News

«СТАТУС», март 1998: Военные судоремонтные заводы на северо-западе России

Опубликовано: 01/03/1998

Автор: Игорь Кудрик

Военные судоремонтные заводы на Кольском полуострове и в Северодвинске, Архангельская область, ожидают особенно тяжелые времена в этом году. Государственный бюджет этого года, выделенный военным судоремонтным заводам, снижен до минимума, в то время как коммерческая активность не приносит желаемых результатов. Кроме того, ряд судоремонтных заводов потерял свои экономические привилегии из-за поправок, внесенных Государственной Думой в Закон «О закрытых административно-территориальных образованиях». В завершении всего, в прошлом году была расформирована сильнейшая лоббирующая структура оборонной промышленности - Министерство по оборонной промышленности, оставив множество судоремонтных заводов, включая находящиеся в Северодвинске, без корпоративной поддержки в Москве.

В этом «Статусе» рассказывается о проблемах военных судоремонтных заводов, которые возникли в результате процесса реструктуризации прошлого года, а также последних правительственных перестановок в Москве.

Заводы «Севмаш», «Звездочка» и «Нерпа» сегодня подчиняются Министерству Экономики. Отчитываясь раньше перед ныне не существующим Министерством по оборонной промышленности, заводы лишились этой политической поддержки, когда Министерство было расформировано 17 марта 1997 года указом Президента России № 249. «Севморпуть», «Шквал» и «Сафоново» (Росляково) остаются в подчинении Министерства Обороны.

Решение о роспуске Министерства по оборонной промышленности не встретило одобрение судоремонтных заводов. Они действительно лишились сильнейшего лоббиста своих интересов, находящегося в Москве. Реструктуризация привела к глубокому кризису, так как никто больше не будет подталкивать правительство к выплате обещанных государством денег.

Текущая экономическая ситуация на судоремонтных заводах

В 1995 году на Северном Флоте было проведено 12,9% ремонтных работ от необходимого объема от имеющихся промышленных мощностей. В 1996 году эта цифра упала до 5,2%. В 1997 году рекорд был побит опять — 4,8% от необходимого объема. Эти цифры ярко демонстрируют тот малый объем работ, который военные судоремонтные заводы должны были проделать за прошедшие три года.

Рабочие судоремонтного завода в п. Сафоново (завод № 82) не получили зарплату за октябрь прошлого года, также как за январь и февраль этого года. Существует план объединения этого завода с заводом «Севморпуть», расположенным в Мурманске. Руководство завода № 82 не поддерживает эту идею, так как этот шаг означает дальнейшее сокращение своего штата.

В январе этого года у судоремонтного завода в Сафоново не было работы. Тем не менее, главный инженер завода уверен, что в будущем будет лучше. В этом году завод получил государственные заказы на ремонт военных судов, а также заказ от Мурманского морского пароходства на проведение капитального ремонта в сухом доке атомного лихтеровоза «Севморпуть». Эти заказы займут 88% промышленных мощностей завода. Единственное что беспокоит руководство СРЗ: поступят деньги, обещанные Москвой. Как правило, выбивание бюджетных денег требует много времени и усилий и не всегда заканчивается желаемым результатом. В прошлом году рабочие завода были вынуждены дважды перекрывать автодорогу, в попытки заставить государство выплатить заработную плату.

Рабочие завода «Севморпуть», расположенного в Мурманске, видели свою последнюю зарплату в декабре 1997 года. Завод безуспешно пытался получить часть работ по разделке атомных подводных лодок. Вероятно, он будет участвовать в проекте по утилизации обычных судов, находящихся в акватории Кольского залива. Но в этих планах еще много неопределенности.

Военный судоремонтный завод «Шквал» в г. Полярный на Кольском полуострове находится в самом тяжелом положении. Рабочие не видели зарплаты с октября прошлого года.

Судоремонтный завод «Нерпа», расположенный в п. Вьюжный на Кольском полуострове, также страдает от нехватки денег. Последний раз рабочие получали полную зарплату семь месяцев назад. С другой стороны «Нерпа» частично является гражданским заводом, и поэтому имеет больше шансов на получение коммерческих заказов.

