пока ОЯТ не будет выгружено.

Также сообщается, что этот эшелон имел один экспериментальный прицепной вагон, построенный на ПО «Маяк», в котором также было размещено ОЯТ.

В настоящий момент Норвегия выделила 3.1 миллиона долларов на строительство в России четырех вагонов типа ТУК-18 для перевозки контейнеров с ОЯТ. Вагоны будут готовы весной/летом 2000 года. Многие эксперты ставят под вопрос целесообразность вывоза ОЯТ на ПО «Маяк», предлагая вместо этого строительство временного хранилища на Кольском полуострове.

Тем временем, Мурманское морское пароходство не планирует в ближайшем будущем отправлять топливо на ПО «Маяк», ссылаясь на отсутствие бюджетных средств.

Дополнительная информация: