News

Атомные ледоколы для следующего столетия

Опубликовано: 16/03/1999

Автор: Игорь Кудрик

Россия заявляет о возможности создания нового поколения атомных ледоколов в следующем столетии, но пока не решен вопрос с финансированием.

«Я считаю, что пришло время начать проектирование и строительство новых атомных ледоколов для двадцать первого века»,- сказал глава Министерства транспорта Сергей Франк в интервью ИТАР-ТАСС. 4 марта Франк и министр по атомной энергии Евгений Адамов побывали в Мурманске, чтобы обсудить будущее атомного ледокольного флота.

В России построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз. Все они находятся в Кольском заливе на базе "Атомфлот" в двух километрах к северу от Мурманска. Атомоходы являются государственной собственностью, но находятся в оперативном управлении АО «Мурманское морское пароходство» (ММП). В прошлом году вторая по величине в России нефтяная компания «Лукойл» приобрела контрольный пакет акций ММП.

Франк полагает, что его министерство совместно с Министерством экономики и Министерством по атомной энергии должны составить план развития атомного ледокольного флота в следующем веке.

Официальные подсчеты показывают, что стоимость постройки атомного ледокола нового поколения составляет 350 миллионов долларов. НИИ морского флота и компания «Айсберг» из Санкт-Петербурга создали проект нового ледокола. Проект предполагает, что новый ледокол будет двухосадочный, т.е. его эксплуатация возможна как в открытом море, так и в мелких водах устья Енисея в Западной Сибири.

В перспективе Россия нуждается в 4 новых ледоколах. Однако федеральный бюджет сможет покрыть лишь 50 % необходимой суммы. Оставшаяся часть суммы может быть получена от частных инвесторов, если начнется освоение месторождений Тимано-печорской нефтегазоносной провинции в Западной Сибири.

Грузоперевозка в Арктике, другая причина для расширения флота, за последние 9 лет сократилась в 4 раза. В 1996 году было перевезено лишь 2.05 миллиона тонн. В то время как необходимо минимум 3-4 миллиона тонн грузов в год, чтобы инвестиции окупались. Представители «Лукойла» заявили, что, возможно, будет рассматриваться вопрос инвестиций в атомный флот, но никаких конкретных шагов пока предпринято не было.

В 1993 году на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге был заложен атомный ледокол «50 лет Победы» класса «Арктика». Для завершения строительства требуется 100 миллионов долларов.

Франк сказал, что строительство нового атомохода может занять 8 лет. Через 15 лет все российские атомные ледоколы, кроме «Ямала» будут выведены из эксплуатации. Тем временем проект создания атомного ледокола следующего поколения еще не готов.

Информация об атомном ледокольном флоте

Первый атомный ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации в 1989 году. «Сибирь», построенный в 1977 году, стоит у причала в Кольском заливе в течение последних двух лет и вряд ли опять начнет работу. «Арктика» превысила предусмотренный срок эксплуатации в 100 тысяч часов на 40 тысяч часов. Несмотря на возраст, этот ледокол будет эксплуатироваться еще 10 тысяч часов или 12 месяцев. «Севморпуть» в течение двух лет ожидает перезарядки реакторов. Самый новый ледокол «Ямал» имеет свежее топливо только для одного из двух реакторов и в течение года не эксплуатировался. «Советский Союз», «Россия», «Таймыр» и «Вайгач» в настоящее время работают в Арктике.