Лебедь приостановил отгрузку ядерного топлива

Стержни с отработанным ядерным топливом от реакторов ВВЭР-1000 в бывшем Советском Союзе в течение многих лет отсылались на центральное хранилище в Железногорске (бывший Красноярск -26) в Сибири, где они по замыслу должны были храниться до завершения строительства завода по переработки РТ-2. В октябре Лебедь отправил премьер-министру Евгению Примакову телеграмму, заявляя, что он больше не пустит на территорию Красноярской области груз с отработавшим ядерным топливом, если цена не будет увеличена до 500 долларов за килограмм, вместо прежних 285 долларов, сообщает The Moscow Times. Представитель Лебедя Александра Куленкова, сказала, что Украина не оплатила услуги Железногорска деньгами, погашая долги через бартер (растительное масло и другие пищевые продукты). Отработанное ядерное топливо, которое Лебедь отказался принимать, должно было быть отправлено с Запорожской АЭС на Украине. Согласно российским законам импорт отработанного ядерного топлива для захоронения в России запрещен. Но Министерство по атомной энергии (Минатом) утверждает, что продукты переработки используются для изготовления свежего топлива, которое можно отправлять на экспорт. Строительство перерабатывающего завода РТ-2 в Железногорске было заморожено в период распада Советского Союза. Завершение строительства завода остается под вопросом. Топливо на сегодня находится в хранилище «мокрого» типа в десятке метром от стройплощадки РТ-2. Сегодня хранилище заполнено на одну треть.

В то время как хранилище в Железногорске лишь принимает ОЯТ от реакторов ВВЭР-1000, перерабатывающий комбинат «Маяк» на Южном Урале получает ОЯТ судовых реакторов и реакторов ВВЭР-440 из бывшего Советского Союза и нескольких стран Восточной Европы, среди них и Болгарии. На прошлой неделе экологические организации России и Болгарии подписали обращение к своим правительствам и парламентам с требованием отменить планы транспортировки ОЯТ Козлодуйской АЭС в Болгарии на ПО «Маяк» в России.

«Транспортировка ОЯТ и его переработка ведет к крайне негативным политическим, финансовым и экологическим последствиям», — говорит Полина Кирева, представитель болгарской экологической группы «За Земята». «Она должна быть прекращена», — заявила Кирева. Сейчас Болгария платит 620 долларов за килограмм ОЯТ, отправленного на «Маяк», но российские официальные лица поговаривают, что цена будет увеличена в ближайшем будущем до 1000 долларов за килограмм. Эта цифра не включает транспортные расходы.

Томас Нилсен