Эшелон с ОЯТ прибыл в Красноярск

ОЯТ, принимать которое отказывался Лебедь, было доставлено с Запорожской АЭС. Его прибытие в Железногорск (бывший Красноярск-26) в Сибири подтверждено Красноярским отделом Госатомнадзора и местными активистами экологических организаций.

Причина, по которой Лебедь хотел воспрепятствовать ввозу украинского ОЯТ, — несоответствие размера оплаты ОЯТ Украиной мировым расценкам. Лебедь хотел увеличить сумму в два раза, причем оплата должна производится живыми деньгами, а не бартером, как это было в последнее время. Украина погашала свои долги перед Красноярским комбинатом за счет поставок растительного масла, продуктов и одеждой.

Не первый раз между Украиной и Красноярским краем возникают разногласия по оплате за прием ОЯТ. В 1992 г. Красноярск отказался посылать на Украину транспортные контейнеры для ОЯТ реакторов ВВЭР-1000. Контейнеры не посылались в течение двух лет. Хранилище РТ-2 в Железногорске — единственное централизованное хранилище ОЯТ для реакторов типа ВВЭР-1000 в бывшем СССР.

Российские экологи заявляют, что ввоз ОЯТ из-за границы для хранения на территории России нарушает федеральное законодательство. Минатом утверждает, что все законно, так как ОЯТ в конечном итоге будет переработано, а из полученных продуктов будет произведено свежее топливо, которое возможно отправить на экспорт.

«Это заявление весьма противоречиво. ОЯТ от украинских реакторов ВВЭР-1000 невозможно переработать в России», — говорит Владимир Сливяк, руководитель антиядерной компании Социально-экологического союза. Строительство предприятия РТ-2 в Железногорске, которое могло бы перерабатывать ОЯТ реакторов этого типа, было заморожено в 1989 г. Степень готовности объекта — 30-40 %.

«Но сегодняшний экономический кризис (в России) дал Минатому еще одну причину для лоббирования в правительстве разрешения на дальнейшую транспортировку иностранного топлива в Россию в обмен на твердую валюту», — говорит Сливяк.

Пока Лебедь требует увеличения оплаты от Украины, экологические группы в Красноярске опасаются, что ведомство также начнет лоббировать разрешение на прием топлива из других стран в обмен на твердую валюту. Находясь в Восточной Сибири, Красноярск представляется удачным местом для ввоза ОЯТ из таких стран, как Южная Корея и Япония.

Томас Нилсен