Северодвинские предприятия «Звездочка» и «Севмаш» активно участвовали в различных гражданских проектах. Тем не менее, большинство мощностей заводов предназначены для выполнения таких госзаказов, как постройка новых атомных подводных лодок, их ремонт и разделка. В этом отношении заводы имеют огромные экономические проблемы. Средняя задержка зарплаты составляет 4-5 месяцев. Около 5% долга по зарплате были выплачены рабочим «Севмаша» 28 марта. Это было сделано, чтобы предотвратить массовое участие заводских рабочих во всероссийской забастовке, намеченной на девятое апреля. Выплаченные деньги — это капля в море, которая едва ли это уменьшит активность заводских рабочих в день забастовки.

Отсутствие финансирования для разделки атомных субмарин Денежные средства, выделенные для утилизации атомных подводных лодок в 1998 году, едва покроют расходы на одну АПЛ. Заводу «Нерпа», который наиболее активно участвует в операциях по утилизации АПЛ на Кольском полуострове, было выделено 350 тыс. долларов США на весь 1998 год. Достаточно сказать, что для разделки одной подлодки требуется около 4,3 млн. долларов США.

Еще более плачевная ситуация сложилась в настоящий момент в Северодвинске. Из-за задержки с утверждением ГосДумой бюджета, предприятия не получили вообще ни одного заказа на утилизацию в 1998 году. Другими словами, государственное финансирование разделки АПЛ в Северодвинске на этот год еще не выделялось. Тридцатого марта руководители заводов уехали в Москву, с тем, чтобы получить хоть какие-то финансовые гарантии на этот год.

Заводы, подчиненные Министерству обороны, вероятно даже и не будут пытаться получить свою часть заказов, наблюдая за безуспешными попытками своих «гражданских» коллег.

Лишены экономических привилегий

20 февраля этого года Государственная Дума РФ приняла поправки к Закону «Об административно-территориальных образованиях». Поправки опять обрекают эти города на полную зависимость от скудного федерального бюджета.

Закон о так называемых закрытых

административно-территориальных образованиях (ЗАТО) был принят в 1992 году. Городам, получившим статус ЗАТО, предусматривалось предоставление ряда финансовых привилегий. Во-первых, налоги, собранные внутри такого образования оставались в местной казне. Во-вторых, для таких городов предусматривалось льготное налогообложение инвестиций.

К 1997 году подобный статус был предоставлен ряду военных городов на Кольском полуострове. В частности, это были п. Вьюжный, где расположен завод «Нерпа», и г. Полярный, где находится судоремонтный завод ВМФ «Шквал». В стадии обсуждения находится присвоение статуса ЗАТО г. Северодвинску, где располагаются предприятия «Севмаш» и «Звездочка».

С принятием поправок, города со статусом ЗАТО были лишены экономических привилегий, что сделает для них 1998 год особенно тяжелым.

Заключение

Девятого апреля военные судоремонтные заводы присоединятся к всероссийской акции протеста. Забастовка вряд ли поможет разрешению проблем неплатежей, поскольку государство не нуждается в столь больших мощностях заводов, созданных для выполнения заказов холодной войны. Расформирование Министерства по оборонной промышленности — явный признак того, что производство вооружения, и мощности для его технического обслуживания и ремонта не находятся в списке государственных приоритетов. Государство просто не имеет средств для поддержания их на уровне времен Советского Союза.

Осознание этого стало тяжелым ударом для директоров заводов, столкнувшихся с ворохом экономических и социальных проблем.

Прогресс в процессе утилизации атомных подводных лодок очень слабый, поскольку находится в прямой зависимости от общей ситуации на предприятиях военного судоремонта и судостроения. По всей видимости, в этом году темпы утилизации приобретут рекордно низкие показатели. Ситуация усугубляется и тем, что последние перестановки в правительстве России также повлияют на процесс утилизации подводных лодок. Много лет ушло на то, чтобы объяснить правительству России важность финансирования проектов по приведению в безопасное состояние радиоактивных отходов и утилизации атомных подводных лодок. Сейчас руководителям предприятий, занимающихся утилизацией АПЛ, придется налаживать новые связи и убеждать вновь пришедшее правительство в необходимости решения проблем.

Примечательно, что бывший премьер-министр правительства России Виктор Черномырдин был немало удивлен, когда прошлой осенью губернатор Мурманской области сообщил ему о серьезных проблемах радиационной безопасности на Кольском полуострове, связанных с деятельностью Северного Флота.

Остается надеяться, что новому правительству не потребуется много времени для понимания всего спектра проблем радиационной безопасности, вызванных эксплуатацией атомного флота ВМФ.